Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 25

В ходе аграрной реформы законодательно закреплено право выбора производителями форм собственности и хозяйствования. Предприятия и организации получили право самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией и доходами.
Приватизированы предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовства, производственной инфраструктуры. Доля государственного сектора в аграрной экономике составляет сейчас менее 10 процентов. Формируется фермерский сектор. Существенно возросла роль личных подсобных хозяйств.
Однако из-за отставания в реализации реформ, неготовности отрасли к работе в новых экономических условиях, связанных с либерализацией цен и развитием внешней торговли, сужением гарантированных рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в агропромышленном комплексе не удалось преодолеть спад производства и избежать ухудшения финансовой ситуации. В 1996 году производство продукции агропромышленного комплекса сократилось по сравнению с предыдущим годом на 7 процентов. Сокращается производственный потенциал агропромышленного комплекса, уменьшаются посевные площади, поголовье скота и птицы, объем инвестиций производственного назначения, парк сельскохозяйственных машин. Физический износ оборудования многих отраслей пищевой и рыбной промышленности составляет 60-70 процентов. Выбытие основных фондов существенно превышает их ввод.
Существующие "ножницы цен" на материально-технические ресурсы для агропромышленного комплекса и сельскохозяйственную продукцию, возникшие спросовые ограничения на продовольственные товары, а также низкая эффективность в этом секторе экономики обусловили острый дефицит платежных ресурсов и убыточность 60-70 процентов сельскохозяйственных предприятий.
Немонопольная по своей природе отрасль, с ярко выраженной сезонностью, сельское хозяйство является неконкурентоспособным на рынке краткосрочных кредитов.
Трудности экономического характера усугубляются незавершенностью реальных институциональных преобразований, в особенности в сельском хозяйстве.
Для возобновления экономического роста в агропромышленном комплексе, повышения экономической эффективности всех его отраслей Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 993 утверждена Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы.
Реализуя эту Программу, Правительство Российской Федерации будет осуществлять меры по решению следующих задач:
сохранение и наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве в первую очередь путем повышения плодородия земель, развития племенного животноводства, совершенствования системы семеноводства, внедрения ресурсосберегающих технологий, а также в сфере переработки и рыбном хозяйстве;
завершение реальных институциональных преобразований, основанных на передаче земельных долей и имущественных паев в руки наиболее эффективно хозяйствующих сельхозпроизводителей;
завершение структурной перестройки агропромышленного комплекса на основе увеличения количества реальных, эффективно работающих собственников;
улучшение экономических условий для развития производства и предпринимательства в аграрном секторе; формирование эффективного механизма государственной поддержки товаропроизводителей агропромышленного комплекса; развитие социальной инфраструктуры в сельской местности.
Приоритетными направлениями в среднесрочный период в области государственной земельной политики будут:
реализация конституционных положений о многообразии форм земельной собственности;
рациональное использование и охрана земель как основного средства производства в сельском хозяйстве.
В целях развития земельных отношений, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель Правительство Российской Федерации примет меры по:
завершению выдачи собственникам земельных долей свидетельств на право собственности и заключению договоров пользователей земельных участков с собственниками земельных долей;
проведению поэтапного формирования системы государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, совершенствованию и развитию системы земельного кадастра;
созданию под контролем государства механизма рыночного оборота земли, обеспечивая при этом ее наиболее эффективное использование; расширению института аренды земли и совершенствованию механизма ее правового регулирования;
созданию эффективного ипотечного механизма как одного из источников для предоставления негосударственного долгосрочного инвестиционного кредита сельскому хозяйству.
Основой углубления институциональных преобразований в агропромышленном комплексе явится кооперация и интеграция. Особая роль при этом будет отведена кооперированию в сферах переработки сельскохозяйственной продукции, производственного обслуживания, кредитования и страхования.
Организационно-правовые формы сельскохозяйственных организаций будут приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации. Продолжатся процессы их глубокой реорганизации на основе проверенных практикой моделей и свободы выбора форм хозяйствования. Будет осуществляться агропромышленная интеграция в различных ее формах - в виде финансово-промышленных групп, концернов, агрокомбинатов, агрофирм и иных формирований по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Государственная поддержка должна быть направлена на повышение доходности товаропроизводителей, повышение спроса на продукцию агропромышленного комплекса и установление паритетных экономических отношений с другими секторами материального производства.
Поддержка аграрного сектора на федеральном уровне будет дифференцироваться по продуктам и регионам. Для сельскохозяйственных продуктов, конкурентных на международных рынках, должны создаваться условия, стимулирующие экспорт. В регионах массового и эффективного сельскохозяйственного производства меры поддержки должны быть направлены прежде всего на повышение эффективности производства и расширение сбыта продукции.
Функционирование системы сбыта и реализации продукции, производимой агропромышленным комплексом, предусматривает участие организаций потребительской кооперации и основывается на свободном движении товаров, конкуренции и механизме ценообразования с учетом спроса и предложения. Продвижение сельскохозяйственной продукции и продовольствия от производителя к конечному потребителю будет осуществляться через кооперативы по реализации продукции, оптовые продовольственные рынки, агробиржи, ярмарки, аукционы, оптовые базы, агропромышленные фирмы и комбинаты, супермаркеты, торговые дома и магазины.
В регионах с депрессивным сельским хозяйством субсидии следует наряду с поддержкой сельскохозяйственного производства направлять на создание дополнительных источников доходов для сельского населения.
В числе мер государственной поддержки предлагаются:
на безвозвратной основе - направление средств на развитие сельскохозяйственной науки, поддержку племенного животноводства и элитного семеноводства, возмещение части затрат на сельскохозяйственное страхование. Будет также поддерживаться развитие социальной и инженерной инфраструктуры села, индустрии детского питания, воспроизводство лесных и рыбных ресурсов;
на возвратной основе - инвестиции на реализацию целевых федеральных программ, на формирование эффективных производственных структур, направление средств на проведение санации агропромышленных организаций-банкротов, поддержку кредитных и страховых кооперативов и стартовую поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, на закупки сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в федеральный продовольственный фонд, создание страхового фонда семян, кормов и запасных частей, увеличение лизингового фонда, возмещение их сезонного недостатка и на инвестиции.
Будет сформирована и введена в действие национальная кредитно-финансовая система обслуживания товаропроизводителей агропромышленного комплекса. Основу ее составит сеть устойчиво работающих с коммерческой точки зрения финансовых учреждений.
Система обеспечит оказание необходимых услуг агропромышленным организациям всех форм собственности.
Правительство Российской Федерации обеспечит создание системы критериев оценки финансового состояния и платежеспособности хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса.
Кредитные ресурсы, предназначенные для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, будут размещаться после заключения соответствующих кредитных договоров.
В центре национальной финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса станет независимый финансовый институт с высокой степенью платежной ликвидности, использующий новейшие банковские технологии и современные коммуникационные системы, объединяющий сеть страховых, лизинговых, ипотечных инвестиционных компаний, а в перспективе и сеть региональных кооперативных банков.
С целью развития мелкого сельскохозяйственного кредита кредитные кооперативные товарищества в период их становления будут исключены из общего банковского законодательного регулирования в части минимальных размеров уставного капитала, резервного фонда и некоторых других положений.
В дальнейшем кредитные кооперативные товарищества станут источником первоначального капитала для малого бизнеса на селе, призванного решить проблемы создания сельской инфраструктуры и использования избыточной рабочей силы непосредственно в сельском хозяйстве.
Получат развитие залоговые операции, в том числе с участием государства, различные формы торговых (товарных или денежных) кредитов, предоставляемых аграрному сектору предприятиями - поставщиками средств производства, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности.
Ипотечный кредит под залог земельных участков должен стать одним из источников инвестиционного кредита.
Залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией станут одним из новых инструментов регулирования рынка.
Лизинг станет одним из основных направлений специализированной системы сельскохозяйственного кредита. Правительство Российской Федерации примет меры по созданию широкой сети лизинговых компаний с участием коммерческих банков, организаций агропромышленного комплекса и предприятий сельскохозяйственного машиностроения.
В целях создания рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе с участием негосударственных финансовых и коммерческих организаций, поставляющих денежные и материально-технические ресурсы для агропромышленного комплекса, Правительство Российской Федерации обеспечит им частичное участие и поддержку.

6.7. Политика в области транспорта

В ходе реализации в стране экономических реформ значительно усложнились условия функционирования транспорта. Падение производства в грузообразующих отраслях повлекло снижение объемов перевозок и увеличение удельных транспортных издержек, обусловленных ростом цен на материально-технические ресурсы и тарифов на услуги. Практически полное прекращение государственной инвестиционной поддержки транспорта (бюджетные инвестиции не превышают 3-5 процентов от общих объемов капитальных вложений), значительная раздробленность приватизированных и акционированных мелких транспортных предприятий повлекли интенсивное старение основных производственных фондов транспорта, что в среднесрочной перспективе явится сдерживающим звеном при восстановлении и развитии экономики страны.
Все виды транспорта, выполняющие пассажирские перевозки, убыточны, что ограничивает их возможности по повышению уровняй качества обслуживания пассажиров. Положение усугубляется неурегулированностью отношений между транспортными предприятиями и органами государственной исполнительной власти в части финансирования выпадающих доходов от льготных перевозок пассажиров.
Находящийся в государственной собственности железнодорожный транспорт, отнесенный к отраслям естественных монополий, деятельность которых регулируется государством, в настоящее время также функционирует с достаточно низкой рентабельностью и не обеспечивает даже простого воспроизводства отрасли.
Для обеспечения реализации основных задач настоящей Программы, подъема жизненного уровня и национальной безопасности страны главной задачей государственной политики в области транспорта на среднесрочный период следует определить устойчивое, безопасное и эффективное функционирование транспорта.
В этих целях в 1997-2000 годах усилия Правительства Российской Федерации будут направлены на:
осуществление структурных и институциональных преобразований на всех видах транспорта, обеспечивающих создание правовых, экономических и организационных условий для нормального функционирования рынка транспортных услуг, усиление инвестиционной активности в этой отрасли;
сохранение в федеральной государственной собственности важнейших транспортных предприятий, коммуникаций и объектов, имеющих стратегическое значение;
исключение из сфер приватизации и коммерциализации объектов, предназначенных для обеспечения безопасности функционирования транспортных систем;
осуществление передачи в установленном порядке в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность предприятий транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов в городском, пригородном и местном сообщениях, а также объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий транспорта;