бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет;
профилактика врожденной инвалидности, развитие медико-генетической помощи населению, совершенствование и внедрение технологий для ранней диагностики плода в перинатальный период, система обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;
улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам.
Для улучшения медицинского обслуживания населения предстоит наряду со структурной перестройкой системы здравоохранения осуществить дальнейшее совершенствование многоканальной системы финансирования здравоохранения (средства бюджетов, фондов обязательного и добровольного медицинского страхования, личные сбережения граждан).
При этом объем платных услуг предполагается увеличить с 2,6 процента в 1997 году до 2,78 процента к 2000 году к общим расходам на здравоохранение. Общий объем платных услуг в здравоохранении к 2000 году увеличится по сравнению с 1997 годом на 21 процент.
В ходе реализации настоящей Программы будут разработаны нормативно-правовые акты по вопросам введения детализированного перечня платных и предоставляемых в рамках обязательного медицинского страхования услуг. При этом будет конкретизирован порядок определения расценок на медицинские услуги, установлено государственное регулирование системы цен (тарифов) на медицинскую помощь и обеспечение лекарственными средствами, сформирован четкий механизм взаимных расчетов и ответственности между страховщиками и учреждениями здравоохранения, обеспечен надзор за деятельностью системы обязательного медицинского страхования.
Развитие обязательного медицинского страхования населения предусматривает проведение мероприятий, направленных на удешевление модели страхования, введение на всей территории Российской Федерации единого страхового полиса.
Достижение поставленной цели возможно при условии реализации таких мероприятий, как регламентация общедоступного базового набора медицинских услуг с финансовым их обеспечением.
Для успешной реализации среднесрочной программы реформирования здравоохранения необходимо законодательное обеспечение. В 1997 году намечается внесение поправок в Федеральный закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Для полноценного функционирования и регулирования отношений в сфере здравоохранения необходимо принятие федеральных законов о государственной, муниципальной и частной системах здравоохранения в едином пакете.
В проектах этих законов предусматривается:
разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по обеспечению деятельности систем здравоохранения;
определение принципов деятельности, исходя из необходимости обеспечения каждого человека доступной, гарантированной государством медицинской и лекарственной помощью;
определение основ деятельности систем здравоохранения, включая организационные, экономические и финансовые функции;
установление норм правового регулирования деятельности учреждений, предприятий и организаций здравоохранения.
Для осуществления эффективного реформирования и последующего развития здравоохранения, установления необходимых объемов выделения средств (как внутри медицинского сектора, так и между медицинским сектором и другими социальными секторами экономики), оценки причин изменений в состоянии здоровья населения будет разрабатываться система счетов здравоохранения.
7.9. Реформирование в сфере культуры
Основной целью в сфере культуры в среднесрочный период является развитие культуры и искусства Российской Федерации, сохранение единого культурного пространства страны, обеспечение возможности доступа всех социальных слоев населения к произведениям отечественной и мировой культуры и искусства.
В целях реформирования сферы культуры и искусства в условиях ограниченности финансовых ресурсов предстоит:
обеспечить приоритетную государственную поддержку ведущим учреждениям и деятелям культуры и искусства для поддержания высоких образцов национальной духовной жизни. Будут выделены особо ценные объекты и направления, которые станут предметом особой "селективной" государственной поддержки;
закрепить минимум услуг учреждений культуры, которые должны предоставляться населению за счет средств местных бюджетов с целью учета этих расходов в рамках трансфертных передач. В связи с этим должен быть определен и утвержден перечень указанных услуг в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О минимальных социальных стандартах", принятие которого намечается в 1997 году;
создать условия для расширения внебюджетных источников финансирования учреждений культуры на основе расширения оказания платных услуг театрами, музеями, цирками, парками, киноконцертными залами и другими учреждениями, широкого привлечения средств российских и зарубежных инвесторов, банковского капитала, развития меценатства и спонсорства. Объем платных услуг в общих расходах на содержание учреждений культуры повысится с 9,2 процента в 1997 году до 11,4 процента в 2000 году.
Для достижения поставленных целей, поддержки развития всех видов и жанров современной культуры и искусства, в том числе отечественной кинематографии, намечается обеспечить государственное финансирование в размерах, определенных действующим законодательством (не менее 2 процентов средств федерального бюджета и не менее 6 процентов средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), последовательное формирование многоканальной системы финансирования, совершенствование структуры и порядка формирования бюджетных расходов на основе минимальных социальных стандартов, концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития культуры и искусства.
В соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1996 г. N 715, предполагается осуществить структурную перестройку сети учреждений культуры и передачу отдельных федеральных учреждений, связанных с непосредственным обслуживанием населения, в государственную собственность субъектов Российской Федерации, содействовать формированию и развитию системы негосударственных учреждений культуры.
Особое внимание намечается уделять вопросам восстановления, реставрации памятников истории и культуры, исторических комплексов, заповедных территорий, фондов музеев, архивов и библиотек, укрепления материально-технической базы учреждений культуры и искусства, в первую очередь особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Будет оказываться содействие развитию культуры и искусства в регионах страны, в которых уровень культурного обслуживания населения отстает от среднего по России, а также культуры народов и этнических групп, не имеющих своих национальных образований.
Для обеспечения проводимых в отрасли реформ будет продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, внесению поправок в законодательство по культуре, подготовке новых законов о народных художественных промыслах и ремеслах, предусматривающих их сохранение, поддержку и развитие, о социальном статусе творческих работников, об охране памятников истории и культуры.
7.10. Реформирование средств массовой информации
В среднесрочном периоде в сфере массовой информации основной задачей является содействие становлению и развитию высокоэффективной информационной среды, обеспечивающей своевременный доступ населения к достоверной информации и расширение рынка информационных услуг.
Для достижения поставленной задачи, улучшения информационного обеспечения населения Российской Федерации намечается осуществить меры, направленные на обеспечение децентрализованного выпуска общероссийских газет, продолжение организации централизованного выпуска районных и городских газет, совершенствование государственного и развитие негосударственного телерадиовещания, а также укрепление материально-технической базы средств массовой информации, необходимой для решения общенациональных задач в области образования, экономики, науки и культуры.
Одним из основных приоритетов в данный период является государственная поддержка социально значимых телерадиопрограмм и печатных изданий в форме целевых дотаций, правительственных грантов, создание государственного третьего канала для вещания государственных региональных телерадиокомпаний.
Предусматривается осуществить совершенствование финансового механизма, направленного на расширение участия в финансировании средств массовой информации бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития средств массовой информации, введение абонентной платы за программы государственных телерадиокомпаний, увеличение количества программ у абонентов за счет развития негосударственного телерадиовещания.
7.11. Реформирование физической культуры, спорта, санаторно-курортного дела и туризма
Основными задачами реформирования в сфере физической культуры, спорта, санаторно-курортного дела и туризма являются:
качественное улучшение физического состояния здоровья российских граждан на основе повышения уровня физкультурно-оздоровительной и профилактической работы;
активизация деятельности лечебно-оздоровительных организаций, сохранение и развитие курортов;
рациональное использование природных лечебных ресурсов, создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.
Эти задачи будут решаться на основе соответствующих федеральных целевых программ, направленных на расширение и модернизацию физкультурно-оздоровительных объектов массового посещения с предоставлением платных и бесплатных услуг, повышение эффективности и доступности санаторно-курортного лечения, ускорение формирования отечественного туристского рынка.
Работа будет направлена на реализацию быстроокупающихся проектов с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования, прежде всего собственных средств предприятий, средств от приватизации, частных инвестиций, государственных и банковских кредитов, доходов от рекламной деятельности, лотерей и игрового бизнеса.
7.12. Государственная молодежная политика
Основной целью государственной молодежной политики на среднесрочный период является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и самореализации молодежи как основного потенциала развития общества в ближайшей перспективе.
В качестве приоритетных направлений государственной молодежной политики предусматриваются следующие:
формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи и молодых семей в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством;
создание устойчивой системы профессиональной ориентации, начальной профессиональной подготовки и специализации учащейся молодежи и выпускников, формирование целостной инфраструктуры по обеспечению временной и вторичной занятости молодежи, постоянному трудоустройству, развитию и поддержке молодежного предпринимательства и самозанятости;
дальнейшее развитие системы социальных услуг и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуговой занятости, отдыха, массовых видов спорта и туризма среди молодежи;
поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений;
формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности.
Эффективная реализация основных направлений в области государственной молодежной политики должна привести к выравниванию демографической ситуации в стране, улучшению жилищных и социальных условий молодежи и молодых семей, повышению уровня доходов, росту деловой активности, занятости и самозанятости молодежи, полноценному духовно-нравственному и гражданско-патриотическому становлению, к более полному раскрытию инновационного и творческого потенциала молодежи. Как следствие, должны снизиться преступность, наркомания и алкоголизм в молодежной среде, уровень безработицы.
Основные направления государственной молодежной политики реализуются в рамках президентской программы "Молодежь России", других федеральных программ; на региональном уровне - в рамках региональных целевых и комплексных социальных программ. В целом в предстоящий период предполагается завершить формирование законодательно-нормативной базы государственной молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях.