Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 31

Реформирование системы социального страхования предусматривается осуществлять поэтапно, с учетом роста оплаты труда и улучшения общеэкономической ситуации.
В 1997 году будет принят Федеральный закон "Об основах государственного социального страхования в Российской Федерации". Основное внимание в рамках реформирования социального страхования будет уделено:
установлению экономически обоснованных размеров социальных пособий в соответствии с уровнем заработка, стажем трудовой деятельности и размерами перечисленных страховых взносов;
упорядочению требований к предоставлению социальных пособий, имея в виду, что при наступлении страхового случая пособие выплачивается только при утрате заработка;
освобождению внебюджетных социальных фондов от несвойственных им функций по выплате различных видов пособий и платежей нестрахового характера;
использованию актуальных расчетов при определении тарифов страховых взносов.
На втором этапе предусматривается ввести трехканальную схему поступления платежей и взносов на государственное социальное страхование, в соответствии с которой возрастет роль работника в формировании фондов социального страхования при сохранении ведущей роли работодателя.
Существенным фактором совершенствования системы страховых взносов должна также стать дифференциация тарифов страховых взносов в зависимости от величины расходов по каждому виду страхования, обусловленных состоянием общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма и другими социальными и профессиональными рисками.
Предусматривается дальнейшее развитие негосударственных видов обязательного и добровольного страхования, включая обязательное страхование профессиональной ответственности в случаях повышенной опасности жизни, здоровью и доходам граждан.
Реформирование государственного социального страхования и развитие дополнительных негосударственных форм социального страхования позволят установить более оптимальную структуру тарифов по видам социального страхования и снизить общий уровень нагрузки на предприятия. Это будет способствовать росту конкурентоспособности экономики, формированию благоприятных условий для увеличения экономической активности и общего экономического роста.
По мере становления представительных органов наемных работников и работодателей будет осуществляться либерализация системы социального страхования на основе расширения полномочий в этой сфере самоуправляемых негосударственных профессиональных объединений работников и работодателей как в отраслевом, так и в региональном разрезе при сохранении за государством законодательных и контрольных функций.

7.6. Реформирование системы социальных гарантий, льгот и выплат

При проведении мероприятий по реформированию системы социальных выплат, льгот и компенсаций основной акцент будет сделан на повышение эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды, более широкое привлечение внебюджетных финансовых источников.
Действующая система социальных гарантий, льгот и выплат практически не учитывает происшедших институциональных изменений, взаимоотношений центра и регионов, в том числе в области финансов. Она также не учитывает возрастающую роль граждан в обеспечении личного благосостояния.
В условиях резкого падения объемов производства государство берет на себя социальные обязательства, которые не в состоянии выполнить.
Действующая система социальных гарантий, льгот и выплат не учитывает уровень доходов семьи. В связи с этим различные виды социальных пособий, компенсаций и других выплат, включающие косвенные (бесплатные или льготные услуги), получает почти половина населения России. Это привело к тому, что при значительных расходах на выплату социальных трансфертов реальные средние размеры большинства пособий и социальных выплат остаются очень низкими. Для обеспеченного населения эти пособия не имеют экономического смысла, а для нуждающихся семей - не гарантируют необходимой социальной защиты.
В настоящее время число социальных гарантий в год в Российской Федерации составляет более 1000, которыми обеспечиваются около 200 категорий получателей, а численность лиц, претендующих на получение различных социальных гарантий, льгот и выплат, достигает около 100 млн. человек (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь, безработные и вынужденные переселенцы и другие категории граждан).
В основу реформирования системы социальных выплат, льгот и компенсаций будут положены следующие принципы:
разработка единых принципов и критериев их предоставления по видам выплат;
уменьшение числа пособий, выплат и льгот;
законодательное закрепление права на получение только одного, наиболее выгодного для получателя, вида социальной помощи;
максимально возможный переход на заявительный характер предоставления социальных выплат и пособий с одновременной проверкой нуждаемости (в том числе ежемесячное пособие на детей);
разработка механизмов, обеспечивающих передачу дотаций от производителя услуг потребителю;
перевод некоторых видов льгот, предоставляемых населению в натуральной форме (например, бесплатный проезд на городском общественном транспорте, льготы по предоставлению услуг жилищно-коммунального хозяйства и др.), в денежную форму в виде компенсационных выплат.
Вместе с тем действующие льготы и компенсации для них должны быть сохранены для ряда групп населения, имеющих особый социальный статус (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, жертвы политических репрессий и др.).
Предстоит определить порядок взаимодействия по предоставлению социальных гарантий, льгот и выплат отдельным категориям граждан между федеральными, региональными и местными органами власти, федеральными министерствами и ведомствами, общественными и коммерческими организациями.
На втором этапе, когда начнется экономический рост и появятся материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды, будут созданы объективные предпосылки повышения минимальных государственных гарантий и выплат отдельным категориям граждан.

7.7. Реформирование образования

В сфере образования основной задачей на среднесрочный период является создание условий для реализации конституционных прав человека на образование, обеспечение его высокого качества в соответствии с потребностями личности, общества и государства.
Для достижения этих целей намечается осуществить:
ориентацию структурно-содержательных изменений в системе образования на обеспечение экономического и социального прогресса общества, приведение структуры предложения образовательных услуг в соответствие со структурой спроса на них;
поэтапное расширение системы платных образовательных услуг, а также сети негосударственных образовательных учреждений;
разработку и реализацию в системе образования новых экономических механизмов, адекватных современным социально-экономическим условиям, последовательный переход на нормативное финансирование полного общего и начального профессионального образования, адресную поддержку студентов в системе высшего и среднего профессионального образования в зависимости от уровня доходов их семей, сближение и повышение уровней государственной поддержки учащихся в различных регионах Российской Федерации.
В 1997 году намечается осуществить следующие подготовительные мероприятия по реформированию отрасли:
формирование соответствующей поставленным задачам нормативно-правовой базы, включая внесение изменений и дополнений в Федеральные законы "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", разработку государственных образовательных стандартов, создание условий для расширения финансово-экономической самостоятельности и академической свободы учебных заведений;
продолжение процесса перестройки организационной структуры сферы образования, усиление интеграции различных уровней профессионального образования, высшего профессионального образования и науки;
формирование финансового механизма, включающего расширение участия в финансировании системы образования средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, всемерное привлечение к финансированию образовательных учреждений негосударственных средств, внебюджетных источников финансирования, средств юридических и физических лиц и иностранных инвесторов, введение минимальных нормативов материально-технического обеспечения и финансирования учреждений и организаций системы образования.
На втором этапе (1998-2000 годы) реформирования отрасли предполагается осуществить совершенствование механизма государственного управления и регулирования сферой образования, включая управление государственной собственностью, устранение ведомственной разобщенности образовательных учреждений (в том числе на основе многоучредительства), приведение структуры образовательных учреждений в соответствие с потребностями граждан в образовании и общества в рабочих кадрах и специалистах, передачу основной части вопросов управления и финансирования учреждений начального профессионального образования на финансирование за счет средств региональных и местных бюджетов.
Предполагается также передать с федерального бюджета на уровень бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов финансирование издания школьных учебников и бесплатного обеспечения ими детей.
В развитии материально-технической базы высших и средних учебных заведений предполагается увеличить долю собственных и внебюджетных источников, кредитов банков, иностранных и частных инвестиций.
Намечается продолжить развитие образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных, расширение платности получения образования с учетом принципа адресности и дифференцируемого подхода, имея в виду конкретное социально-экономическое положение и потребности получателя услуг.

7.8. Реформирование здравоохранения

Основной задачей реформирования здравоохранения является улучшение качества медицинской помощи населению на основе проведения реформ на различных уровнях системы и создания условий финансовой устойчивости и дальнейшего развития медицинского страхования, возможности выбора гражданами медицинского учреждения и лечащего врача.
Развитие и преобразование здравоохранения будут осуществляться в условиях формирования здравоохранения всех форм собственности с сохранением основных позиций за государственным и муниципальным здравоохранением.
Многоукладность здравоохранения будет сформирована посредством создания оптимального соотношения между государственными и негосударственными, коммерческими и некоммерческими медицинскими организациями. Реформа источников финансирования должна проходить параллельно с реформой системы управления учреждениями здравоохранения.
При сохранении главенствующей роли государственного и муниципального сектора здравоохранения будут развиваться некоммерческие медицинские организации, которые смогут конкурировать с государственными и муниципальными учреждениями в разработке и реализации целевых программ, а также программы обязательного медицинского страхования по обеспечению населения медицинской помощью, гарантированной Конституцией Российской Федерации.
Основой структурной реформы здравоохранения является обеспечение приоритетности осуществляемых в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения профилактических и реабилитационных мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, охране здоровья матери и ребенка, распространению здорового образа жизни. Произойдет внедрение социальных и экономических стимулов как для производителей, так и для потребителей медицинских услуг для усиления заинтересованности и ответственности в охране здоровья граждан. Будет осуществлено поэтапное проведение преобразований в сфере первичной медико-социальной помощи, направленных на повышение качества и эффективности медицинских услуг, совершенствование преемственности оказания медицинской помощи на всех уровнях, расширение видов амбулаторной помощи, рациональное использование коечного фонда и его сокращение за счет развития сети дневных стационаров, больниц сестринского ухода и хосписов.
Перенос акцентов в охране здоровья населения с лечебной на профилактическую помощь, а также со стационарной на первичную медицинскую помощь окажет влияние на структуру самих служб здравоохранения.
Кардинальному улучшению охраны здоровья семьи будет способствовать:
доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;