В настоящее время низкий платежеспособный спрос предприятий, государственных и муниципальных органов на специалистов всех уровней в сочетании с недостаточным бюджетным финансированием создает угрозу снижения качества профессионального образования и продолжения подготовки невостребованных экономикой специалистов.
Увеличение спроса на профессиональные кадры со стороны предприятий реального сектора может произойти лишь по мере завершения реструктуризации и реформы предприятий, с началом экономического роста.
В таких условиях необходимо обеспечить рыночную переориентацию системы профессионального образования, разработать и провести в жизнь систему стратегических национальных приоритетов в этой сфере.
В процессе реформы введены государственные образовательные стандарты, многоуровневое образование, лицензирование, аттестация и аккредитация вузов, создается система негосударственных образовательных учреждений, вузы получили определенную финансовую самостоятельность, произошли изменения в структуре подготовки кадров высшими учебными заведениями, учитывающие преобразования в обществе.
Вместе с тем не полностью решены проблемы соответствия механизмов управления системой образования новым экономическим, социальным и правовым отношениям между федеральным центром и субъектами Федерации, проблемы управления собственностью в сфере образования, повышения качества образования. Слабо решаются вопросы социальной защиты обучающихся и сотрудников.
Для достижения целей, поставленных настоящей Программой, намечается осуществить совершенствование механизма государственного управления сферой образования.
Особого внимания требует проведение реформ в области начального и среднего профессионального образования. Здесь предполагается:
продолжить перепрофилирование учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом структурных изменений в экономике и социальной сфере, укрепить связи данной системы образования с работодателями, их ассоциациями и союзами;
завершить разработку образовательных стандартов и ввести их в действие, организовав необходимое научно-методическое обеспечение;
на основе многоуровневой системы подготовки кадров развивать интеграционные процессы между всеми уровнями профессионального образования.
Подготовка кадров в системе высшего профессионального образования должна обеспечить необходимую эффективность и темпы проведения реформ в экономике и социальной сфере, оказать поддержку инновационным процессам в производстве.
Для этого предполагается:
существенно сократить прием для обучения по не пользующимся спросом специальностям;
сохранить ведущие научно-педагогические школы, обеспечивающие подготовку кадров по приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы как основу расширения подготовки специалистов в будущем;
обеспечить в субъектах Российской Федерации интеграцию учреждений Российской академии наук, отраслевых академий и государственных классических университетов в единые научно-образовательные комплексы;
создать государственную систему контроля качества образования и подготовки кадров;
обеспечить присоединение основных университетов страны к международному информационному сообществу;
предусмотреть инвестиции из бюджета развития на создание новых технологий образования и информатизацию сферы образования;
ежегодно направлять на обучение и стажировку в ведущие мировые центры студентов старших курсов и преподавателей.
Подготовка экономистов, юристов и управленческих кадров за последние годы значительно расширилась. На повестке дня стоит переход от освоения новых учебных программ к повышению качества образования, достижению его мирового уровня.
В этой сфере предстоит:
обновить систему образовательных стандартов в экономическом, управленческом, правовом и социологическом образовании, включая программы переподготовки специалистов с целью приведения их в соответствие с мировым уровнем;
создать единую систему подготовки, переподготовки и сертификации преподавателей этих дисциплин;
провести дополнительную аттестацию образовательных учреждений, готовящих экономистов, юристов, управленцев, социологов;
укрепить кадровую и материальную базу ведущих центров профессионального экономического и социального образования в основных регионах Российской Федерации, в том числе за счет кредитов и технического содействия международных финансовых организаций; разработать Федеральную целевую программу подготовки кадров для осуществления экономической реформы.
Переподготовка кадров (дополнительное профессиональное образование) способна обеспечить наиболее быстрый эффект по сравнению с другими видами образования. Инвестиции в систему дополнительного профессионального образования дают отдачу уже через 1-2 года, в то время как для высшей школы этот период оценивается в 7-8 лет, для среднего профессионального образования - в 5-6 лет.
В настоящее время система дополнительного профессионального образования обеспечивает переподготовку 2 млн. человек в год. Для удовлетворения потенциального спроса предприятий и трудоустройства безработных, бывших военнослужащих, мигрантов необходимо увеличить объем переподготовки в 2-2,5 раза.
Для обеспечения качества данных образовательных услуг будет укреплена система управления и методического руководства дополнительным профессиональным образованием, разработаны дистанционные технологии обучения в области основных профессий и начато их массовое внедрение.
Будет принят закон о дополнительном профессиональном образовании. Решение задачи кадрового обеспечения экономической реформы требует совершенствования механизма финансирования системы профессионального образования, которая в условиях недостатка бюджетных средств финансируется государством на уровне, обеспечивающем основные социальные потребности общества. При этом финансирование должно быть более дифференцированным в зависимости от степени удовлетворения реального спроса предприятий.
В 1997-2000 годах для этого предполагается обеспечить наиболее эффективное использование средств федерального и местных бюджетов, способствовать мобилизации дополнительных источников финансирования образовательной и научной деятельности учебных заведений. В этих целях следует:
разработать и внедрить механизм государственной поддержки подготовки специалистов по новейшим технологиям, а также национальной и региональной элиты в ведущих государственных университетах;
ввести механизм поддержки подготовки кадров для регионов путем использования средств из бюджетов субъектов Российской Федерации;
расширить возможности вузов по мобилизации средств от находящихся в их распоряжении и привлекаемых фондов. В частности, целесообразно передать вузам в оперативное управление все арендуемые ими на срок более года здания и сооружения, находящиеся в государственной (федеральной и муниципальной) собственности;
разрешить предприятиям отчислять до 2 процентов прибыли, не облагаемой налогом, на подготовку и переподготовку кадров. Предприятие должно будет либо потратить эти средства самостоятельно на оплату образовательных услуг лицензированных учебных заведений в соответствии с профилем своей основной деятельности, либо перечислить их в соответствующий внебюджетный фонд;
сформировать механизм привлечения к финансированию развития государственных учреждений негосударственных средств, внебюджетных источников, средств юридических и физических лиц, иностранных инвесторов;
разработать условия предоставления государственных гарантий привлечения частных инвестиций, направляемых на развитие материально-технической базы образовательных учреждений;
доработать механизм оплаты основных и дополнительных образовательных услуг физическими и юридическими лицами;
предусмотреть изменение механизма социальной защиты студентов, сконцентрировав средства на поддержке наименее обеспеченных и наиболее талантливых учащихся;
ввести механизм предоставления адресной дотации малоимущим слоям населения для получения начального профессионального образования (приобретение учебников, питание и т. д.).
5.11. Законодательство. Судебная реформа
Осуществление экономической реформы, переход к рыночным отношениям требуют серьезного обновления российского законодательства, регулирующего отношения в сфере экономики, приближения его к международным правовым стандартам.
За прошедшие годы проделана значительная работа по совершенствованию гражданского и уголовного законодательства. Введены в действие первая и вторая части Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие права собственности и другие вещные права, вопросы, возникающие из обязательственных отношений. Приняты Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О бюджетной классификации Российской Федерации", "О рынке ценных бумаг", "О некоммерческих организациях", а также Семейный кодекс Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации. В законодательство введены новые понятия, возникли новые правовые институты. Закрепляются новые формы и методы государственного регулирования рынка, имущественных отношений предпринимателей.
Однако проблема укрепления законности и правопорядка в российском обществе по-прежнему остается достаточно острой, и ее решение является одним из важнейших условий осуществления социально-экономических преобразований. Основной задачей законодательного обеспечения экономической реформы в 1997-2000 годах станет достижение правовой стабильности государства и общества.
Укрепление законности и правопорядка в стране предусматривает развитие законодательной базы, в том числе правового обеспечения рыночных отношений, реформирование судебной системы, совершенствование правоприменительной деятельности, усиление борьбы с преступностью, в том числе экономической.
Совершенствование системы федерального законодательства будет осуществляться прежде всего путем систематизации действующих законов и других нормативных актов. В этих целях в 1997-2000 годах будет принят Федеральный закон "О нормативных правовых актах", обновлен Общеправовой классификатор отраслей законодательства, подготовлен и издан Свод законов Российской Федерации. В 1997 году будет разработана и утверждена единая Государственная законодательная программа на 1997-2000 годы, объединяющая усилия всех субъектов законодательной инициативы.
Развитие правового обеспечения рыночных отношений в рамках настоящей Программы будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность правового регулирования в сфере социально-экономических отношений. В этих целях предусматривается:
совершенствование налогового законодательства, которое должно быть направлено на повышение собираемости налогов, упорядочение системы налогов, расширение налоговой базы, усиление ответственности за нарушения налогового законодательства. В то же время налоговое законодательство должно стимулировать предпринимательство, привлечение средств, в том числе сбережений населения, в сферу инвестиций. В 1997-1998 годах будет принят Налоговый кодекс Российской Федерации, которым должно завершиться реформирование налоговой системы;
совершенствование управления бюджетным процессом, в том числе развитие бюджетного федерализма путем создания рациональной системы взаимоотношений бюджетов всех уровней. Будут приняты новые редакции законов "Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе в Российской Федерации", "О бюджетной классификации", "Об организации торгов (тендеров) на закупку товаров (услуг) для государственных нужд";
регулирование кредитно-денежных отношений, создание правового механизма ликвидации кредитных учреждений за участие в финансовых операциях, связанных с легализацией средств, полученных преступным путем, а также санации и ликвидации неплатежеспособных банков и других кредитных учреждений;
совершенствование правовой базы вексельного обращения (в том числе в топливно-энергетическом комплексе) и отношений по регулированию рынка заимствований;