Это необходимо и для эффективного проведения структурной перестройки российской экономики, так как такая перестройка может осуществляться реально лишь на каждой отдельной территории с учетом целесообразности межрегионального разделения труда.
В связи с этим необходимо построить четкое информационное взаимодействие между экономическими структурами субъектов Федерации.
Для субъектов Российской Федерации полезность такого сотрудничества будет определяться возможностью получения информации о социально-экономическом развитии страны в целом, в настоящем и на перспективу, а также о положении в других регионах.
Федеральным органам исполнительной власти поступление информации из регионов необходимо для анализа и прогноза развития страны в территориальном аспекте, особенно для оценки финансового и налогового потенциала регионов, оценки состояния и развития товарных рынков и т. д.
В целях организации такого рода взаимовыгодного информационного сотрудничества должна быть создана база данных, основанная на едином перечне показателей. Пополнение и развитие этой базы должно быть связано с работой Правительства Российской Федерации над прогнозами социально-экономического развития страны с учетом территориального разреза.
12. Основные параметры бюджета
Реализация структурных и институциональных реформ, включая налоговую реформу, приведет к заметному изменению основных бюджетных параметров.
Величина доходов консолидированного бюджета - с 24,8 процента в 1996 г. до 26-28 процентов внутреннего валового продукта к концу периода, федерального бюджета - с 12,5 до 13-14 процентов внутреннего валового продукта.
Расходы консолидированного бюджета после некоторого роста в 1997 году стабилизируются на уровне 29-30 процентов внутреннего валового продукта, федерального бюджета - на уровне 15-16 процентов внутреннего валового продукта.
Сокращение доли расходов во внутреннем валовом продукте произойдет в основном за счет уменьшения доли процентных расходов бюджета, поскольку объем и цена заимствований будут уменьшаться в течение всего периода. Номинальные процентные ставки (адекватные прогнозу инфляции и росту внутреннего валового продукта) составят в 1997 году 20-25 процентов, в 1998 году - 12-15 процентов, в 1999 году - 10-12 процентов, в 2000 году - 8-10 процентов. Объем процентных расходов, по международному определению, к 2000 году снизится до 3,8 процента внутреннего валового продукта, то есть более чем на 2 пункта по сравнению с начальным периодом действия Программы. Чистое внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета составит 1-1,7 процента внутреннего валового продукта, чистое внешнее стабилизируется на уровне 0,8-0,9 процента внутреннего валового продукта.
При этом доля расходов бюджета, не связанных с выполнением обязательств государства по обслуживанию своих долгов, останется практически неизменной по сравнению с 1996 годом.
В период до 2000 года произойдет ряд структурных изменений в расходной части федерального бюджета:
резко сократятся субсидии и трансферты, выделяемые отраслям и отдельным получателям, включая дотации сельскому хозяйству и угольной отрасли;
сократятся расходы на национальную оборону, прежде всего на содержание военнослужащих силовых министерств и ведомств, часть высвобождаемых средств будет направлена на качественное улучшение материально-технического обеспечения армии;
уменьшится число организаций, финансируемых за счет федерального бюджета, в первую очередь сети ведомственного здравоохранения, и сократятся объемы финансирования этих организаций сферы;
сократится число федеральных целевых программ, финансируемых из бюджета, за счет укрупнения и ликвидации программ, имеющих узковедомственную и региональную направленность;
уменьшится объем финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов Российской Федерации, в связи с проведением реформы жилищно-коммунального хозяйства и высвобождением значительного объема ресурсов в результате отмены дотаций и компенсаций населению, не связанных с уровнем реальных доходов;
выделение в составе федерального бюджета расходов, непосредственно оказывающих воздействие на рост производства;
начиная с 1997 года в составе расходов бюджета предусмотрено формирование Бюджета развития.
Ориентировочные показатели консолидированного и федерального бюджетов на 1996 - 2000 годы
(в процентах от ВВП)
────────────────────────────┬────────┬─────┬─────────┬─────────┬─────────
│1996 год│1997 │1998 год │1999 год │2000 год
│оценка │год │ │ │
────────────────────────────┴────────┴─────┴─────────┴─────────┴─────────
1 Доходы
2 консолидированный бюджет 24,8 30,3 26,3-28,2 26,3-28,2 263-28,2
3 федеральный бюджет 12,5 15,9 133-14,5 13,5-14,5 13,5-14,5
4 Доходы по международному определению
5 консолидированный бюджет 23,3 29,8 25,9-27,8 25,9-27,8 25,9-27,8
6 федеральный бюджет 11,1 15,4 13,2-14,1 13,2-14,1 13,2-14,1
7 Расходы
8 консолидированный бюджет 28,9 34,8 29,4-31,3 29,0-30,9 29,0-30,9
9 в т.ч. производ, инвести- 2,0 3,6 3,6 3,6 3,6
ции
10 федеральный бюджет 15,8 19,4 15,3-16,3 15,2-16,2 15,2-16,2
11 Расходы по международному определению
12 консолидированный бюджет 32,0 37,3 31,9-33,8 30,1-33,0 30,9-32,8
13 федеральный бюджет 18,9 22,1 18,0-19,0 17,4-18,3 17,2-18,1
в том числе
14 обслуживание долга 5,5 5,9 4,5 4,0 3,8
15 в т.ч. проценты по 4,0 4,0 2,9 2,5 2,3
ГКО/ОФЗ
16 непроцентные расходы 13,4 16,2 13,5-14,5 13,4-14,3 13,4-14,5
17 Дефицит
18 консолидированный бюджет 4,2 4,5 3,1 2,7 2,7
19 федеральный бюджет 3,3 3,5 2,0 1,7 1,7
20 Дефицит по международному определению *(3)
21 консолидированный бюджет 8,6 7,5 6,0 5,2 5,0
22 федеральный бюджет 7,8 6,7 4,9 4,2 4,0