Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 19

ственным гарантиям
г) другие статьи расходов 0,9 1,8 2,7 3,7
из них:
поддержка экспорта 0,5 1,0 1,6 2,0
расходы по финансовому оздоровлению и 0,4 0,8 1,1 1,7
перепрофилированию убыточных и неперспек-
тивных производств
II. Капитальные вложения, финансируемые 38,4 40,0 42,0 43,1
за счет федерального бюджета (без учета
средств, аккумулируемых в Бюджете
развития)
III. Капитальные вложения за счет 38,5 42,9 48,8 56,3
бюджетов субъектов Федерации
и местных бюджетов
IV. Собственные и привлеченные 330,5 344,2 379,5 426,5
средства предприятий и населения
в том числе
прямые иностранные инвестиции (млрд. 6,1 7,2 8,5 10,0
долларов США)
Итого 426,0 463,2 512,6 574,8
В разделах Бюджета развития предусмотрены:
инвестиции на развитие производственной сферы, предусматриваемые в федеральном бюджете на капиталовложения в производственную сферу, кроме капиталовложений, связанных с безопасным функционированием технически сложных систем. Только часть из указанных средств учитывается в Федеральной инвестиционной программе;
кредиты Всемирного банка и правительств зарубежных стран, предназначенные для финансирования коммерческих окупаемых проектов. Принципиально новым подходом к использованию в Бюджете развития этих средств является проведение конкурсов по их размещению среди наиболее эффективных проектов;
резерв на выплаты по государственным гарантиям, выданным ранее, хотя эти суммы капиталовложениями не являются.
─────────────────────────────────────────┬──────┬───────┬───────┬────────
│ 1997 │ 1998 │ 1999 │ 2000
│ год │ год │ год │ год
─────────────────────────────────────────┴──────┴───────┴───────┴────────
Размер выдаваемых гарантий, трлн. рублей 50 50 55 60
Максимально возможный объем привлекаемых 125 125 137,5 150
средств, трлн. рублей
Учитывая, что выдача государственных гарантий в связи с Бюджетом развития начнется в 1997 году, объем средств, которые могут быть привлечены в этом году, оценен в половину, или 61 трлн. рублей плюс 10 трлн. рублей. Резерв на покрытие возможных выплат определяется сроками реализации проектов и 10 процентов рисков, то есть предполагается, что из 10 проектов 1 не состоится.
По другим статьям расходов предусмотрены инвестиции, связанные с поддержкой экспортных производств и санацией предприятий, как стартовый капитал для организации конкурентоспособных производств.
В разделе "Капитальные вложения, финансируемые за счет федерального бюджета", показаны средства, которые направляются на реализацию мероприятий социального характера и безопасное функционирование технически сложных систем, что определяет их безвозвратный и бесплатный характер.
Капитальные вложения за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов являются оценкой возможного объема средств, выделяемых ими на капиталовложения.
Собственные и привлеченные средства предприятий и населения определяются прежде всего амортизацией и прибылью. Существование значительных резервов в использовании начисляемой амортизации для финансирования капиталовложений предопределяет пока небольшую роль вторичной эмиссии акций (порядка 1 - 3 процентов от собственных и привлеченных средств).
По строке "Итого" показан объем расширенной инвестиционной программы.
По строке "Средства, индуцированные Бюджетом развития" показана сумма средств, которые могут быть привлечены в связи с реализацией Бюджета развития. Эти средства можно рассматривать как компенсатор возможных срывов финансирования инвестиционных программ, что наблюдается в последние годы, и как потенциал для дополнительного роста, который становится возможным при безусловном выполнении настоящей Программы.
Обязательным условием реализации этой возможности является наличие в банковской системе необходимых ресурсов и приемлемая цена на них.
По строке "Предельный объем инвестиций" показан максимально возможный объем средств, который может быть направлен на развитие экономики России при успешной реализации настоящей Программы.
Реализация Бюджета развития как стимулятора экономического роста требует законодательного оформления механизма его исполнения, отделенного от исполнения текущего бюджета. Следствием данного положения является необходимость создания организационной структуры, выполняющей функции исполнителя Бюджета развития.
Ниже предлагаются основные принципы функционирования такой структуры.
Принимаемый к рассмотрению проект должен иметь собственные средства (не менее 20 процентов, а для крупных (от 250 млрд. рублей) не менее 10 процентов) и положительный чистый дисконтированный доход. Все принятые проекты ранжируются по отношению к сумме дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к величине государственной поддержки (кредит в размере не более 35 процентов от стоимости проекта, 40 процентов гарантия на покрытие риска по кредиту коммерческого банка или их комбинация).
Указанная процедура применяется по каждому направлению расхода, предусмотренного в Бюджете развития. Эти средства направляются на первый проект в списке, остаток - на второй и т. д. Данный порядок гарантирует предельно объективное и эффективное размещение средств.
Реализация мер, направленных на ускорение роста, должна позволить сократить разрыв между государственными капитальными вложениями я величиной дефицита таким образом, чтобы к 2000 году государственное накопление, равное разнице между этими показателями, стало положительным.
Федеральные целевые программы будут реализовываться в увязке с принципами и приоритетами структурной и научно-технической политики.
При этом в 1997-2000 годах будет реализовываться ряд федеральных целевых программ, направленных на решение неотложных вопросов социальной сферы. Этот пакет программ будет в первую очередь формироваться исходя из остроты проблем жизнеобеспечения в социальной защиты населения, а также необходимости осуществления инвестиционных проектов в социальной сфере "Дети России", "Инвалиды", "Миграция", "Образование", "Культура и искусство", "Жилище" и ряд других.
В соответствии с концепцией промышленной политики на 1997-2000 годы будет реализовываться пакет федеральных программ, направленных на сохранение и развитие промышленного потенциала. Получат дальнейшее развитие программы наукоемкого машиностроения "Защита государственного станкостроения", "Энергосберегающая электротехника", "Развитие электронной техники", "Конверсия", "Развитие конкурентоспособных химических производств", "Развитие промышленной биотехнологии", "Свой дом" (особенно в части расширения спроса на продукцию отечественной промышленности), реализация федеральных научно-технических программ "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения", "Международный термоядерный реактор ИТЭР в НИОКР в его поддержку". Федеральная космическая программа России и программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки" будут осуществляться на базе приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий.
По мере оживления экономического роста все большее значение будут приобретать программы с мощной инновационной составляющей и чисто инновационные программы. Эти программы будут решать наиболее крупные проблемы, требующие существенных изменений в структуре промышленного производства.
В связи с реализацией политики "устойчивого развития" продолжится выполнение программ экологической направленности, включая комплексную реализацию мероприятий программ "Чернобыль", "Маяк", "Семипалатинск", "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 - 2005 годы".