развитие законодательства, регулирующего отношения собственности. Необходимо принять законодательные акты, определяющие правовой механизм эффективного управления собственностью, способствующие укреплению института частной собственность, направленные на охрану интеллектуальной собственности, регулирующие вопросы наследования. В 1997 году необходимо принять законы "Об иммунитете государства и его собственности" и "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", определяющие виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, а также порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации, что позволит повысить эффективность управления государственной собственностью;
развитие законодательства о юридических лицах и совершенствование процедур регистрации юридических лиц, в том числе разработка условий, при которых станет невозможным появление фирм-однодневок, создающихся под одну сделку и исчезающих после ее совершения;
создание цивилизованного рынка недвижимости. Для этого будет законодательно определен порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и осуществления сделок с ним, залога земли (ипотеки). Необходимо принять Земельный кодекс Российской Федерации, который обеспечит надлежащие гарантии развития земельного рынка;
совершенствование правового обеспечения отраслей естественных монополий;
совершенствование практики хозяйственной деятельности, создание необходимых гарантий для соблюдения законности во взаимоотношениях органов государственной власти и субъектов хозяйствования, что требует перехода к единому на территории Российской Федерации регламентированному порядку лицензирования, который предусмотрен в проекте федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в сферу производства. В 1997-1998 годах необходимо принять законы "Об иностранных инвестициях", "О свободных экономических зонах", "О концессионном договоре" и др.;
создание соответствующей мировым стандартам правовой базы для предупреждения, выявления и пресечения злоупотреблений в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. В 1997 году необходимо принять в новой редакции Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле";
внесение изменений в законодательство, регулирующее процессы в социальной сфере, в том числе подготовка и принятие Трудового и Жилищного кодексов Российской Федерации, законов "О прожиточном минимуме", "О пенсионном обеспечении", "О гарантиях работникам в связи с банкротством и временной приостановкой работы организации", "Об основах социального обеспечения".
Укреплению законности в сфере экономики будут способствовать:
принятие Федеральных законов "О борьбе с организованной преступностью", "О борьбе с коррупцией", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем", "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству", "О ведомственной охране";
ускорение процесса присоединения Российской Федерации к международным соглашениям по вопросам борьбы с преступностью, в том числе к конвенциям о выдаче преступников, о взаимной правовой помощи и действительности судебных решений по уголовным делам, об отмывании, о выявлении, об изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, а также ускорение разработки и ратификации межгосударственных соглашений по предупреждению компьютерных преступлений в банковской системе.
Реформирование судебной системы и совершенствование правоприменительной деятельности являются на современном этапе важными факторами, не только определяющими уверенность граждан в защите своих прав, но и обеспечивающими эффективность осуществления экономических преобразований.
Развитие судебной системы основывается на принципе ее единства, независимо от компетенции различных судебных органов. Уже приняты Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
На первом этапе законодательной работы, в 1997 году, необходимо принять законы о судебной системе Российской Федерации, о Верховном Суде Российской Федерации, об адвокатуре, о мировых судьях и другие акты, что позволит в основном сформировать систему судебных органов в 1998 году.
Для обеспечения строгой процедуры деятельности судебных и иных правоохранительных органов в 1997-1998 годах продолжится работа по приведению процессуальных основ новой судебной системы в соответствие с институтами демократического государства. В этот период будут введены в действие новые Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
В 1997-2000 годах особое внимание будет уделяться вопросам исполнения судебных решений. Необходимо принять Уголовно-исполнительный кодекс, а также законодательные акты о судебных приставах и об исполнительном производстве. Функции принудительного исполнения решений судов и иных органов будут переданы от судебных органов органам исполнительной власти. Следует создать институт судебного пристава, обязанностями которого станут принудительное исполнение решений и обеспечение установленного порядка деятельности судов. Осуществление этих функций может быть возложено на офицеров, высвобождаемых из Вооруженных Сил Российской Федерации при их сокращении.
В ходе реализации судебной реформы и развития деятельности правоохранительных органов будет решаться проблема количественного и качественного состава судей и других работников, осуществляющих правоприменительную деятельность.
Проведение судебной реформы потребует достаточного финансирования судебной системы из федерального бюджета.
Совершенствование законодательной базы и укрепление судебной системы создадут необходимую основу для борьбы с преступностью в сфере экономики, коррупцией.
Либерализация экономической деятельности, допуск в экономику теневого капитала, не сопровождавшиеся созданием адекватного механизма контроля и защиты от противоправных посягательств, создали благоприятные условия для внедрения в экономические отношения преступных элементов.
Причинами перелива капитала в сферу теневой экономики являются усложненность и избыточность налогообложения, необходимость урегулирования отношений с криминальными структурами, неопределенность общеэкономической ситуации, диктующей необходимость формирования неучтенных резервов. Низкий уровень защищенности предприятий, особенно малых, перед рэкетом объективно вынуждает их уводить в "тень" часть своей коммерческой деятельности для образования денежных фондов, что закрывает для них возможность обращения за помощью к правоохранительным органам.
Экономическая преступность, и прежде всего организованные ее формы, представляет реальную угрозу для будущего России. Она имеет международный, транснациональный характер, отличается сращиванием преступных кланов с органами власти. Коррупция оказывает влияние на процессы приватизации, инвестирования, конверсии, преступные группировки пытаются контролировать финансовую сферу, внешнеэкономическую деятельность. В результате этого государство несет многомиллиардные потери, тормозится процесс становления цивилизованных рыночных отношений.
Определенные действия в сфере борьбы с экономической преступностью государство предпринимало и ранее, однако эти попытки были неполными и непоследовательными, они давали в лучшем случае кратковременный эффект и не привели к нужному перелому.
В 1997-2000 годах для подавления криминального сектора экономики, предотвращения оттока государственных средств в теневую экономику будут приняты меры по:
совершенствованию единой государственной системы валютного и внешнеторгового учета и повышению эффективности валютного контроля;
установлению ответственности за искажение полноты и достоверности документов бухгалтерского учета и отчетности для сокрытия доходов;
контролю и сужению сферы наличного денежного обращения;
борьбе с "отмыванием" преступных и иных незаконных доходов через кредитные учреждения;
обеспечению обязательного декларирования доходов при приобретении движимого и недвижимого имущества, прежде всего государственными служащими.
Наряду с этим будет продолжена работа по кадровому, организационному и финансовому укреплению правоохранительных органов и органов валютного контроля.
В целях усиления борьбы с коррупцией будет, с одной стороны, усилена ответственность работников органов исполнительной власти, с другой стороны, повышены стимулы для их законопослушной деятельности.
В этой связи в 1997 году будут подготовлены изменения и дополнения в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной службы, которые, в частности, будут более жестко регламентировать условия и порядок прохождения государственной службы, ответственность за нарушение установленных для государственных служащих ограничений, а также предусматривать повышение денежного содержания государственных служащих с одновременным сокращением их численности и совершенствованием системы органов исполнительной власти.
Будут предприняты меры по контролю за размещением бюджетных средств в коммерческих банках, за привлечением вексельных кредитов коммерческих банков для финансирования бюджетных расходов под правительственные гарантии.
6. Структурная и инвестиционная политика
За последние годы в экономике произошли определенные изменения, свидетельствующие о начале нового этапа в развитии реформ, связанного с необходимостью активизации осуществления структурной политики и инвестиций, повышения эффективности производства, перехода от замедления темпов спада и стабилизации к росту производства.
Произошла существенная дифференциация отраслей промышленности по уровню спроса на производимую продукцию на внешнем и внутреннем рынках и их объединение в достаточно однородные группы. Поддержка каждой из групп отраслей отличается по характеру и масштабам ее оказания, однако общие направления их стимулирования сводятся к следующему: поддержка институциональных и организационных преобразований, стимулирование отечественных и иностранных инвестиций, стимулирование экспорта и защита внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности продукции.
Рост государственного спроса в ближайшие годы имеет незначительные перспективы, поэтому необходимо увеличение емкости внутреннего рынка за счет повышения платежеспособного спроса предприятий и населения.
Это выдвигает на первый план решение следующих проблем: дальнейшее снижение инфляции, сдерживание роста цен на продукцию естественных монополий, повышение собираемости налогов с одновременным ужесточением контроля за целевым расходованием бюджетных средств, борьба с задолженностью бюджету и задержками оплаты труда, отлаживание механизма привлечения отечественного и иностранного капитала.
Государственная экономическая политика на современном этапе должна способствовать изменению структурных соотношений в экономике по следующим взаимосвязанным направлениям:
совершенствование организационных и управленческих структур в реальном секторе экономики, обусловленное необходимостью повышения качества менеджмента на всех уровнях управления, предполагающее проведение реформы предприятий, и повышения эффективности управления государственной собственностью;
улучшение технологической структуры материального производства на основе замещения устаревших технологий и основных фондов современными, что предполагает существенное изменение темпов и пропорций инвестиционного процесса;
изменение структуры производства, предполагающее увеличение доли продукции с высокой степенью обработки;
развитие инфраструктуры экономики, в том числе таких важнейших отраслей, как транспорт и связь.
С учетом современного состояния экономики и содержания нового этапа преобразований главная цель структурной политики определяется как повышение эффективности и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
В соответствии с главной целью формируются стратегия и приоритеты структурной политики.
Приоритеты структурной политики в 1997-2000 годах будут строиться на следующих принципах:
стимулирование накопления и создание благоприятного климата для инвестиций;
содействие повышению объемов и эффективности инвестиций;
увеличение объемов государственных инвестиций и повышение их роли в структурной политике государства;
ускорение включения России в систему международного разделения труда путем поощрения отраслей и предприятий, производящих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию;