Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 21

Эта возможность должна быть использована отечественной промышленностью для реализации своей продукции. Сертификация продукции, навыки участия в международных торгах открывают дополнительные возможности для экспорта оборудования и строительных работ.
Участие иностранных инвесторов в развитии экономики России не ограничивается прямыми инвестициями. Устойчивый процесс экономической стабилизации существенно снижает финансовые риски. Благодаря этому предприятия с иностранными инвестициями будут иметь более широкие возможности для получения кредитов на международных финансовых рынках. Это обусловит рост объемов прочих инвестиций в прогнозируемом периоде с 4,5 до 6,7 млрд. долларов США.
В рассматриваемом периоде намечается ежегодное увеличение в два раза количества покупаемых иностранными инвесторами акций российских предприятий. Однако и в этом случае объем портфельных инвестиций останется незначительным.
Долгосрочные кредиты МБРР, являясь наиболее дешевыми кредитными ресурсами, предоставляемыми под гарантии Правительства Российской Федерации, позволяют успешно реализовать преобразования в различных сферах экономики. Причем результаты этих проектов, базирующихся на передовом опыте многих стран мира, в последующем могут быть применены на следующих этапах реформ в России.
Характер современного этапа развития экономики предполагает новые приоритеты во взаимодействии с МБРР. Растущие объемы внешних заимствований требуют эффективного управления государственным внешним долгом. Это в свою очередь предопределяет необходимость увеличения в России доли проектов МБРР, реализующихся на основе окупаемости. Решение этой задачи возможно за счет увеличения инвестиционного компонента в структуре займов Банка, а также операций по перекредитованию средств МБРР конечным получателям. Такой подход позволит при увеличении общих объемов заимствования до 2,5-3 млрд. долларов США в год (к 2000 году) снизить долговое бремя, приходящееся за счет кредитов МБРР на федеральный бюджет, с 90 процентов в 1997 году до 29 процентов в 2000 году. В то же время доля кредитов МБРР, возврат которой должны обеспечить конечные заемщики, повышается с 10 процентов в 1997 году до 71 процента в 2000 году.
Программа заимствований Российской Федерации у МБРР в 1997-2000 годах будет сосредоточена на следующих направлениях:
структурные реформы;
реструктуризация и поддержка промышленности;
развитие инфраструктуры.
Структурные реформы
В 1997-2000 годах заемные средства МБРР будут направлены прежде всего на подготовку и реализацию программ, обеспечивающих социальные нужды населения в переходный период. Проекты структурной перестройки социального сектора позволят создать базу для системы социальной защиты наиболее уязвимых членов общества за счет повышения адресности помощи, предоставляемой государством. В ходе реализации займов Всемирного банка будет внедрена система эффективного финансирования социальных услуг. Одновременно будет обеспечено повышение качества основных социальных услуг, таких, как здравоохранение и образование.
В жилищной сфере и области городского развития средства МБРР будут направлены на жилищное строительство для снижения стоимости жилья за счет использования дешевых кредитных ресурсов, на создание и финансовую поддержку залоговой системы в целях стимулирования накоплений населения для строительства и покупки жилья, на поддержку муниципальных программ реконструкции исторической застройки городов для расселения коммунальных квартир и стимулирования внебюджетных инвестиций, на решение проблемы энергосбережения в жилищном секторе.
В целях формирования устойчивых бюджетных основ предполагается направить средства МБРР на повышение эффективности государственных расходов, укрепление межбюджетных отношений, совершенствование институциональной структуры управления бюджетом.
Займы МБРР будут направлены также на поддержку дальнейшей реструктуризации угольной отрасли и проведение последовательных реформ в области сельского хозяйства.
Реструктуризация и поддержка промышленности
Программа заимствований у МБРР позволит осуществить целый ряд проектов по финансированию развития предприятий. В этой связи важными направлениями сотрудничества станут поддержка реформирования российских предприятий, открытие кредитных линий для финансирования инвестиционных проектов в промышленности, содействие реструктуризации социальных активов предприятий, реализация гарантийных операций. В целях поддержки российских предприятий будут предприняты усилия по интеграции усилий МБРР и Международной финансовой корпорации (МФК). Российская Федерация будет осуществлять заимствования у МБРР на цели реструктуризации социальных активов предприятий, что будет способствовать участию МФК в инвестиционных проектах и подключению частных капиталов (особенно российских) к реструктуризации российской промышленности. В рамках реализации Программы заимствований у МБРР будет обеспечено развитие деловых возможностей российских производителей, в том числе за счет расширения их участия в проектах, реализуемых МБРР в других странах мира.
Инфраструктура
Необходимо продолжать реализацию проектов МБРР в области развития инфраструктуры. В то же время подобные проекты должны создавать условия для внедрения рыночных механизмов, повышения эффективности, реализации механизмов самоокупаемости. В области развития инфраструктуры усилия будут сосредоточены на проектах по восстановлению шоссейных дорог, мостов, строительства энергетических объектов и повышения эффективности их использования, реконструкции портов, развития коммунальной инфраструктуры.

6.3. Промышленная политика

К началу экономической реформы промышленный потенциал России характеризовался огромными масштабами, низкой эффективностью и глубокими деформациями, и в первую очередь слабой ориентацией на потребительский спрос и отсутствием действенных стимулов повышения конкурентоспособности и эффективности. В условиях закрытой плановой экономики сложился сильно милитаризованный, узкоспециализированный и поэтому высокомонополизированный промышленный комплекс с утяжеленной структурой и отсталой технологической базой.
Однако даже в первые, наиболее тяжелые, годы реформы отмечены позитивные тенденции в развитии промышленного производства: повышается качество отдельных видов выпускаемой продукции, происходит приспособление производимых товаров и продуктов к требованиям потребителя, продукция отдельных отраслей обрабатывающей промышленности выходит на мировой рынок.
Сокращение производства в одних отраслях, в том числе ранее гипертрофированно развитых (оборонная промышленность), сопровождается стабилизацией и ростом производства в других.
Однако до настоящего времени не удалось переломить негативную тенденцию роста доли в общем объеме промышленного производства продукции добывающих отраслей и сокращения доли продукции обрабатывающих отраслей.
Оценивая в целом состояние промышленности России, следует отметить, что за годы реформ сложилось положение, которое требует определенных изменений в экономической политике, вытекающих из перехода к новому этапу преобразований, и в первую очередь в промышленности.
Содержание и цели промышленной политики
С учетом сегодняшнего состояния промышленности главная цель промышленной политики на современном этапе реформ определяется как повышение эффективности и конкурентоспособности российской промышленности на внешнем и внутреннем рынках и ее подъем.
Для достижения главной цели промышленной политики необходимо обеспечить:
сохранение накопленного научно-технического потенциала и использование его в целях развития промышленности;
увеличение платежеспособного спроса в стране;
развитие и использование сравнительных конкурентных преимуществ российской промышленности и последовательное преодоление ее слабостей.
Намечаемые структурные сдвиги в промышленности предполагают последовательное снижение доли добывающих отраслей в промышленности с соответствующим повышением доли перерабатывающих отраслей, стабилизацию к концу периода доли материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий на качественно новом уровне, рост доли машин, оборудования и товаров народного потребления. Такая структура должна сложиться в условиях открытой экономики в конкурентной борьбе за спрос, за позиции на внутреннем и мировом рынках.
Методы промышленной политики
Методы промышленной политики, применяемые в условиях рыночной экономики, достаточно разнообразны. Главными из них являются следующие:
1) формирование институциональных и законодательных условий для развития позитивных структурных изменений в промышленности.
Прежде всего это условия, обеспечивающие защиту прав собственности, выполнение обязательств по контрактам, информационную открытость компаний для инвесторов. Специфические условия должны обеспечивать возможность сокращения до приемлемого уровня расходов по содержанию социальной сферы, а для государства - совершенствования системы и методов регулирования цен на продукцию естественных монополий;
2) реформирование налоговой системы с целью ее упрощения, обеспечения равномерности и посильности налогового бремени, создания условий для развития эффективного производства на основе самофинансирования. В современных условиях речь идет прежде всего об устранении многообразных льгот и одновременно об изменении структуры налогов, включая повышение доли налогов на потребление (НДС и акцизы) при сокращении доли налога на прибыль, уточнении налогооблагаемой базы и механизмов взыскания налогов. Будут разработаны процедуры вывода неиспользованных и устаревших производственных мощностей (включая незавершенное капитальное строительство) с баланса предприятий в целях снижения себестоимости продукции и облегчения налоговой нагрузки, внесены изменения в амортизационную политику с целью дать возможность предприятиям увеличить амортизационные фонды как источник инвестиций и самостоятельно решать вопрос о размерах амортизационных отчислений с учетом порядка уплаты налога на имущество и налога на недвижимость после его введения взамен налога на имущество;
3) меры внешнеэкономической поддержки. В их числе методы внешнеэкономического регулирования, такие, как ставки импортных тарифов, и меры специального регулирования, применяемые в рамках правил ВТО. Установление импортных тарифов должно обеспечивать присутствие на внутреннем рынке иностранных конкурентов при его насыщении товарами и в то же время защиту в переходный период отечественных производителей, уже сейчас или в ближайшей перспективе конкурентоспособных на рынках.
Для защиты внутреннего рынка в рамках процедур ВТО Правительство Российской Федерации намерено применять преимущественно тарифные методы, такие, как компенсационные, антидемпинговые и специальные пошлины.
Для усиления государственной поддержки экспортно-ориентированных предприятий будут предоставляться государственные гарантии под привлекаемые кредитные ресурсы.
Широкое развитие получит система экспортного кредитования и страхования экспортных кредитов.
В целях повышения конкурентоспособности продукции отечественного машиностроения на внешнем рынке будет усилена государственная поддержка проведения предприятиями и организациями международной сертификации экспортно-ориентированной продукции.
Возрастающую роль будут играть политическая и дипломатическая поддержка российского промышленного экспорта, содействие формированию совместных с иностранными партнерами предприятий, организующих сбыт на внешних рынках российской продукции, прежде всего высокотехнологичной;
4) содействие расширению спроса на промышленную продукцию на внутреннем рынке. Это может осуществляться через конкурсные государственные закупки, содействие улучшению анализа спроса, маркетинга, рекламы российских товаров, развитие инфраструктуры товарных рынков.
Важной формой увеличения внутреннего спроса в ближайшие годы будет развитие лизинга, особенно продукции машиностроения.
Будут предприняты меры по улучшению подготовки российских предприятий к участию в международных тендерах, в том числе проводимых международными финансовыми организациями;
5) стимулирование частных и иностранных инвестиций прежде всего посредством обеспечения политической и финансово-экономической стабильности, снижение инвестиционных рисков и повышение доверия со стороны инвесторов. Важную роль должны сыграть принятие и реализация законов об иностранных инвестициях, о соглашениях о разделе продукции, свободных экономических зонах, концессиях;
6) прямые государственные инвестиции и иные вложения будут использоваться в тех случаях, когда важные для страны проекты (в том числе в области развития инфраструктуры, реализации подъема наиболее перспективных высокотехнологичных проектов) временно непривлекательны для частного капитала. Реализация Бюджета развития будет стимулировать инвестиции в производство, в том числе в форме долевого участия государства, государственных гарантий на основе конкурсов инвестиционных проектов;
7) совершенствование системы управления, предусматривающее разработку законодательного механизма разграничения прав и обязанностей собственников и управляющих, создание системы государственного контроля за деятельностью управляющих (для предприятий государственной и смешанной формы собственности), создание системы непрерывного обучения и переподготовки управленческих кадров.
Указанные методы будут применяться гибко и дифференцированно, с учетом возможностей государства, специфики отраслей и регионов, а также изменений рыночной конъюнктуры.
Стратегии и приоритеты развития промышленности