Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 23

Среди конкретных мер по повышению эффективности расходования бюджетных средств, обеспечивающих реализацию промышленной политики, следует выделить расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации проектов, выдвигаемых частным капиталом, развитие системы государственных гарантий для высокоэффективных проектов, стимулирование привлечения внебюджетных источников для осуществления проектов федеральной значимости.
Увеличение объемов инвестиционных ресурсов требует совершенствования механизма амортизации и переоценки основных фондов. Необходимо пересмотреть некоторые принципы, связанные с порядком обложения налогами имущества предприятий, формирования, исчисления и списания на себестоимость отдельных видов расходов.
Значительный потенциал финансовых ресурсов для проведения промышленной политики формируется на рынке ценных бумаг. Масштабы привлечения средств посредством этого рынка во многом определяются вовлечением в фондовый оборот продаваемых на аукционах и по конкурсам крупных пакетов акций, в том числе государственных.
Следует продолжить работу по развитию рынка в направлении увеличения доли долгосрочных инвестиционно-ориентированных инструментов, в первую очередь акций и облигаций приватизированных промышленных предприятий.
Для роста спроса на российскую продукцию производственно-технического назначения необходимо осуществление следующих мер:
создание условий для привлечения предприятиями добывающей промышленности сторонних инвестиций для собственного развития;
создание общероссийской информационной системы по всем видам выпускаемой в России продукции, внутреннему и внешнему спросу и прогнозам их изменения;
разработка и реализация нормативных актов по созданию преференциального режима приобретения потребителями отечественной продукции, аналогичной импортируемой.
Реализация мер активной промышленной и инвестиционной политики приведет к 2000 году к определенному изменению в структуре промышленного производства.

Структура производства промышленной продукции

(процентов)
──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────
│1991 год│1995 год│2000 год
──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────
Всего промышленность 100 100 100
в том числе:
добывающая промышленность 9,5 15,9 15
обрабатывающая промышленность 90,5 84,1 85
в том числе:
материалы и полуфабрикаты, комплектующие
изделия 35 51,3 51,3
машины и оборудование 13,6 9,3 9,2
непродовольственные товары народного потреб-
ления 28,6 10,8 11,1
продовольственные товары 13,3 12,7 12,9
Намечаемые структурные сдвиги в промышленности предполагают последовательное снижение доли добывающих отраслей в промышленности и соответствующее повышение доли перерабатывающих отраслей. Будут осуществлены положительные сдвиги в структуре промышленного производства: стабилизация к концу периода доли материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, машин и оборудования на качественно новом уровне, рост доли непродовольственных и продовольственных товаров народного потребления, что соответствует социальной направленности проводимыхреформ.
Долгосрочной внешнеэкономической стратегией России станет экспорт товаров высокой степени обработки, в первую очередь машин и оборудования, с чем связаны процессы модернизации и прогрессивной структурной перестройки народного хозяйства, увеличения занятости трудоспособного населения и усиления позиций страны в мировой экономике.

6.4. Научно-техническая и инновационная политика

В научно-технической и инновационной сферах сложилась критическая ситуация, характеризующаяся низкой инвестиционной и инновационной активностью в освоении новых видов технологических процессов, техники и материалов и низким уровнем внедрения в производство достижений науки и техники. Инновационная деятельность сворачивается под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию как со стороны государства, так и со стороны негосударственного сектора.
В связи с этим национальные интересы России требуют решительных действий по созданию надежной и эффективной системы организационно-правовых, экономических и социальных механизмов защиты и воспроизводства отечественного научно-технического потенциала, сохранения технологического и в конечном итоге политического и экономического суверенитета российского государства.
Для осуществления этого необходимы признание развития науки и технологий общенациональной целью, увязка приоритетных направлений развития науки и техники со стратегией социально-экономического развития страны, а также признание науки равноправным социальным партнером государства.
Значительно более активной должна стать государственная патентная политика. С принятием в 1992 году пакета законов, сформировавших правовую основу охраны промышленной собственности в России, в основном сформирована цивилизованная система приема и рассмотрения заявок на объекты промышленной собственности, выдачи охранных документов и публикации сведений о них.
Глубокое реформирование научно-технической сферы должно быть основано на сочетании гибкого механизма поддержки науки и технологий с расширением самостоятельности самого научного сообщества в выборе направлений научного поиска и источников финансирования.
Наиболее важными направлениями в работе по преодолению кризисного состояния в научно-технической сфере, усилению государственного воздействия на процессы формирования инновационного потенциала структурных преобразований экономики, а также обеспечению государственной поддержки развития российских науки и техники являются:
разработка государственного механизма отбора и реализации наиболее эффективных наукоемких ресурсосберегающих технологий и результатов фундаментальных исследований;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное проведение и использование результатов научных исследований;
реформирование отечественной системы управления наукой и подготовки кадров для науки, наукоемких производств, других видов интеллектуальной деятельности;
совершенствование правовой охраны интеллектуальной собственности и активизация изобретательской деятельности.
Для реализации этих направлений необходимо решение следующих задач:
разработка и совершенствование нормативно-правовой базы исследований и разработок применительно к условиям рыночной экономики;
выделение ассигнований на финансирование науки в 1997 году в объеме, предусмотренном бюджетом, а с 1998 года в объеме не менее 4 процентов от его расходной части, как это предусмотрено Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике";
разработка механизма привлечения средств из разных источников в научно-техническую и инновационную сферы;
обеспечение отбора и реализации наиболее эффективных достижений науки и техники на основе контрактной системы;
разработка и реализация комплекса мероприятий по поддержке предпринимательской деятельности и конкуренции в области науки и техники, развитию конкурсных начал в распределении средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений;
расширение международного научно-технического сотрудничества на взаимовыгодной основе, создание условий для участия российских ученых в международных проектах и привлечение иностранных инвестиций в сферу российских науки и техники. Становлению равноправного международного сотрудничества будет способствовать совершенствование правоприменительной практики, основывающейся на нормах законодательства по охране интеллектуальной собственности, а также меры по недопущению практики заключения между российскими и зарубежными партнерами договоров, содержащих дискриминационные положения по вопросам защиты интеллектуальной собственности;
разработка механизма реализации приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня;
создание и использование на практике системы программно-целевого планирования исследований и разработок, основанной на концепции важных для достижения национальных целей технологий;
разработка и осуществление комплекса мер, направленных на использование потенциала оборонных отраслей в области технологий двойного применения;
разработка и реализация современных информационно-телекоммуникационных систем в интересах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Реализация указанных систем позволит осуществить интеграцию информационных ресурсов государства, повысить устойчивость государственных информационных систем, сформировать систему информационной поддержки принятия органами государственной власти решений как в сфере управления экономикой, так и в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;