Будет стимулироваться приток внебюджетных инвестиций в инфраструктуру, связанную с жилищным сектором, с тем чтобы избавить муниципалитеты от необходимости финансирования большей части капитальных вложений в жилищную инфраструктуру из текущего бюджета.
По мере снижения рыночной процентной ставки но кредитам банков, снижения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, доходности по государственным краткосрочным облигациям и другим высокодоходным инструментам федерального уровня муниципалитеты будут более интенсивно использовать среднесрочные и долгосрочные заемные средства в целях финансирования развития жилищной инфраструктуры.
В этом случае возврат кредитов банков и выплаты по облигационным займам, взятым на развитие жилищной инфраструктуры, могут быть обеспечены за счет доходов предприятий коммунального хозяйства, которые они получают от потребителей услуг в результате эксплуатации объектов инфраструктуры. Источником исполнения заемных обязательств служит увеличение тарифов на соответствующие коммунальные услуги. При этом расчет величины индекса увеличения тарифа с целью погашения долга, взятого на развитие определенного типа жилищной инфраструктуры, целесообразно производить исходя из общей выручки соответствующего предприятия коммунального хозяйства, полученной со всей обслуживаемой данным предприятием территории, а не только той ее части, где реализуется проект развития.
В среднесрочной перспективе использование рыночных методов финансирования развития жилищной инфраструктуры предполагает:
переход муниципальных предприятий и муниципалитетов на международные стандарты бухгалтерского учета и раскрытия информации, что значительно расширит для них рынок инвесторов (кредиторов) и улучшит условия заимствования;
рационализацию платежей (ставок, тарифов) за коммунальные услуги, постепенное увеличение доли населения в покрытии издержек на коммунальные услуги, ликвидацию практики перекрестного субсидирования, введение инвестиционной составляющей в структуру тарифа.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства
Основными направлениями реформы жилищно-коммунального хозяйства являются:
совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты жилья за счет населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения;
совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;
совершенствование системы управления, обслуживания и контроля: формирование специализированных организаций по управлению жилищным фондом, переход на договорные отношения, демонополизация жилищно-коммунального хозяйства, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, выбор организаций, осуществляющих обслуживание жилья, передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья - создание товариществ собственников жилья;
изменение системы распределения между регионами средств федерального бюджета на основе использования системы государственных минимальных социальных стандартов.
Ключевым звеном преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 1997-2000 годах будет реформа системы оплаты жилья.
При сохранении за субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления права устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг будет создана система, при которой объем помощи из федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов) рассчитывается исходя из единых нормативов федеральных стандартов.
Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в соответствии с законодательством устанавливать региональное значение норматива социальной площади жилья, равно как и делегировать такое право органам местного самоуправления. Однако при перераспределении бюджетных средств между субъектами Российской Федерации Правительство Российской Федерации будет руководствоваться федеральным стандартом.
Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жилищем: 18 кв. м общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м общей площади на семью из двух человек, 33 кв. м на одиноко проживающих граждан.
Федеральный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья. Рассчитывается исходя из стандартного набора жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение), из средних сложившихся норм потребления, а также среднего сложившегося "экономически обоснованного" тарифа по каждой из услуг в разрезе крупных экономических зон и может быть дифференцирован по социально-экономическим зонам России. Данный стандарт ежегодно пересматривается, при этом следует установить, что увеличение величины федерального стандарта не может превышать уровень общей инфляции (за исключением случаев отмены перекрестного субсидирования, а также резкого изменения цен на энергоносители). Сопоставление темпа роста стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья и темпа роста потребительских цен будет служить индикатором эффективности реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Анализ сложившейся структуры затрат в различных регионах России позволяет установить следующие значения показателя на конец 1996 года:
В среднем по России - 7500 рублей.
Европейский Центр, Центральное Черноземье, Северный Кавказ, Поволжье - 6500 рублей.
Европейский Север, Урал, Юг Сибири - 8500 рублей.
Крайний Север, Дальний Восток - 10000 рублей.
Федеральный стандарт уровня платежей граждан в процентах к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги. При распределении федеральных средств Правительство Российской Федерации будет исходить из следующих уровней платежей населения в отношении к затратам по предоставлению жилищно-коммунальных услуг:
─────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────
│ Доля платежей населения в покрытии издержек
├───────────────┬───────────────────────────────
│ │ в том числе
│ ├───────────────┬───────────────
│ │ │
Год │ по │ по текущему │ по капиталь-
│ всем жилищно- │ содержанию │ ному ремонту
│ коммунальным │ и ремонту │ жилья
│ услугам │ жилья │
─────────────────────────┴───────────────┴───────────────┴───────────────
1997 35 50 15
1998 50 100 30
1999 60 100 50
2000 70 100 80
2001 80 100 100
2002 90 100 100
2003 100 100 100
Это не отменяет существующего в настоящее время права органов местного самоуправления в течение переходного периода самостоятельно устанавливать уровень платежей граждан, однако установление предельного уровня ниже уровня федерального стандарта не может служить основанием для перераспределения средств. При этом в местных бюджетах рекомендуется сделать статьи по жилищно-коммунальному хозяйству защищенными.
Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя из социальной нормы площади жилья. Данный норматив позволяет рассчитать объем средств, необходимых для предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным гражданам. Конкретная величина устанавливается решениями органов местного самоуправления, но при распределении федеральных средств необходимо учитывать, что потребность в субсидиях на оплату жилищно-коммунальных услуг для низкодоходных граждан будет рассчитываться исходя из следующих величин максимально допустимой доли собственных расходов в процентах от совокупного семейного дохода:
1997 год-16%
1998 год-18%
1999 год-20%
2000 год - 20%-25 %
Темпы реформы системы оплаты жилья определяются расчетами социально-экономической эффективности этого процесса. Наибольший социально-экономический эффект достигается при переходе к 60-процентному уровню покрытия затрат за счет платежей населения при установлении максимально допустимой доли платежей населения в пределах социальной нормы на уровне 20 процентов. Это приведет к двукратному увеличению сборов платежей населения и снижению годовой нормативной потребности в дотациях и субсидиях жилищно-коммунальному хозяйству на 62 трлн. рублей (в ценах 1996 года). Дополнительные затраты на жилищные субсидии в этот период повышения ставок оплаты жилья и коммунальных услуг не превысят 8,4 трлн. рублей, или 10 процентов расчетного сбора платежей населения. Прогнозируемое число получателей жилищных субсидий составит 7,3 млн. семей вместо 3 млн. семей на сегодняшний день. Представляется оптимальным достичь этот уровень в 1999 году, поскольку в течение 1997-1998 годов должны быть решены следующие проблемы:
упорядочена система предоставления жилищных субсидий, так как изменения, внесенные в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в 1996 году, чрезвычайно усложняют порядок их предоставления и начисления и приводят к увеличению стоимости программы на 20-100 процентов;