Защита внутреннего рынка будет осуществляться по следующим направлениям:
совершенствование нормативной базы введения защитных мер в целях смягчения (предотвращения) неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции на отечественных производителей товаров и услуг;
создание механизма оперативного сбора информации, необходимой для проведения расследований, предшествующих введению защитных мер, и совершенствование системы проведения расследований, предшествующих введению защитных мер;
совершенствование методики и практики проведения консультаций с заинтересованными иностранными партнерами при введении защитных мер;
проработка и создание механизма анализа последствий введения защитных мер.
Пятое направление внешнеэкономической политики - это формирование международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики.
Предстоит обеспечить поступательное развитие торгово-экономического сотрудничества со странами Европейского региона. Страны этого региона занимают ведущее место во внешнеэкономических связях России. С точки зрения стратегических интересов России, реализация курса на сотрудничество с Европейским Союзом остается одной из наиболее важных задач. Большое влияние на развитие сотрудничества с ЕС будет оказывать реализация Временного соглашения о торговле между Россией и Европейским Союзом, а в дальнейшем - и полномасштабного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между нашими странами.
В этих условиях первоочередной задачей с торгово-политической точки зрения является устранение существующих тарифных и нетарифных барьеров, активизация усилий по запуску механизма Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В существующем виде оно создает условия для поэтапной реализации в отношениях между Россией и Европейским Союзом принципов, лежащих в основе как самого Союза, так и всего европейского экономического пространства.
В 1998 году Россия и Европейский Союз рассмотрят возможность создания зоны свободной торговли. Представляется, что для создания зоны свободной торговли между Россией и Европейским Союзом существуют весьма важные предпосылки экономического (например, взаимодополняемость хозяйственных комплексов) и географического характера.
Внешнеэкономическая политика России в этом регионе должна также учитывать:
перспективы создания Европейского валютного союза, следствием чего явится дальнейшая консолидация внутреннего рынка Европейского Союза и обеспечение в его рамках еще более благоприятного режима во внешнеэкономической сфере для стран - членов Союза;
возможности расширения Европейского Союза за счет стран Центральной и Восточной Европы и последствия этого для России;
активное и полноправное участие России в Вассенаарских соглашениях и использование ею нового порядка экспортного контроля в целях расширения как импорта высоких технологий, так и увеличения своего экспорта продукции двойного назначения;
перспективы создания трансатлантической зоны свободной торговли между Европейским Союзом и США и последствия этого для России;
будущее вступление России в ВТО;
все возрастающие масштабы использования технологий, снижающих энерго- и материалоемкость производимой продукции (то есть конъюнктурообразующие и определяющие состояние товарных рынков факторы), что объективно приведет к снижению потребности в российском сырье;
тенденции ужесточения экологических требований в отношении товаров и продукции, ввозимых на территории стран Европы и Северной Америки, а также последовательное проведение большинством из этих стран политики усиления природоохранных мероприятий в сфере материального производства, что может отразиться на объемах российского экспорта первично обработанных сырьевых товаров;
усиление конкуренции на европейских рынках в отношении традиционных российских топливно-энергетических и сырьевых товаров (в частности нефть, газ, черные и цветные металлы);
использование Россией и ее торговыми партнерами различных стандартов и норм, унификация которых сопряжена с большими временными и финансовыми затратами;
проблему внешней задолженности России европейским странам;
остающиеся на краткосрочную перспективу тарифные и нетарифные ограничения, затрудняющие доступ российских товаров на европейский рынок.
Особое значение приобретают отношения России с государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
Анализ торгово-экономической ситуации в странах Восточной Европы свидетельствует о нарастании в данном регионе интеграционных процессов. Вступило в силу Центрально-Европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), которое подписали Венгрия, Польша, Словакия и Чехия. Стратегическая цель Соглашения - усилить интеграцию экономики указанных стран путем поэтапной либерализации внешней торговли и создания на этой основе до 2001 года зоны свободной торговли и, кроме этого, укрепить позиции этих стран при вступлении в Европейский Союз.
В последнее время наблюдается активизация группировки прежде всего за счет ускорения либерализации взаимной торговли и расширения состава участников. В ее состав решено принять Словению, проявляют интерес также Румыния и страны Балтии.
Результатом этих интеграционных процессов уже в ближайшее время может стать создание достаточно емкого рынка с населением более 60 млн. человек, выполняющего роль специфичной буферной зоны между Россией и Европейским Союзом.
Для уменьшения негативных последствий этих процессов предстоит развивать отношения со странами Центральной и Восточной Европы (прежде всего со странами ЦЕФТА), в том числе на базе двусторонних отношений, с расширением кооперации и сбытом совместной продукции на рынках третьих стран. Реализация такого механизма позволит вовлечь страны ЦЕФТА в более тесное сотрудничество с Россией.
В ближайшие годы необходимы конкретные шаги в направлении развития торгово-экономических отношений с Болгарией и Югославией, используя их соответствующую заинтересованность и готовность к этому, а через них обеспечить выход на весь балканский регион, являющийся для России важным центром транспортной инфраструктуры (например, создание Балканского диспетчерского центра по управлению транзитными потоками российского природного газа, строительство трансбалканского нефтепровода Бургас - Александруполис и т. д.).
Большое значение придается расширению экономических связей с Соединенными Штатами Америки. При этом учитываются лидерство США в мировой экономике, их огромный научно-технический и финансовый потенциал, наличие в США большого числа крупных компаний, обладающих необходимыми ресурсами и опытом для осуществления важнейших проектов в ключевых отраслях российской экономики, а также то, что американский рынок является одним из самых перспективных с точки зрения продажи передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергетикой, программным обеспечением и др.
В предстоящий период будут предприниматься усилия по:
отмене поправки Джексона - Вэника к Закону о торговле 1974 года, с тем чтобы Россия могла пользоваться режимом наибольшего благоприятствования в торговле с США на постоянной основе без каких-либо условий;
прекращению применения дискриминационных по отношению к России положений американского антидемпингового законодательства (отнесение ее к категории так называемых стран "с нерыночной экономикой"), препятствующих экспорту в США или грозящих вытеснением с американского рынка ряда важных российских товаров;
отмене ограничений в отношении доступа России к американским товарам и технологиям. В этом плане необходимо обеспечить полноценное и равноправное участие России в процессе разработки и осуществления нового международного режима экспортного контроля взамен упраздненного КОКОМ.
Быстро возрастает роль в мировом хозяйстве азиатско-тихоокеанского региона. Страны этого региона демонстрируют в последние годы самые высокие темпы экономического роста, причем особенно динамично развиваются страны АСЕАН. В перспективе значение этого региона как крупного центра мировой торговли еще более возрастет, что может внести некоторые коррективы в направления российских товарных потоков и несколько уменьшить удельный вес европейского региона во внешней торговле России.
Можно рассчитывать, что стратегические интересы государств азиатско-тихоокеанского региона в развитии наукоемких, высокотехнологичных отраслей промышленности будут способствовать через расширение делового сотрудничества мобилизации внешнеэкономического потенциала российских научно-промышленных комплексов, в первую очередь из числа конверсионных производств. Наибольшие перспективы здесь имеются в отношениях с Китаем и Республикой Корея. Это относится и к странам - участницам АСЕАН. За последние десятилетия в экономике этих стран произошли весьма существенные преобразования и большинство из них уже вошло в ряды новых индустриальных стран, предъявляющих растущий спрос на новейшие технологии. В связи с этим к числу перспективных направлений торгово-экономического сотрудничества с АСЕАН следует отнести космическую, авиационную и судостроительную промышленность, энергетику, освоение ресурсов Мирового океана, военно-техническое сотрудничество.
Южный регион, включающий Южную и Западную Азию, Ближний Восток и Северную Африку, Тропическую и Южную Африку, Латинскую Америку, представляет интерес для реализации внешнеторговой политики прежде всего с точки зрения восстановления позиций России на традиционных для нее рынках. Страны данного региона являются также перспективными для увеличения российского технологического экспорта.
Значение стран Северной Африки и Ближнего Востока обусловлено прежде всего наличием в этом регионе значительных топливно-энергетических ресурсов (определяющих платежеспособный спрос), давними традициями инвестиционного сотрудничества и значительным потенциалом в этой сфере, возможностью экспорта российского вооружения и военной техники. На развитие сотрудничества в значительной степени могут повлиять отмена эмбарго на торговлю с Ираком и Ливией, реализация перспектив расширения сотрудничества с Индией и Ираном.
6.9. Сотрудничество с государствами - участниками СНГ
Главной целью внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 1997-2000 годах должно стать повышение эффективности хозяйственного сотрудничества России со странами СНГ на основе рыночных отношений и защиты экономических интересов Российской Федерации. В этих целях необходимо:
поэтапное углубление интеграционных процессов на многостороннем, двустороннем и региональном уровнях, расширение участия российских хозяйствующих субъектов в экономическом, социально-культурном и гуманитарном сотрудничестве со странами СНГ;
создание условий для формирования с государствами - участниками СНГ общего экономического, инновационного и информационного пространства на базе общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках Экономического союза, Таможенного союза и Платежного союза;
обеспечение согласованного осуществления рыночных преобразований в экономике России и государств - участников СНГ, сближения проводимых в этих странах экономических реформ и хозяйственных механизмов их реализации в области структурной, торгово-экономической, кредитно-денежных и платежно-расчетных отношений;
совершенствование системы расчетов и платежей между странами СНГ.
В области структурной перестройки экономики в 1997-2000 годах потребуется проведение работ в области:
концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов для реализации совместных инвестиционных проектов и программ, включая создание транснациональных финансово-промышленных групп и других межгосударственных организационно-хозяйственных структур;
привлечения взаимных инвестиций, включая частные, с учетом создания и развития системы страхования и гарантирования капиталовложений, разработки механизма залоговых счетов, четкого определения приоритетных направлений и секторов привлечения инвестиций;
сближения и унификации хозяйственного законодательства;
развития двустороннего и многостороннего сотрудничества хозяйствующих субъектов в топливно-энергетическом, металлургическом, агропромышленном и машиностроительном комплексах России и государств - участников СНГ, а также кооперационного сотрудничества хозяйствующих субъектов этих стран.
В торгово-экономическом сотрудничестве Российской Федерации с государствами - участниками СНГ в 1997-2000 годах необходимо будет обеспечивать:
рост товарооборота с этими странами с учетом принципов взаимовыгодности, взаимодополняемости и соблюдения конкретных интересов отдельных стран Содружества, совершенствование товарной структуры экспорта путем увеличения в нем готовых, технически сложных и наукоемких видов продукции и импорта за счет увеличения поставок в Россию минерально-сырьевых ресурсов и продукции, производство и запасы которых сосредоточены, в основном, на территории стран СНГ;
определение приоритетов во внешнеэкономической деятельности России и стран СНГ, и в первую очередь стран Таможенного союза, ключевыми моментами которой должны стать проведение переговоров о снятии имеющихся в торговле прямых и косвенных ограничений, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, выработка единых подходов во взаимоотношениях с третьими странами;