Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 18

поощрение отраслей и предприятий, обеспечивающих появление на рынке принципиально новых товаров или преодоление технических барьеров для ввоза в зарубежные страны;
поощрение вывода из эксплуатации избыточных мощностей и ликвидации неэффективных предприятий.

6.1. Объемы, источники и эффективность инвестиций

Целью настоящей Программы является преодоление спада экономики как в отношении роста внутреннего валового продукта, так и капиталовложений, на которые этот рост опирается. Необходимыми условиями для решения этой задачи являются:
расширение потенциальных источников для инвестиций, что определяется недостаточными масштабами накопления в стране, дефицитом государственного бюджета и структурой источников его покрытия;
эффективное использование этой базы путем создания условий, стимулирующих превращение накоплений в инвестиции, прямые и портфельные;
расширение базы для эффективного применения капитальных вложений, что предполагает реформу предприятий, направленную на укрепление роли собственника и ответственности менеджеров перед ним;
помощь государства в активизации инвестиционной активности корпораций.
Ключевыми факторами, определяющими выполнение этих условий, являются:
постепенное сокращение доли средств, отвлекаемых с внутреннего рынка для покрытия дефицита государственного бюджета. Для гарантии успеха принципиально важно размещать заемные средства в окупаемые проекты и тем самым не возлагать погашение внутреннего долга на налогоплательщиков;
создание механизма, обеспечивающего гарантированный возврат вложенных средств по их реальной ценности;
использование механизма санаций и банкротства предприятий для качественного усиления роли собственников и ответственности менеджмента;
предоставление государством гарантий на возврат части заемных средств с целью расширения масштаба привлекаемых средств, участие государства в кредитовании окупаемых проектов на основе разделения риска с инвестором и другими кредиторами.
Несмотря на относительно высокий уровень валовых сбережений, валовое накопление остается умеренным (24-25 процентов) вследствие значительного объема приобретения агентами экономики иностранной валюты и утечки капиталов.
По прогнозу величина сбережений населения будет несколько сокращаться, что скажется прежде всего на сокращении объемов покупки валюты.
Государственные сбережения будут возрастать благодаря сокращению дефицита государственного бюджета и росту государственных инвестиций.
Совокупное воздействие всех факторов активизации инвестиционной деятельности обеспечит рост валового накопления к внутреннему валовому продукту с 24 процентов в настоящее время до 27-28 процентов к концу среднесрочного периода, что означает рост объема инвестиций примерно в 1,35 раза.
По прогнозным данным, в 1997-2000 годах темпы роста общего объема инвестиций в основной капитал к предыдущему году составят: 1997 году - 101 процент, 1998 году - 108 процентов, 1999 году - 110 процентов, 2000 году - 112 процентов. Доля общего объема капиталовложений во внутренний валовой продукт в 2000 году составит 19,3 процента.
Ключевую роль в финансировании инвестиций в 1997-2000 годах будут играть собственные средства предприятий, которые обеспечат около 60 процентов всех капиталовложений. В рамках финансовых источников после переоценки основных фондов возрастет доля амортизационных отчислений, которая в 1997 году должна составить 38 процентов общих капиталовложений, а в 2000 году - около 41 процента.
Увеличивать объемы привлекаемых средств предполагается в первую очередь за счет кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг. Защита привлекаемых кредитов обеспечивается системой гарантий, которые в значительном объеме вводятся с 1997 года (50 трлн. рублей).
Существенно увеличатся объемы привлекаемых в сферу жилищного строительства средств населения. Их доля в 2000 году составит порядка 3,5 - 4 процента от общего объема инвестиций в экономику страны.
В 1997-2000 гг. Правительство Российской Федерации осуществит ряд мер по оживлению инвестиционного процесса, и в том числе:
существенное изменение фактического исчисления амортизации, увязка его с налогообложением, что позволит поднять ее долю как источника капиталовложений;
развитие форм привлечения в инвестиционную сферу сбережений населения. В целях эффективного использования сбережений населения широкое распространение должна получить система паевых инвестиционных фондов;
развитие форм стимулирования рынка ценных бумаг. Предусматривается обеспечить разумный баланс интересов капиталовложений в реальный сектор и неинфляционное финансирование бюджетных расходов за счет государственных долговых заимствований, т. к. в настоящее время реализация даже самых эффективных и быстроокупаемых проектов по прибыльности не может конкурировать с доходностью и надежностью государственных ценных бумаг (государственных краткосрочных облигаций, облигаций федерального займа), что, естественно, сдерживает привлечение инвестиций в производство;
развитие рынка капитала, и прежде всего облигационных рынков предприятий и института финансовых посредников, действующих на нем. В настоящее время из-за недостатка таких посредников информация о прохождении капитала, с одной стороны, и предложения проектов - с другой, не доходят до заинтересованных партнеров. В итоге мобилизация инвестиционных ресурсов происходит весьма неудовлетворительно;
формирование инвестиционных средств при приватизации и расширении действующего предприятия. При этом приватизация должна носить не фискальный характер, а предусматривать прежде всего решение вопросов мобилизации ресурсов для инвестирования;
привлечение иностранного капитала в российскую экономику.
Важнейшим инструментом государственной инвестиционной политики, ориентированной на рост экономики, станет Бюджет развития и связанный с ним механизм предоставления гарантий. Благодаря источникам, не зависящим от исполнения текущего бюджета, инвестиции, финансируемые из Бюджета развития, становятся фактически защищенными статьями.
Бюджет развития предусматривается формировать с 1997 года. Принципиальная важность Бюджета развития как стимулятора экономического роста состоит в том, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору строго на возвратной, платной и срочной основе. Формирование Бюджета развития опирается на следующие ключевые положения:
использование заемных средств для финансирования инвестиционных проектов, эффективность которых гарантирует возврат заемных средств. Это позволит использовать их не только в интересах нынешнего, но и будущих поколений;
отделение финансирования исполнения Бюджета развития от текущего бюджета;
гарантирование непрерывности финансирования, что не только обеспечивает возврат вложенных средств, но и увеличивает накопления - предпосылку дальнейшего роста экономики.
Создание механизма реализации Бюджета развития позволяет в существенно больших масштабах, чем предусмотрено в самом бюджете, индуцировать инвестиции через механизм гарантий, предоставляемых на конкурсной основе инвесторам, в пользу кредитующих банков. При объеме гарантий 50 трлн. рублей и страховом покрытии 40 процентов появляется потенциальная возможность для привлечения долгосрочных кредитов в сумме 125 трлн. рублей (при 17 трлн. рублей в 1995 году).
Индуцирование инвестиций предполагает соответствующее наращивание кредитных ресурсов и снижение их цены. Достижение этой цели прямо зависит от сокращения доли государства как заемщика на денежном рынке страны и вовлечения накоплений в инвестиции.
Задачей 1997 года неизбежно явится осуществление перехода от сложившегося режима финансирования к предусмотренному Бюджетом развития по таким направлениям, как связанные кредиты и инвестиции в производственную сферу. Этот переход требует отказа от безвозмездного финансирования в пользу возвратного, тщательной проверки обоснованности возврата средств. В 1997 году не представится возможным в полном объеме реализовать конкурсный подход к выбору направлений вложений в связи с необходимостью выполнить обязательства, принятые Правительством Российской Федерации.

Направления использования инвестиционных средств в 1997 - 2000 годах

─────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────
│ Прогноз (трлн. рублей в
│ ценах 1997 года)
Наименование показателя ├──────┬──────┬──────┬──────
│1997 │1998 │1999 │2000
│год │год │год │год
─────────────────────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────
I. Бюджет развития - всего 18,6 36,1 40,6 47,2
в том числе:
а) инвестиции на развитие производственной 7,4 18,4 22,7 25,9
сферы
б) связанные иностранные кредиты 10,3 14,7 12,6 13,3
в) резерв на возможные выплаты по государ- - 1,2 2,6 4,3