Цикл создания военной техники колеблется от 3 до 10 лет, а госзаказ устанавливается только на календарный год при определении расходов на национальную оборону в федеральном бюджете на этот год. Намечается при рассмотрении федерального бюджета на очередной год утверждать разрешенные бюджетные ассигнования на следующий за очередным год, в пределах которых заказчик получает право заключать соответствующие контракты на производство и поставку военной техники.
Важное значение имеет также непрерывность финансирования производства военной техники в пределах одного календарного бюджетного года. Неритмичность финансирования приводит к серьезным негативным последствиям для экономики оборонного предприятия. Производитель военной техники и вооружений, поставляющий их на внутренний рынок, не имеет возможности получить краткосрочный кредит у потенциального покупателя своей продукции - государства. Намечается образовать за счет бюджетных и внебюджетных источников страховой фонд в целях погашения кассовых разрывов при реализации графиков производства и поставок военной техники и отдельных видов материально-технических ресурсов и довольствия в армию.
Другой важнейший аспект поддержания на необходимом уровне обороноспособности и безопасности страны - мобилизационная подготовка экономики. В 1997 году завершится работа над планом мобилизационного развертывания отечественной экономики применительно к современным условиям. Он определяет не только план поставок военной техники и продукции общего назначения, но и прогноз функционирования всей экономики Российской Федерации на расчетный год. Указанный прогноз включает основные макроэкономические показатели и показатели производства важнейших видов продукции, взаимоувязанные через балансы основных материальных ресурсов, и показывает максимальные (в смысле удовлетворения потребности армии в военной технике, в продовольственном и вещевом довольствии, а населения - в основных продуктах и услугах, необходимых для жизнеобеспечения в военное время) возможности современной российской экономики, которые могут быть достигнуты в результате ее мобилизационного развертывания.
В соответствии с мобилизационным планом в 1997-2000 годах в бюджетах отдельных лет предусматривается выделять средства на содержание важнейших мобилизационных мощностей, что позволит поддержать экономику предприятий, имеющих такие мощности, и сохранить критические технологии, даже если эти мощности временно не загружены. По мере расширения финансовых возможностей в федеральном бюджете следует предусматривать средства не только на содержание имеющихся мобилизационных мощностей, но в на капитальные вложения по их созданию и развитию.
Дееспособные мощности, не обеспеченные оборонным заказом и не попавшие в разряд мобилизационных, подлежат конверсии.
Практика показала потенциальную эффективность конкурсной системы государственной поддержки конверсии. К финансированию на основе межведомственной экспертизы принимаются конверсионные программы, нацеленные на решение важнейших народно-хозяйственных задач в сфере транспорта, связи, топливно-энергетического комплекса, здравоохранения, агропромышленного комплекса и других отраслей экономики. Они предусматривают выпуск конкурентоспособной, в том числе экспортно-ориентированной и импортозамещающей, продукции с использованием новых и новейших технологий, материалов.
Однако потенциал конверсии пока еще используется далеко не в полной мере в связи с недостаточным и неритмичным финансированием программ конверсии. Для нормализации положения намечается активизировать работу Государственного конверсионного фонда, который должен аккумулировать ресурсы федерального бюджета и внебюджетные средства, включая отечественные и иностранные инвестиции, доходы от продажи акций конверсированных предприятий, отчисления от прибыли этих предприятий и другие. Государственный конверсионный фонд сможет не только покрывать кассовые разрывы внутри года, но и предоставлять гарантии коммерческим банкам, которые будут вкладывать собственные средства в надежные конверсионные проекты. Средства из этого фонда будут выделяться только на конкурсной основе в только под конкретные конверсионные проекты.
Последовательная реализация в 1997-2000 годах охарактеризованных направлений военно-экономической политики позволит сделать годовые военные бюджеты страны сбалансированными, реалистичными, отвечающими стратегическим целям обеспечения обороны и безопасности Российского государства. При этом накопленные в Вооруженных Силах, оборонной промышленности и высвобождаемые в ходе военной реформы кадровые, материальные и информационные ресурсы станут одним из важнейших источников ускорения научно-технического прогресса, стабилизации и поступательного развития отечественной экономики.
11. Региональная экономическая политика
Установленное Конституцией Российской Федерации федеративное устройство государства требует создания новых механизмов обеспечения в стране единого экономического пространства и его взаимоувязанных территориальных компонентов.
Повышение уровня самостоятельности регионов требует совершенствования правовых и экономических взаимоотношений с федеральным центром.
Это обусловливает необходимость корректировки целей и задач региональной экономической политики на период до 2000 года.
Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:
расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сферах совместного ведения;
обеспечение действия принципа равноправия субъектов Российской Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти с учетом специфики каждого из них путем соблюдения прав и интересов субъектов Российской Федерации в ходе подготовки и принятия правовых актов федеральных органов государственной власти;
обеспечение правовых, экономических, социальных и организационных основ федерализма в Российской Федерации, укрепление единого экономического пространства;
обеспечение единых минимальных социальных стандартов и защит, гарантированных Конституцией Российской Федерации, социальных прав граждан;
предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
максимальное использование природно-климатического потенциала регионов;
становление местного самоуправления.
Сохранение и укрепление единства экономического и правового пространства Российского государства будет обеспечиваться путем совершенствования федеративных отношений, организации стратегического и оперативного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, системы федеральных законов, законодательства субъектов Российской Федерации через заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации (в том числе в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия).
В связи с этим усилия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть сконцентрированы на решении следующих задач:
содействие развитию экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, в том числе малого предпринимательства, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения;
достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение его жизнеспособности в рыночных условиях;
развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других);
оказание государственной поддержки районам экологических и стихийных бедствий, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;
разработка и реализация научно обоснованных мероприятий для регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие).
Укрепление экономических основ федеративных отношений
Выход из социально-экономического кризиса, сохранение и укрепление территориальной целостности страны и федеративных основ Российского государства предполагают формирование и осуществление со стороны федерального центра активной экономической политики по отношению к регионам с различным уровнем социально-экономического развития. Эта политика должна быть результатом обсуждения и согласования со всеми субъектами Российской Федерации стратегических и тактических направлений оказания помощи и поддержки и "сильным", и "проблемным" регионам. Она должна быть реальной, исключать декларации о "выравнивании регионов", возможность принятия односторонних решений о повышении благосостояния населения в одних регионах за счет других.
К "проблемным" регионам можно отнести отстающие в развитии регионы, а также регионы, имеющие в своем составе кризисные, депрессивные, приграничные территории, и районы Крайнего Севера.
Для отстающих регионов характерны слабое развитие собственной экономической базы, низкие душевые доходы населения, неразвитый производственный и финансовый потенциал. Кризисные и депрессивные территории, имевшие такой потенциал ранее, оказались в тяжелом социально-экономическом положении в силу происходивших в последние годы процессов.
Для "проблемных" регионов активная экономическая политика государства будет включать в себя участие центра в программах структурной перестройки экономики регионов, испытывающих трудности, формирование условий для привлечения в них инвестиций, осуществление программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами, разработку и согласование на федеральном уровне системы финансовой помощи для обеспечения гарантированных государством социальных жизненных стандартов.
Для "сильных" регионов такая политика должна означать поддержку центром всех хозяйственных начинаний, дающих возможность вывести экономику регионов и страны в целом на качественно новый уровень, создание системы стимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой базы и т. д.
Особое место в региональной экономической политике государства будет занимать поддержка и оказание помощи регионам с особо сложными природно-географическими условиями, регионам, имеющим зоны экологических и стихийных катастроф, субъектам Российской Федерации, оказавшимся в "ранге" приграничных территорий.
Государственная поддержка приграничных территорий будет направлена на формирование производственных и социальных инфраструктур, привлечение населения на эти территории. Предстоит принять меры по компенсации затрат на осуществление приграничными территориями федеральных функций.
Все эти направления проведения активной экономической политики должны получить правовое оформление в соответствии с принципами и нормами, заложенными в Конституции Российской Федерации.
Для этого необходимо в ближайшие два года четко разграничить компетенцию и ответственность между органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по принятию управленческих решений прежде всего в области использования природных ресурсов, собственности, внешнеэкономической деятельности и межбюджетных отношений.
Вопросы природопользования необходимо рассматривать с точки зрения практической реализации конституционного принципа совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. До настоящего времени эти вопросы рассматривались и на федеральном уровне, и на уровне ее субъектов главным образом с точки зрения разграничения и реализации прав на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами. Требуется превратить платежи за право использования природных ресурсов, являющихся достоянием всей страны, всех субъектов Российской Федерации, в один из основных источников финансирования федерального фонда финансовой поддержки регионов.
Необходимо коренным образом изменить ситуацию по управлению государственной собственностью со стороны Федерации и ее субъектов. Завершить создание соответствующих реестров и осуществлять их систематическое ведение. Ключевым вопросом является и создание механизмов управления пакетами акций, принадлежащих государству, четкое и обоснованное разграничение ответственности и доходов по ним, организация и осуществление соответствующего контроля по каждому из них за Федерацией и ее субъектами. Требует пересмотра в связи с Федеральным законом "Об основах местного самоуправления" положение об управлении, финансировании и ответственности за состоянием объектов социальной сферы на местах.
Необходимо привести внешнеэкономическую деятельность субъектов Российской Федерации в соответствие с конституционными нормами и законодательством Российской Федерации. При этом исходной предпосылкой решения соответствующих вопросов должен стать тот факт, что субъекты Российской Федерации не являются субъектами международного права. Нуждаются в законодательном оформлении особенности внешнеэкономической деятельности в приграничных регионах.
Центральное место в решении проблемы управления социально-экономическим развитием страны занимают вопросы укрепления финансовой самостоятельности и самодостаточности регионов на основе принципов бюджетного федерализма, когорте предполагают:
усиление роли территориальных бюджетов в системе государственных финансов страны;
наделение необходимыми финансовыми ресурсами каждого уровня власти для реализации полномочий;
обеспечение единства финансово-бюджетной я налоговой системы Российской Федерации при заключении соглашений по взаимоотношениям федеральных органов власти с органами власти субъектов Российской Федерации;
установление механизма регулирования территориальных бюджетов, с тем чтобы закрепленные доходы в каждом территориальном бюджете были преобладающими. При этом нормативы закрепленных доходов должны быть долговременными (утверждаться на 3-5 лет);
оказание финансовой помощи отдельным регионам путем трансфертных передач в целях обеспечения гарантированных государством социальных жизненных стандартов. Следует шире использовать возможности территориальной системы федерального казначейства для ускорения платежей, исключения встречных финансовых потоков и организации действенного контроля за целевым использованием средств;
обеспечение перехода от инвестиционной помощи депрессивным регионам к инвестициям на конкурсной основе в региональные очаги экономического роста и в технологические инновации;
создание равных прав для всех регионов Российской Федерации в части бюджетных взаимоотношений, обеспечение формирования межбюджетных отношений регионов и Российской Федерации исключительно на основе Федерального закона о бюджете и невозможности их изменения никакими особыми соглашениями Российской Федерации с регионами;
принятие мер, исключающих введение нормативных актов по расширению или установлению льгот и преимуществ регионам, физическим и юридическим лицам, не подкрепленных финансовым обеспечением, и приводящих к уменьшению доходов, росту дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.