Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 2

Под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию как со стороны государства, так и негосударственного сектора снизились масштабы инновационной деятельности.
Сохраняется высокая степень долларизации экономики. Позитивные тенденции середины 1995 года в текущем году были прерваны и пока не возобновились.
В итоге предусмотренная программой активизация структурной перестройки до сих пор не достигнута и в ближайшее время необходимо добиться серьезных сдвигов на этом направлении.
В целом в основе бюджетного и инвестиционного кризисов лежит резкое обострение структурных и институциональных проблем. За пять лет реформ не удалось окончательно разделить финансы государства и предприятий. Предприятия и банки с низкой экономической эффективностью продолжают функционировать за счет средств государственного бюджета, а также кредиторов, поставщиков и потребителей.
В программе была поставлена цель обеспечить повышение уровня жизни населения. Однако в 1995 году заметно снизились реальные располагаемые доходы населения (на 13 процентов), особенно в первые месяцы вследствие усиления инфляции, а в 1996 году их стабилизация достигнута на более низком уровне. Предприняты меры по повышению минимальных размеров оплаты труда, пенсий, пособий и стипендий, по сокращению масштабов бедности. Однако результативность мер снижалась из-за задержки выплаты зарплаты и пенсий.
Региональная картина бедности по-прежнему тесно связана с отраслевой спецификой территорий. Наиболее значительные группы беднейшего населения сконцентрированы в регионах с преобладанием обрабатывающей промышленности и низким уровнем экономического развития, слабыми возможностями обеспечения за счет собственных ресурсов приемлемого уровня развития социальной сферы. В таких регионах, как правило, пониженный по сравнению с другими территориями удельный вес занятого населения. В более благополучном положении находятся регионы с преобладанием добывающих отраслей промышленности, на продукцию которых имеется устойчивый спрос на внутреннем и внешнем рынках (предприятия топливно-энергетических отраслей, цветной и черной металлургии). Это прежде всего регионы Северного, Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.
В области институциональных преобразований существенный прогресс был достигнут в сфере законодательства: введены в действие первая и вторая части Гражданского кодекса, законы об акционерных обществах и ценных бумагах.
Однако реализация основных задач программы в этой области была сорвана. Не удалось добиться прогресса в защите прав собственности и обеспечении выполнения взаимных обязательств хозяйствующих субъектов.
Темпы приватизации заметно отстают от предусмотренных программой, доходы от приватизации и продажи акций, принадлежащих государству, существенно ниже запланированных. Тормозом для проведения эффективной приватизации остается неурегулированность вопросов, связанных с приватизацией земли и недвижимости. Несмотря на углубление неплатежеспособности предприятий, процедуры банкротства не стали пока важным инструментом их реструктуризации. Не удалось отладить механизм управления государственной собственностью.
Оценивая сложившуюся экономическую ситуацию в целом, можно утверждать, что страна проходит самую трудную фазу кризиса, охватившего российскую экономику с 1990 года.
Его преодоление дается с большими сложностями и идет гораздо медленнее, чем первоначально предполагалось. Это обусловлено тремя группами факторов. Первая группа связана со структурными деформациями и технологической отсталостью, сформировавшимися в условиях действия командных методов управления, неразвитостью рыночных механизмов и институтов частной собственности, а также с разрывом длительно складывавшихся связей с республиками бывшего Союза ССР и странами СЭВ. Вторая - с отставанием в области институциональных преобразований, особенно в создании баланса прав, власти и интересов собственников, менеджеров и работников предприятий, а также органов государственной власти всех уровней, в обеспечении правовых отношений собственности в аграрном секторе. Третья группа факторов включает ошибки, допущенные в ходе самих реформ. Среди них - слабая социальная составляющая и, соответственно, высокая цена реформ для большей части населения, запаздывание с реформами на микроуровне, серьезные недостатков функционировании налоговой системы, сочетающей высокое налоговое бремя для одних и многочисленные льготы для других, что не способствовало укреплению налоговой, бюджетной, платежной и договорной дисциплины, укреплению законности и правопорядка. Значительным недостатком является отсутствие должной последовательности и согласованности в проведении денежно-кредитной и финансовой политики, когда периоды жестких подходов сменялись периодами их ослабления.
Отставание с реализацией программы, особенно в институциональных преобразованиях, в налогово-бюджетной и инвестиционной сферах серьезно влияет на перспективы выхода из кризиса. Тем не менее главные предпосылки экономического роста и структурной перестройки созданы. Теперь необходимо энергичными и последовательными действиями добиться перелома и реализовать имеющиеся возможности.
Достижение этой цели должны обеспечить мероприятия, составляющие суть новой программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах".

1.2. Угрозы национальным интересам России в области экономики

При разработке настоящей Программы Правительство Российской Федерации исходило из необходимости решения важнейших социально-экономических проблем и преодоления внешних и внутренних угроз, которые могут затормозить или остановить продвижение страны к экономическому благополучию. Основными из них являются:
неэффективная структура накоплений, низкий уровень инвестиций в основные фонды и человеческий капитал;
демонетизация экономики;
низкий уровень платежной и договорной дисциплины и сбора налогов, существование в экономике значительного числа нежизнеспособных предприятий;
высокая долговая нагрузка на экономику, необходимость обслуживания внешнего долга;
низкое качество управления, техническая и технологическая отсталость и высокая степень физического износа основных фондов большинства предприятий, их медленная адаптация к новой экономической среде;
высокая затратность национальной экономики, касающаяся практически всех факторов производства - труда, капитала, материалов, энергии;
возрастающая доля теневого сектора экономики;
ослабление научно-технического потенциала страны, вывоз за ее пределы результатов перспективных НИОКР и конкурентоспособных технологий, осуществляющийся зачастую нелегально или на несправедливых, невыгодных для России условиях;
отставание в приросте разведанных запасов минерально-сырьевых ресурсов от темпов их добычи, а также формировании инфраструктуры для первичной переработки и транспортировки добытых природных ресурсов в районах освоения новых месторождений;
неэффективная структура экспорта и импорта, существенная зависимость от конъюнктуры мирового рынка по ряду товарных позиций, утечка капиталов за рубеж, имеющая место практика монопольного поведения иностранных производителей на внутреннем рынке, нарушающая принципы справедливой конкуренции; сохранение дискриминационных барьеров для российских экспортеров на внешних рынках;
высокая дифференциация населения по уровню доходов, фактическое отсутствие "среднего класса" в российском обществе, значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, существование очагов высокой локальной концентрации безработицы;
несоответствие между структурой спроса на рабочую силу и ее предложением;
неурегулированность межбюджетных отношений.

1.3. Потенциал развития российской экономики

Россия имеет существенные конкурентные преимущества, способные оказать воздействие на улучшение экономического положения. От эффективности использования имеющегося позитивного потенциала и устранения существующих ограничений зависят темпы социально-экономического развития страны и ее экономическое могущество.
Население и трудовые ресурсы. Конкурентными преимуществами страны являются наличие квалифицированных трудовых ресурсов при относительно низкой стоимости рабочей силы.
Демографическая ситуация, сложившаяся в России на данный момент, позволяет сделать вывод, что численность лиц в трудоспособном возрасте имеет тенденцию к увеличению. Это создает предпосылки для роста трудового потенциала страны. В то же время указанные процессы сопряжены с необходимостью создания новых рабочих мест.
Позитивным фактором является наметившаяся в 1995 году тенденция увеличения средней продолжительности жизни россиян.
Природно-сырьевая база. В настоящее время Россия располагает основными видами минерально-сырьевых ресурсов в объемах, удовлетворяющих текущие и перспективные потребности производства и населения, а также позволяющих осуществлять экспортные поставки. Вместе с тем экономика страны в целом и отдельные ее регионы испытывают дефицит в высококачественных рентабельных для промышленного освоения ресурсах урана, марганца, хрома, титана, вольфрама, некоторых видов топливно-энергетического сырья, неметаллов.
В структуре минерально-сырьевой базы более 71 процента занимают топливно-энергетические ресурсы, представленные газом, углем, нефтью, 15 процентов - нерудное сырье, 13 процентов - черные, цветные и редкие металлы. Высокой является обеспеченность России хвойной древесиной и пресной водой.
Нерешенными проблемами являются отставание прироста разведанных запасов от темпов их добычи, а также формирование инфраструктуры для первичной переработки и транспортировки в районах освоения новых месторождений; неблагоприятное географическое размещение подготовленных запасов отдельных видов минерального сырья; отсутствие на территории России разведанных запасов некоторых руд черных и легирующих металлов и достаточных объемов остродефицитных видов неметаллического сырья; резкое сокращение поискового задела; создание единой системы учета и оценки природных ресурсов, повышение уровня рационального и эффективного их использования, охраны и воспроизводства, переход на платное пользование природными ресурсами, совершенствование нормативно-правовой базы природопользования.
Производственный потенциал. Производственный потенциал по своей общей мощности является избыточным, особенно в связи с демилитаризацией экономики. В то же время остро не хватает мощностей по производству современной, конкурентоспособной, высококачественной продукции потребительского и инвестиционного назначения. Несмотря на низкий уровень использования производственных мощностей, не вся их незагруженная часть может рассматриваться в качестве резервной из-за несоответствия структуре спроса, ресурсоемкости и устаревших технологий. В результате сложилась ситуация, когда требуется масштабное и быстрое замещение устаревшего производственного потенциала, оказавшегося не востребованным рынком.
Содержание на балансе предприятий больших объемов незагруженных производственных мощностей (порядка 50-60 процентов) увеличивает издержки и понижает конкурентоспособность продукции.
Таким образом, главным "узким местом" российской экономики в настоящее время является отсутствие широкомасштабных инвестиций в реальный сектор, несоответствие структуры вложений потребностям экономики в целом. Основные задачи и мероприятия настоящей Программы концентрируются именно на этом направлении.
Научно-технический потенциал. Уровень развития научно-технического потенциала во многом определяет эффективность экономической деятельности, обороноспособность, духовную и политическую культуру населения страны, защищенность личности и общества от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов.
Большим преимуществом является развитость фундаментальной науки и наличие достаточно сильных позиций по передовым технологическим направлениям. Среди них - биотехнологии, лазерная техника, генная инженерия, исследования и разработки в области ядерной энергетики, авиации, освоение и исследование космического пространства и ряд других.
Необходимо сохранить имеющийся потенциал, остановить нарастание потерь в этой сфере. Реализация научно-технического потенциала будет определяться формированием эффективного механизма трансформации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в наукоемкие технологии, способные стать основой технического перевооружения широкого круга отраслей и производств на качественно новом уровне, создать основу для технологического перевооружения, занять прочные позиции на мировом технологическом рынке.
Финансовый потенциал. Потенциально страна располагает определенной базой для экономического роста, определяемой прежде всего высоким уровнем негосударственных сбережений.
Этот потенциал может быть эффективно реализован при совершенствовании структуры накопления и приобретаемых активов, поддержании на оптимальном уровне их динамики, трансформации сбережений в инвестиции, эффективные в целом для страны.
Потенциал интеграционных процессов. Развитие интеграционных процессов формирует предпосылки для полноценной реализации возможностей экономического роста, выстраивания новых экономических, политических и гуманитарных отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Ожидается, что введение единой европейской валюты в рамках ЕЭС приведет к существенному возрастанию экономической активности в этом регионе. Значительные резервы роста имеют страны Восточной Европы. Высокие темпы экономического роста сохранятся и в странах азиатско-тихоокеанского региона.
С учетом этих процессов для России создаются новые возможности использования преимуществ своего местоположения. Можно ожидать, что при этом улучшатся условия для устранения существующих барьеров для российских товаров, повысится конкурентоспособность страны на мировом рынке капиталов, будут созданы предпосылки для интенсивного развития транспортной и информационной инфраструктуры.
Формирование мощных экономических объединений стран создает основу для экономического притяжения стран СНГ, расширения взаимовыгодного сотрудничества и формирования общего экономического пространства.
Однако в условиях активизации интеграции в мировое хозяйство России придется столкнуться с обострением конкурентной борьбы с иностранными производителями на внутреннем рынке, а также на мировых рынках товаров, услуг и капиталов. Процесс укрепления на традиционных для России рынках и проникновения на новые потребует немалых усилий.
Это предъявляет высокие требования к динамике социально-экономического развития страны и параметрам его эффективности. Прогнозируемые темпы роста мировой экономики до конца столетия составят 2,5 - 3 процента в год. Для занятия Россией достойного места в мировой экономике необходим выход на среднегодовые темпы экономического роста, по крайней мере вдвое превышающие среднемировые.