││ ┌────────┴─────┐<─┤рирование ├┼──┼┐ │ вания │ │ │ └──┼┐││
││ │ Ликвидация├─┐│долгов ││ ││ └────────────────┘ │ │ ││││
││ │ неплатежей│ │└──────────┘│ ││ ┌────────────────┐ │ │ ││││
││ └────────┬─────┘ │ ┌─────────┴┐ │└>│Реформа пред- ├──┘ │ ││││
││ ^ │ │Остановка │ │┌─┤ приятий ├──────┼────┘│││
││ ┌────────┴─────┐ └─>│утечки ка-│ ││ └────────────────┘ ┌──┴────┐│││
││ │Cнижение про- │ │питала; │ │├──────────────────────┤Реформа││││
││ │центных ставок│ │дедоллари-│ ││ ┌────────────────┐<─>│ ЖКХ ││││
││ └────────┬─────┘ │зация │ ││ │ Реформа │ └───────┘│││
││ ^ └─────┬────┘ │├─┤ социальной │ │││
││ ┌────────┴─────┐ ┌─────┴────┐ ││ │ сферы │ │││
││ │Снижение ста- │ │Укрепление│ └┤ └────────────────┘ │││
││ │вок по ГКО │ │националь-│ │ ┌────────────────┐ │││
││ └────────┬─────┘ │ной валюты│ ├─┤ Военная │ │││
││ ^ └──────────┘ │ │ реформа │ │││
││ │ │ └────────────────┘ │││
││ ┌────────┴─────┐ │ ┌────────────────┐ │││
││ │ Улучшение │ ├─┤ Налоговая ├────────────┘││
││ │собираемости │<─────────────────┼─┤ реформа │ ┌───────────┘│
││ │ налогов │ │ └────────────────┘ │ ┌────┘
││ └────────┬─────┘ │ ┌────────────────┐ │ │
││ ^ └─┤Регулирование │ │ │
││ │ │ест. монополий │ │ │
││ │ └────────────────┘ │ │
││ │ ┌────────────────┐ │ │
││ ┌────────┴─────┐ │Улучшение работы│ │ │
│└──┤Борьба с прес-│<───────────────────┤судов, судебная │ │ │
│ │ тупностью │ │ реформа │ │ │
│ │ │ └────────────────┘ │ │
│ │ ├───────────────────────────────────────┘┌──────┴────┐
│ └──────────────┘ │Банкротства│
└───────────────────────────────────────────────────────────┤ │
└───────────┘
4. Макроэкономическая политика
4.1. Основные задачи макроэкономической политики
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших за последние годы, российская экономика столкнулась с качественно новыми проблемами, от способа решения которых зависят перспективы развития страны в средне- и долгосрочной перспективе. После подавления инфляции главной целью макроэкономической политики Правительства становится преодоление сохраняющихся негативных тенденций в реальном секторе, переход к стадии экономического роста и его поддержание в дальнейшем на устойчивом уровне.
Эта цель должна быть достигнута на основе формирования условий, обеспечивающих паритет социальных интересов в обществе, ускорение структурных преобразований в реальном секторе и повышение эффективности его функционирования. При этом Правительство Российской Федерации намерено последовательно продолжать линию на ограничение инфляции сверх уровня, препятствующего повышению инвестиционной активности и росту производства товаров и услуг.
Для решения поставленных задач действия Правительства Российской Федерации будут направлены как на создание благоприятной макроэкономической среды, так и на создание правовых основ, способствующих развитию частного бизнеса. Правительство Российской Федерации будет последовательно продолжать курс на либерализацию хозяйственной жизни, развивать отношения добросовестной конкуренции между производителями. Лишь в условиях роста производства товаров и услуг может обеспечиваться высокая занятость населения и повышение уровня жизни.
Однако в краткосрочной перспективе решение этих задач будет осложняться имеющимися диспропорциями в денежно-кредитной и финансовой сферах, низким уровнем внутреннего спроса, предъявляемого как со стороны государства, так и со стороны домашних хозяйств и частного сектора. В ближайшее время необходимо существенно замедлить рост государственного внутреннего долга, а в перспективе привести в соответствие темпы экономического роста и роста государственного долга, обеспечив опережающий реальный прирост валового внутреннего продукта по сравнению с уровнем реальной процентной ставки по государственным ценным бумагам. Необходимо также в кратчайшие сроки создать условия, препятствующие росту задолженности между предприятиями.
В числе основных макроэкономических проблем, которые предстоит решить Правительству Российской Федерации, следует выделить следующие:
своевременное обслуживание и погашение внешнего и внутреннего долга;
ремонетизация экономики и избавление от денежных суррогатов, не имеющих реального обеспечения, снижение дефицита бюджета (в том числе и ограничение растущего дефицита региональных и местных бюджетов), реструктуризация его доходной и расходной частей: в России сохраняется относительно высокий уровень государственных субсидий, эффективность же использования государственных средств чрезвычайно низка. На повестке дня по-прежнему стоит вопрос о реальном совершенствовании налоговой системы.
Дальнейшее снижение дефицита государственного бюджета - важнейшая задача Правительства Российской Федерации. Эта проблема будет решаться на базе немедленного ускорения структурных и институциональных реформ, прежде всего реформы жилищно-коммунального хозяйства, повышения финансовой и платежной дисциплины, а следовательно, и сбора налогов. Реструктуризация бюджетной сферы позволит пойти на сокращение отдельных статей расходной части бюджета.
Перед государством стоит также задача определения рациональной политики заимствования на внутреннем и внешнем рынках. Без снижения реальной процентной ставки по ценным бумагам Правительства до уровня, сопоставимого с рентабельностью капиталовложений в реальный сектор экономики, вряд ли можно рассчитывать на рост инвестиций в производство. Создание благоприятного инвестиционного климата должно будет стимулировать повышение инвестиционной активности как за счет консолидации внутренних источников, так и за счет притока иностранного капитала.
Не менее важная задача, которая должна быть решена в среднесрочной перспективе, - обеспечение реального выполнения принимаемых законов о бюджете. Закон должен предусматривать также механизм корректировки бюджета в зависимости от изменения основных макроэкономических и структурных параметров. Только реально выполнимый бюджет способен служить эффективным макроэкономическим инструментом обеспечения финансовой стабильности, снижения процентных ставок, доверия экономических агентов к политике Правительства и переориентации капиталов в инвестиционный сектор.
Правильность макроэкономической политики и тактики ее реализации будет определяться оживлением инвестиционной деятельности. На практике это будет означать, что на макроуровне удалось обеспечить сбалансированность интересов государства и населения, реального и финансового секторов экономики, т. е. создать условия для эффективного продвижения реформ на микроуровне.
Уровень безработицы - один из основных социальных индикаторов, отражающих уровень эффективности экономической политики и динамику структурных преобразований, - должен приближаться к значениям, обеспечивающим высокий уровень конкуренции на рынке труда, стимулирующим повышение квалификационного уровня и качество работы персонала, переток трудовых ресурсов в сферы их наиболее эффективного использования, но не вызывающим социальной напряженности в обществе.
4.2. Основные методы и механизм реализации макроэкономической политики
Обеспечение предсказуемости динамики цен, являющейся непременным условием устойчивого и сбалансированного роста экономики, дальнейшее снижение инфляции остаются важнейшими приоритетами макроэкономической политики Правительства Российской Федерации. В целях обеспечения условий для конкурентоспособности российской перерабатывающей промышленности и создания на этой основе предпосылок для экономического подъема в стране ценовая политика должна быть направлена на сдерживание роста цен на первичные энергоносители и другие сырьевые ресурсы за счет повышения эффективности производства и совершенствования налоговой системы при одновременном стимулировании внедрения энергосберегающих технологий в перерабатывающих отраслях. Этот процесс должен проходить на фоне вытеснения из обращения денежных суррогатов и иностранной валюты. В этих условиях ограничение темпов роста цен будет достигаться:
проведением структурных и институциональных преобразований, включая реформу предприятий и формирование жизнеспособного сектора экономики;
последовательным сокращением дефицита государственного бюджета, включая дефициты региональных и местных бюджетов;
активным воздействием на формирование оптимальной структуры финансовых потоков, в том числе на основе реализации мер государственного контроля за денежным обращением, сведения к минимуму неденежных и налично-денежных форм расчетов;
усилением ценового контроля за деятельностью естественных монополий (уровень цен на товары и услуги естественных монополий не должен превышать уровень цен мирового рынка);
снижением рыночной процентной ставки и расширением доступа предприятий к финансовым ресурсам для пополнения оборотных средств и осуществления инвестиционной деятельности.
Для достижения поставленных целей Правительство Российской Федерации будет последовательно проводить политику, направленную на сокращение бюджетного дефицита. Сокращение бюджетного дефицита может быть обеспечено прежде всего в результате проведения широкомасштабных структурных реформ, направленных на снижение нагрузки на бюджеты всех уровней и ликвидацию нежизнеспособных предприятий, а также институциональных преобразований.
Основным направлением сокращения бюджетного дефицита Правительство Российской Федерации считает улучшение сбора налогов. Это будет достигаться в результате двух взаимосвязанных действий - борьбы с уклонением от уплаты налогов и реформирования налоговой системы, направленного на общее снижение налоговой нагрузки на производителей.
Снижение дефицита бюджета будет достигаться также за счет:
некоторого увеличения, отдельных неналоговых доходов бюджета, прежде всего за счет доходов от использования государственной собственности (дивиденды, арендная плата и т. д.);
рационализации государственных расходов: финансирование расходов для выполнения задач, исходя из определенных Конституцией полномочий для каждого из уровней государственного управления, существенное сокращение числа федеральных целевых программ при повышении требований к их отбору и обеспечению финансированием; выделение бюджета развития, финансирование инвестиций в человеческий капитал, отмена дотаций и снятие перекрестного субсидирования в жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте и т. д.
Непременным условием стабильного роста экономики является доступность кредитных ресурсов для субъектов рынка. Одним из приоритетов макроэкономической политики Правительства Российской Федерации является снижение ставки процента по заемным средствам, которое будет достигаться вследствие:
сокращения бюджетного дефицита и повышения доверия к бюджетной политике, оказывающих стабилизирующее воздействие на финансовые рынки;
привлечения на финансовые рынки той части сбережений населения, которая в настоящее время исключена из хозяйственного оборота (ожидаемый эффект дедолларизации);
снижения кредитных рисков посредством предоставления государственных гарантий при финансировании инвестиций в реальном секторе экономики;
совершенствования системы рефинансирования коммерческих банков.
Политика устойчивого экономического роста подразумевает ремонетизацию экономики, что в приоритетном порядке требует сокращения масштабов неплатежей, рост которых служит одним из факторов сжатия внутреннего спроса. Вместе с тем Правительство Российской Федерации декларирует отказ от эмиссионного способа решения этой проблемы, так как он не устраняет причину самого явления. Решение может быть найдено только в результате проведения структурных реформ, включая реформу предприятий, обеспечивающую существенное повышение эффективности их производственно-финансовой деятельности, технологическую модернизацию производства, повышение степени загрузки производственных мощностей и прекращение государственной поддержки нежизнеспособных субъектов хозяйственной деятельности, ведущих дело неэффективно, расточительно, не принимающих усилий по сбережению ресурсов. Одновременно с этим Правительство Российской Федерации намерено полностью выполнять бюджетные обязательства, что возможно, однако, только при реальном бюджете.
Для снижения остроты проблемы неплатежей Правительство Российской Федерации будет последовательно проводить курс на активизацию процедуры банкротств и реорганизацию убыточных предприятий. Снижению масштабов неплатежей будет способствовать снижение стоимости заемных средств и расширение возможностей для предприятий в пополнении оборотного капитала.