сидий и льгот
Льготы (10% от расчетного 3,9 5,4 5,0 5,0 2 0 15,3
сбора в 1996 г. С посте-
пенным уменьшением до
2000 г.)
Субсидии 1,3 3,6*(2) 6,9 9,0 11,0 23 80
Количество семей, имеющих 3,0 5,3*(2) 7,0 8,1 8,1-9,5 8,2-10,6 21
право на субсидии (млн.)
В процентах к общему чис- 10% 18% 23% 27% 27-32% 27-32% 70%
лу семей, пользующихся
стандартным набором ЖКУ
Затраты на содержание 0,1 0,4 0,7 0,9 1,0 2,3 8,0
службы субсидий (10% от
суммы субсидий)
Всего дотаций, льгот и 119 108 89,6 74 58-59,2 17,5-25 103
субсидий, включая выпада-
ющие доходы и затраты на
содержание служб субсидий
В том числе на текущее 95 86 70 60 46-47 15-20 82
обслуживание и коммуналь-
ные услуги
На капитальный ремонт 24 22 19,6 14 12 2,5-5 21
В рамках утвержденных на переходный период предельных уровней ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг более быстрыми темпами будет увеличиваться плата за содержание и ремонт жилья, то есть в той сфере, где возможно наиболее быстрое развитие конкуренции и влияния потребителей на себестоимость и качество услуг. Постепенное внесение в ставки и тарифы инвестиционной составляющей позволит уже в настоящее время включать затраты на восстановление жилищного фонда и развитие коммунальных объектов в структуру оплаты жилищно-коммунальных услуг населением.
Дифференциация оплаты жилищных услуг будет зависеть от потребительских свойств жилья и будет осуществляться поэтапно с целью исключения ситуации, при которой худшее по качеству и благоустройству жилье оплачивается населением по тем же тарифам, что и жилье, имеющее более высокие стандарты качества.
Основным инструментом муниципальной политики учета качества и местоположения жилья при оплате жилищных услуг является плата за найм, поскольку только этот вид платежа может быть дифференцирован в зависимости от местоположения жилья. На федеральном уровне разработаны методические рекомендации, устанавливающие общие принципы дифференциации оплаты жилищных услуг, и подготовлены необходимые изменения в законодательство.
Будет осуществлен полный учет собственников, имеющих более одного жилого помещения на семью. Собственники, имеющие вторую и т. д. жилую площадь, отвечающую всем требованиям качества и благоустройства, должны оплачивать издержки по ее содержанию и предоставлению коммунальных услуг в полном объеме.
В переходный период, пока будет сохраняться бюджетное дотирование жилищных и коммунальных услуг, могут устанавливаться дифференцированные тарифы на оплату площади жилья сверх социальной нормы и сверхнормативного потребления коммунальных услуг.
При разработке мероприятий, направленных на реформу социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, следует исходить из недопустимости снижения уровня жизни основной массы населения страны.
Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в принятии следующих мер:
жесткий контроль со стороны органов местного самоуправления за тарифами для населения, в которые не должны включаться необоснованные затраты, связанные с монопольным положением жилищно-коммунальных организаций (административные издержки, потери в сетях, использование неэффективных технологий и пр.);
контроль за деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства и состоянием жилья и коммунальных объектов;
совершенствование программы предоставления жилищных субсидий малообеспеченным категориям граждан для целевого расходования средств, направляемых на социальную защиту населения.
Органы местного самоуправления должны обеспечить достаточное финансирование административных потребностей служб жилищных субсидий с тем, чтобы реально обеспечить всем нуждающимся возможность оформления субсидии, а также контроль за предоставлением жилищных субсидий всем имеющим на то право гражданам.
При расчете величины компенсаций недопустимо исключение отдельных видов коммунальных услуг. Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг всем имеющим на то право гражданам является непременным условием законности принятия местными администрациями решений об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг.
Возрастание роли системы адресных целевых компенсаций (субсидий) низкодоходным семьям требует совершенствования системы прогнозирования численности таких семей и необходимых финансовых средств ("выпадающих доходов"). Величина субсидии не должна зависеть от факторов, которые органы местного самоуправления не могут регулировать или хотя бы прогнозировать (например, от величины минимального размера оплаты труда, устанавливаемых на федеральном уровне льгот по оплате жилья и др.).
Использование величины прожиточного минимума в качестве индикатора охвата жилищными субсидиями семей, нуждающихся в социальной защите, должно быть ориентировано на постепенное увеличение компенсаций в зависимости от изменения дохода семьи. Нормативное использование величины прожиточного минимума при расчете необходимых размеров социальной защиты возможно после принятия соответствующего федерального закона.
Будет пересмотрена федеральная политика в отношении традиционных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. По каждой льготе будет четко указан источник ее финансирования. Льготы, предоставляемые гражданам по профессиональному признаку, должны финансироваться из бюджетов соответствующих организаций и ведомств.
Существующие льготы необходимо сократить и упорядочить. Это должно найти отражение в федеральном законе, в котором был бы четко прописан механизм их предоставления и финансирования. При рассмотрении данного закона необходимо учесть, что после его принятия невозможно изменение порядка предоставления льгот и категорий граждан, которым они предоставляются, другими федеральными актами.
Важнейшим элементом реформы жилищно-коммунального хозяйства является коренное изменение системы управления и контроля, демонополизация отрасли и создание конкурентной среды.
Целесообразно в большей мере сосредоточить усилия на снижении издержек на предоставление жилищно-коммунальных услуг, поскольку рост стоимости услуг был в значительной степени связан с монопольным положением организаций, предоставляющих данные услуги. Необходимо более активно реформировать структуру управления и хозяйствования в отрасли, развивать конкурентные отношения и процессы демонополизации, расширять возможности потребителей, влиять на объемы и качество предоставляемых услуг.
В основу системы управления в отрасли будет положено рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между:
а) собственником;
б) управляющей организацией;
в) подрядными организациями, осуществляющими обслуживание жилищного фонда;
г) органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль за содержанием и использованием жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, независимо от форм собственности.
На договорную основу будут переведены отношения собственника жилищного фонда с управляющей организацией и субъектами хозяйствования и потребления в жилищно-коммунальной сфере, будет осуществляться переход на конкурсный отбор организаций-подрядчиков любой формы собственности.
Будет оказано содействие передаче функций по формированию заказа на жилищно-коммунальное обслуживание и контролю за качеством и количеством предоставляемых услуг субъектам жилищного самоуправления, в первую очередь товариществам собственников жилья. Деятельность этих товариществ будет способствовать наиболее эффективной защите их прав, возможности влиять на стоимость и качество услуг, созданию условий для привлечения дополнительных источников финансирования содержания и ремонта жилищного фонда.
Функции государственного контроля и регулирования качества обслуживания будет выполнять государственная жилищная инспекция, контролирующая не только обеспечение минимальных стандартов обслуживания, но и факт заключения договоров, отражающих эти нормативы.
Развитие конкуренции среди организаций, специализирующихся на выполнении функций обслуживания жилищного фонда, позволит управляющей организации и товариществам собственников жилья на основе конкурса выбирать организацию, которая сможет предоставить необходимый уровень качества выполняемых ею функций по наиболее низким ценам.
Необходимой предпосылкой развития конкурентных отношений является демонополизация отрасли. К сфере деятельности, где будет развиваться конкуренция, относятся: