│Валовой │ 1,08 │ 1,2 │ 2,14 │ 4,42
│прирост │ │ │ │
│доходов │ │ │ │
────────────────────────┴─────────┼───────┼─────────────┼───────┼────────
Чистый │ 0,04 │ -0,53 │ 1,48 │
прирост │ │ │ │
доходов 1997- │ │ │ │
2000 гг. │ │ │ │
──────────────────────────────────┼───────┼─────────────┼───────┼────────
Чистый │ 0,17 │ 0,33 │ 1,2 │
прирост │ │ │ │
доходов 2000 г. │ │ │ │
──────────────────────────────────┴───────┴─────────────┴───────┴────────
Матрица перераспределения финансовых ресурсов показывает итоговые результаты влияния реформы социальной сферы на изменение финансовых потоков между секторами экономики. Реформа предполагает перераспределение нагрузки по финансированию жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы на конечных потребителей услуг. При этом адресная привязка потребителя и производителей услуг должна существенно повысить их качество и снизить издержки.
В социальном плане перенос нагрузки на население будет производиться одновременно с реализацией мер дифференцирования нагрузки по доходным группам. Предполагается, что наибольшую нагрузку будут нести наиболее высокодоходные группы, но и у них не будет происходить сокращение реальных доходов. Они будут расти, но более низкими темпами.
Важнейшим условием реформирования социальной сферы, сокращения дотирования жилищно-коммунального хозяйства и транспорта и увеличения доли платных услуг в расходах населения является создание макроэкономических условий роста доходов населения.
В среднесрочной перспективе предполагается обеспечить опережающие темпы роста доходов населения над расходами. Согласно расчетам указанное превышение в 2000 году составит 7,4 процента против 5,1 процента в 1996 году.
Намечается за счет экономических методов перераспределить дополнительное бремя расходов в основном на высокодоходные слои населения, легализовав при этом доходы, получаемые в "теневой" экономике. Компенсация низкодоходным слоям населения будет осуществляться адресно на основе реальной нуждаемости.
Параллельно должны быть созданы необходимые условия для формирования в стране "среднего класса" как гаранта экономического процветания и социальной стабильности общества, а также сокращена численность населения, проживающего за официальной чертой бедности.
Реформирование социального сектора экономики и формирование доходов населения будут обеспечены с учетом интересов основных социально-демографических групп населения: детей до 16 лет, трудоспособного населения с 16 до 59 лет и населения старше трудоспособного возраста.
Основной упор будет сделан на обеспечение формирования доходов трудоспособных членов общества как основы роста благосостояния семей и социальной защиты нетрудоспособного населения и безработных.
Правительство Российской Федерации продолжит восстановление сбережений населения, обесценившихся в период действия экономической реформы. Предстоит принять федеральную целевую программу "Восстановление обесценившихся в 1991-1996 годах сбережений граждан Российской Федерации", согласно которой будут установлены этапы компенсации и механизмы контроля за выполнением программы. При этом, учитывая, что государство не отвечает по обязательствам частных фирм, принимающих сбережения граждан, компенсация утерянных вкладов вследствие недобросовестной деятельности таких фирм производиться из федерального бюджета не будет.
7.1. Реформирование оплаты труда
Реформирование оплаты труда будет проводиться в рамках создания макроэкономических условий роста реальной заработной платы и легализации всех видов трудовых доходов. Это позволит в 1996-2000 годах постепенно восстановить роль оплаты труда в формировании доходов основной массы населения, а также использовать оплату труда не только в качестве эффективного стимула трудовой деятельности, но и как источник формирования средств для оплаты услуг социальной сферы.
Прогнозные оценки дают основание предполагать, что в рассматриваемом периоде доля учитываемого органами статистики фонда оплаты труда в валовом внутреннем продукте увеличится с 25 процентов в 1996 году до 28 процентов в 2000 году, а в доходах населения - соответственно с 41,7 процента до 48 процентов.
Реформирование оплаты труда будет осуществляться на основе экономических методов (преимущественно через налоговое регулирование денежных доходов), механизмов социального партнерства и системы договоренностей между предпринимателями и наемными работниками.
Предстоит усилить контроль за выделением средств на оплату труда из бюджетов всех уровней, разработать дополнительные меры по повышению ответственности руководителей предприятий независимо от форм собственности, а также представителей государства в акционерных обществах, часть акций которых находится в государственной собственности, за обеспечение своевременной оплаты труда, ввести ограничения на повышение заработной платы администрации впредь до полного погашения имеющейся задолженности.
На первом этапе главной задачей будет являться последовательная ликвидация задолженности по выплате заработной платы, создание экономических и правовых механизмов, исключающих в дальнейшем задержки выплаты заработной платы.
В основу регулирования заработной платы будет положен новый социальный стандарт - минимальная часовая оплата труда, что позволит приблизить нормы оплаты труда работников к реальным трудовым затратам и отказаться от использования минимальной оплаты труда в качестве нормативной базы при установлении размеров социальных выплат, экономических, административных и других санкций, не относящихся к трудовым отношениям.
В этих целях в 1997 году будет подготовлен проект федерального закона "О минимальной часовой оплате труда". Кроме того, будет принят Федеральный закон "Об объединениях работодателей", которым будут закреплены обязанности работодателей, в том числе в области оплаты труда.
На втором этапе (1998-2000 годы) предполагается:
внедрить механизм тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики на основе более широкого использования механизмов социального партнерства. В этих целях будет подготовлен проект федерального закона "О тарифном регулировании заработной платы", предусматривающий смещение центра тяжести в тарифном регулировании оплаты труда в субъекты Российской Федерации;
создать систему гарантий минимальных уровней заработной платы для работников внебюджетного сектора экономики в зависимости от их квалификации на основе коллективных тарифных договоров и соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства;
отработать механизмы, обеспечивающие учет и налогообложение всех видов доходов, получаемых на предприятии и в организации и используемых для личного потребления;
пересмотреть Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы, упорядочить систему надбавок и доплат, применяемых при оплате труда этих работников. Намечаемые меры позволят обеспечить приближение размеров оплаты труда в бюджетной сфере к уровню заработной платы в производственных отраслях.
Наряду с уточнением параметров Единой тарифной сетки в увязке с более активным использованием механизма надбавок и доплат намечается придать ей рекомендательный характер, что позволит расширить права и одновременно повысить роль и ответственность субъектов Российской Федерации. Намечаемые меры позволят обеспечить приближение размеров оплаты труда этих работников к уровню заработной платы в производственных отраслях. Если оплата труда работников внебюджетной сферы за 1996-2000 годы увеличится в 1,3 раза, то бюджетной - в 1,4 раза. Сократится соответственно разрыв в уровне оплаты труда работников этих сфер с 1,3 до 1,2 раза.
В среднесрочный период будет обеспечиваться опережающий рост среднемесячной оплаты труда по сравнению с показателем прожиточного минимума. Если в 1996 году это опережение составило 2,2 раза, то в 2000 году оно составит около 3 раз.
Значительно улучшится соотношение между размером минимальной оплаты труда и прожиточным минимумом. В 2000 году оно составит 45-50 процентов против 20,5 процента в 1996 году.
Реализация указанных мер будет способствовать усилению мотивации трудовой деятельности, повышению покупательной способности заработной платы и соответствующему ослаблению ограничений массового потребительского спроса.
7.2. Политика в области занятости населения
Основной целью политики занятости населения России на предстоящий период является обеспечение рациональной структуры занятости населения как основы получения устойчивых доходов и роста благосостояния семей, достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы путем активизации политики на рынке труда.
Использование трудового потенциала и обеспечение рациональной структуры занятости населения будет обеспечиваться за счет структурной перестройки экономики, активной промышленной и инвестиционной политики, преобразований в социальной сфере.
В этих же целях будут реализованы мероприятия, предусмотренные Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1996-1997 годы и Комплексной программой мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы.
Общая численность трудовых ресурсов в 2000 году увеличится до 85,7 млн. человек против 84,1 млн. человек в 1996 г., или на 1,6 млн. человек. В 1997-1998 годах будет приостановлено падение численности занятых, которая стабилизируется на уровне 64,7 млн. человек. За 1997-2000 годы в связи с ожидаемым оживлением экономики спрос на рабочую силу увеличится, а численность занятых возрастет к концу 2000 года до 65,1 млн. человек.
Численность безработных увеличится с 2,6 млн. в 1996 г. до 4,6 млн. человек в 2000 году и составит 6,4 процента от экономически активного населения, что обеспечит, с одной стороны, высокую конкуренцию на рынке рабочей силы, а с другой стороны, избавит страну от угрозы массовой безработицы.
Вместе с тем на рынке труда возрастет подвижность рабочей силы. Структурная перестройка экономики будет сопровождаться свертыванием и ликвидацией убыточных производств с одновременным развитием эффективных и конкурентоспособных видов деятельности. Одновременно с этим активизируется процесс признания предприятий несостоятельными (банкротами). В связи с этим возрастут темпы высвобождения работников.
В целях предотвращения массового высвобождения работников намечается внедрение в практику разработки социальных планов предприятий, осуществляющих массовое высвобождение персонала. В этих планах будут предусматриваться временные изменения условий и режимов труда, досрочный выход на пенсию, дополнительные социальные льготы для увольняемых. При этом предусматривается дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования, включая внутрипроизводственное обучение, расширение возможностей самообучения.
Будут осуществлены меры по усилению социальной защиты персонала, работающего в режиме неполного рабочего дня (недели), находящегося в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временной остановкой производства.
Для улучшения социальной защиты безработных в 1997-2000 годах намечается осуществить реформирование системы назначения и выплаты пособий по безработице, предусмотрев меры, способствующие активному поиску работы, участию в общественных работах и профессиональной переподготовке. Одновременно будет сокращен разрыв между размером получаемых безработными пособий по безработице и величиной прожиточного минимума. В 2000 году он составит 70 процентов против 43 процентов в 1996 году.
Для повышения финансовой устойчивости Государственного фонда занятости населения Российской Федерации будут расширены источники его формирования, введен новый механизм перераспределения средств Фонда. Имеется в виду, что субсидии предприятий из Фонда будут предоставляться, как правило, на реализацию программ обеспечения занятости инвалидов, переквалификации занятых перед высвобождением, обучения молодежи без отрыва от производства, а также поддержки лиц, не имеющих работу свыше шести месяцев.