Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 37

управление и обслуживание жилищного фонда и объектов городского благоустройства;
разработка и внедрение альтернативных форм предоставления коммунальных услуг, в том числе предусматривающих создание автономных систем жизнеобеспечения, в частности, в малоэтажном жилищном фонде;
привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа);
выполнение отдельных функций по обслуживанию объектов коммунального назначения;
проектно-изыскательские и строительные работы по развитию коммунальных объектов.
Органам местного самоуправления необходимо ускорить разгосударствление предприятий, функционирующих в этой сфере, и обеспечить реальное равноправие организаций независимо от формы собственности в заключение соответствующих договоров на основе конкурсов.
В сфере действия местных естественных монополий необходимо применение дополнительных методов антимонопольного воздействия. В этой связи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления через управляющие организации (службы заказчика) и государственную жилищную инспекцию следует:
осуществлять контроль за установлением коммунальных тарифов для населения путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий - естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также участия в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон (органов представительной власти, организаций по защите прав потребителей, антимонопольных органов и органов самоуправления жилищным фондом) при установлении тарифов как для коммунальных организаций, так и для организаций Министерства топлива и энергетики Российской Федерации;
повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость субъектов хозяйствования для перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг;
контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей на уровне государственных минимальных социальных стандартов жилищно-коммунального хозяйства;
способствовать внедрению приборов домового и индивидуального учета и регулирования расхода воды, тепло- и газоснабжения как объективного стимула ресурсосбережения и элемента антизатратного механизма в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Реформа собственности на жилье и структуры управления жилищного хозяйства позволит:
ускорить процессы демонополизации в отрасли путем разгосударствления ремонтно-эксплуатационных предприятий и передачи жилищного фонда в управление управляющим организациям и непосредственным собственникам жилья - товариществам собственников жилья;
создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования на содержание, ремонт и реконструкцию жилищного фонда, в частности путем эффективного использования жилищной собственности (земельного участка, жилых и нежилых помещений);
членам товариществ собственников жилья самостоятельно решать вопросы технического обслуживания и эксплуатации своей собственности, а следовательно, устанавливать порядок расходования личных средств на управление и эксплуатацию здания;
стимулировать установку приборов, контролирующих объем потребляемых коммунальных услуг (тепло, вода, газ), так как реальный объем их потребления оказывается значительно меньше рассчитываемого по нормативу и соответственно оплачиваемого проживающими;
развить у собственников и нанимателей жилья экономное отношение к предоставляемым услугам, установив прямую связь между оплатой услуг и расходованием ресурсов;
создавать товарищества собственников жилья на этапе организации строительства жилых зданий, что сразу же определяет форму управления жилым зданием, а также дает возможность инвесторам - будущим собственникам жилья самим устанавливать уровень комфортности проживания и стимулирует их инвестиционную активность.
Для решения этих задач будет:
ускорено принятие Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
разработано положение об организации по управлению жилищным фондом; разработано положение о демонополизации жилищно-коммунального хозяйства;
разработан порядок выделения земельного участка в общедолевую собственность членам товарищества;
разработана инструкция по налогообложению управляющих организаций и товариществ собственников жилья. При рассмотрении Налогового кодекса Российской Федерации целесообразно учесть вопросы налогообложения как управляющих организаций, так и товариществ собственников жилья (как некоммерческих организаций);
разработаны рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по выплате дотаций на содержание жилищного фонда по зданиям, находящимся на балансе товариществ собственников жилья, в тех же объемах, что и дотаций на содержание муниципального жилищного фонда, а также выплату жилищных субсидий низкодоходным семьям, являющимся членами товарищества;
подготовлены нормативные документы, регулирующие вопросы взаимоотношений ресурсоснабжающих предприятий и новых структур по управлению жилищным фондом и определяющие порядок формирования тарифов на предоставленные коммунальные услуги.

9. Экологическая политика

Анализ экологической ситуации на территории Российской Федерации свидетельствует о том, что, несмотря на осуществление за последнее время ряда природоохранных мероприятий, а также снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, обусловленное спадом производства, положение в области охраны окружающей среды остается неблагополучным, а уровень загрязнения природной среды - высоким.
Среднегодовые уровни загрязнения атмосферного воздуха по-прежнему превышают санитарно-гигиенические нормы предельно допустимых концентраций более чем в 200 населенных пунктах. Наибольший вклад в это загрязнение вносят выбросы промышленных предприятий и автомобильного транспорта.
Наиболее неблагоприятное положение наблюдается в гг. Архангельск, Липецк, Москва, Норильск, Братск, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Кемерово, Красноярск, Нижний Тагил, Уфа, Стерлитамак, Челябинск, Магнитогорск, Новокузнецк, Омск, Череповец, которые вошли в список городов страны с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
Не отвечает нормативным требованиям качество воды в большинстве водных объектов России, при этом стоит отметить, что за последние годы положение с качеством питьевой воды не улучшилось.
Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей, Печора, Кама, Томь имеют высокий уровень загрязнения из-за сбросов сточных вод, перегруженности и низкой эффективности работы очистных сооружений.
Неудовлетворительным остается состояние значительной части используемых в сельском хозяйстве земель России. Сохраняется тревожная тенденция абсолютного и относительного сокращения площадей продуктивных сельскохозяйственных угодий вследствие их деградации за счет роста эрозии почв, снижения плодородия, накопления вредных веществ.
Лесные пожары остаются основным фактором, оказывающим негативное воздействие на экологический и ресурсный потенциал лесов Российской Федерации. Возникают крупные очаги массового размножения вредителей леса (сибирский и непарный шелкопряд), приводящие к гибели леса на площади в сотни тысяч гектаров.
Повсеместно происходит сокращение количества видов растений и животных, что ведет к невосполнимым потерям генофонда.
Остро стоит вопрос охраны уникальных природных объектов, в том числе заповедников и национальных парков, на обустройство которых выделяется не более 10 процентов необходимых средств.
Серьезная проблема возникла в связи с неудовлетворительным положением в области обезвреживания и переработки промышленных и бытовых отходов, которые загрязняют окружающую среду и представляют реальную угрозу здоровью населения.
Обострение экологической обстановки - это результат не только общекризисных явлений в экономике страны, связанных с низкой инвестиционной активностью и падением технологической дисциплины, оно представляет собой следствие накопленных за многие десятилетия структурных деформаций хозяйства, приведших к доминированию природоемких отраслей промышленности, ресурсоемких и энергоемких технологий, сырьевой ориентации экспорта, а также чрезмерной концентрации производства в немногих промышленных центрах и регионах страны.
При этом произошло снижение эффективности действующих систем очистки и утилизации вредных выбросов вследствие старения основных фондов природоохранного назначения.
Резко отрицательную роль сыграло недостаточное выделение за последние годы ассигнований на природоохранную деятельность.
В результате происходит деэкологизация производства и других секторов экономики: удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в расчете на единицу внутреннего валового продукта за 1992-1995 годы увеличились в 1,3 раза, сбросы в водоемы - в 1,7 раза, водоемкость - в 1,6 раза.
Деградации природных комплексов способствует нерациональная, а подчас хищническая эксплуатация природных ресурсов. Низкие ставки платы за природные ресурсы, а в ряде случаев практически полное их отсутствие, способствуют неумеренной эксплуатации природных богатств, подрыву воспроизводства возобновляемых ресурсов.
На этапе переходного периода экономического развития страны может возникнуть серьезная опасность дальнейшего ухудшения экологической ситуации из-за:
нарушения проектных технологических режимов, роста аварийности производств;
финансовых трудностей предприятий, ограничивающих возможности выполнения природоохранных мероприятий;
недостаточных бюджетных ассигнований отраслей, ответственных за воспроизводство и охрану природных ресурсов (лесное, рыбное, водное хозяйство, геологоразведка, природоохранные органы, гидрометеорологическое обеспечение);
отсутствия законодательно закрепленного разграничения полномочий и ответственности органов власти всех уровней, что ведет к несогласованности принимаемых решений в области использования ресурсов и обеспечения экологической безопасности.
В целях предотвращения ухудшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды необходимо проведение целенаправленной экологической политики, базирующейся на принципах рыночных отношений и использующей финансово-экономические возможности всех субъектов природопользования.
Основные положения этой политики изложены в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440, и будут развернуты в Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, разрабатываемой в настоящее время.
Исходя из положений Концепции и основных положений стратегии устойчивого развития главная задача экологической политики на ближайшие несколько лет заключается в преодолении негативных проявлений деэкологизации производства и обеспечении стабилизации экологической ситуации в процессе выхода страны из экономического кризиса.
Содержанием этой деятельности должно являться: