выделение, исходя из экономической целесообразности, самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий;
организация контроля за финансовыми потоками субъектов хозяйственной деятельности в сфере естественных монополий;
регулирование инвестиционных программ субъектов естественных монополий в соответствии с действующим законодательством;
поэтапное прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально незащищенных групп населения;
придание рынкам в сфере деятельности естественных монополий организованного характера за счет углубления правовой регламентации взаимоотношений между их участниками, публичности цен (тарифов) и правил их определения, введения единых правил "доступа к сети" на недискриминационной основе;
совершенствование нормативной базы регулирования в сфере естественных монополий;
формирование организационно-правовой базы регулирования субъектов естественных монополий на региональном уровне, разделение компетенции между федеральными и региональными органами регулирования;
определение особенностей дальнейшей приватизации в отраслях естественных монополий.
Будет совершенствоваться правовая и нормативно-методическая база и предприняты соответствующие меры по укреплению и развитию системы органов государственного регулирования естественных монополий на федеральном и региональном уровнях.
Правительство Российской Федерации предпримет шаги по усилению корпоративного контроля субъектов естественной монополии, в которых государство является крупнейшим акционером. Будут усилены механизмы наблюдения за деятельностью корпораций, включая проведение аудиторских проверок и совершенствование финансовой отчетности.
Электроэнергетика
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования естественных монополий в электроэнергетике будут включать формирование конкурентной среды в сфере производства электрической и тепловой энергии наряду с совершенствованием государственного регулирования услуг естественных монополий в электроэнергетике (передача и распределение электрической и тепловой энергии). В этих целях предусматривается создание независимой организации (оператора оптового рынка) для выполнения операторских функций на федеральном оптовом рынке энергии и мощности (ФОРЭМ), включая осуществление расчетов и платежей, на бесприбыльной основе; создание на базе тепловых электростанций РАО "ЕЭС России", включая действующие и строящиеся электростанции, нескольких генерирующих компаний, каждая из которых не будет занимать монопольного положения. Вся ответственность за развитие, реконструкцию и модернизацию, вывод из эксплуатации генерирующих мощностей будет передана новым генерирующим компаниям.
Будет продолжено формирование нормативной и правовой базы, совершенствование мер государственного воздействия для привлечения инвестиций в электроэнергетику, совершенствование системы ценообразования и договорных хозяйственных отношений в электроэнергетике и электроснабжении потребителей, внедрение системы лицензирования участников федерального оптового рынка энергии и мощности.
Для реализации мер по реструктуризации РАО "ЕЭС России" будет повышена роль коллегии государственных представителей в совете директоров РАО "ЕЭС России", уполномоченных проводить государственную политику в электроэнергетике.
В 1997-1998 годах Правительство Российской Федерации планирует введение двухставочных тарифов с регулируемой ФЭК России маржинальной ставкой за оплату электроэнергии и ставкой за мощность, отпускаемой с ФОРЭМ; организацию конкуренции производителей электроэнергии по топливной составляющей затрат в европейской и сибирской зонах ФОРЭМ и сохранение регулируемой платы за мощность. Предусматривается создание наблюдательного совета, состоящего из представителей участников ФОРЭМ и Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, для контроля за деятельностью оператора ФОРЭМ, а также создание при операторе ФОРЭМ расчетно-платежного центра ФОРЭМ, имеющего региональные представительства с правом самостоятельного сбора платежей за электроэнергию, отпущенную с ФОРЭМ; лицензирование участников ФОРЭМ.
Будут приняты меры по стимулированию противозатратного механизма в энергетике с целью недопущения необоснованного роста тарифов на электрическую и тепловую энергию, по повышению курса акций энергетических компаний, по стимулированию работы на оптовый рынок, экспорта и восстановления связей с энергосистемами СНГ в соответствии с действующим законодательством.
Первоочередными мерами в 1999-2000 годах будут подписание коллективного соглашения (договора) участников ФОРЭМ, расширение состава крупных потребителей, выведенных на ФОРЭМ, и переход к конкуренции электростанций на спотовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей.
Будет осуществлено дерегулирование цены электроэнергии, формируемой на спотовом рынке, развитие контрактных отношений на ФОРЭМ и завершено формирование структуры энергетических компаний, которая будет соответствовать конкурентным принципам функционирования электроэнергетики.
Кроме того, Правительство Российской Федерации примет меры по разработке методов финансового учета и контроля инвестиционных средств в электроэнергетике, ужесточит требования к неплательщикам. Будет осуществлено поэтапное сокращение перекрестного субсидирования потребителей с одновременным созданием механизма частичного возмещения затрат на оплату электрической энергии социально незащищенным группам населения за счет бюджетов разных уровней.
Газовая промышленность и газоснабжение
Государственное регулирование естественных монополий в газовой промышленности и газоснабжении будет осуществляться с учетом сохранения в среднесрочном периоде организационно-производственного единства РАО "Газпром". Правительство Российской Федерации будет способствовать созданию выгодных условий для привлечения отечественного и иностранного капитала в строительство новых газовых трубопроводов и разработку новых месторождений газа.
В то же время формы государственного регулирования РАО "Газпром" будут совершенствоваться. Будут установлены правила и порядок, по которым осуществляется регулирование цен на газ. Для целей регулирования будут разработаны формы федерального статистического наблюдения в газовой промышленности и формы отчетности предприятий РАО "Газпром", независимых производителей газа и газораспределительных организаций, представляемые в органы регулирования естественных монополий и другие заинтересованные органы исполнительной власти. Это потребует мер по контролю со стороны органов государственного регулирования за уровнем и структурой затрат на транспортировку газа.
В рамках РАО "Газпром" будет установлено более четкое разграничение финансовых результатов по отдельным структурным подразделениям РАО "Газпром" и по видам их деятельности и обеспечение "прозрачности" формирования затрат по всей "газовой цепочке". Это облегчит коммерциализацию потенциально конкурентных видов производственной деятельности РАО "Газпром" и позволит ввести более эффективный режим государственного регулирования субъектов естественных монополий.
В дальнейшем при создании необходимых условий будут осуществлены меры по либерализации цен на природный газ, предусматривающие поставку газа и реализацию его потребителям по договорным ценам при сохранении государственного регулирования в сфере естественной монополии путем установления тарифов на услуги по транспортировке газа. Для выполнения этих задач органам государственного регулирования необходимо будет разработать нормативно-методическое обеспечение.
Цены добычи газа будут контролироваться в рамках антимонопольного законодательства.
Коммерческая деятельность независимых российских производителей газа начиная со II полугодия 1997 г. будет осуществляться на основе контрактов с потребителями газа и Положения по обеспечению доступа поставщиков газа к газотранспортной системе РАО "Газпром". При этом цена продажи газа конечным потребителям не будет подлежать государственному регулированию.
Правительство Российской Федерации предусматривает в 1998 году передать право государственного регулирования тарифов на транспортировку газа по местным сетям региональным энергетическим комиссиям под методическим руководством и контролем федеральных органов регулирования.
Коммерческая деятельность российских независимых производителей газа, включая соглашение о ценах, будет осуществляться на основе прямых договоров с потребителями газа. В этих целях производителям газа, не входящим в РАО "Газпром", будет обеспечен недискриминационный доступ к газопроводам РАО "Газпром". Правительством будут разработаны и утверждены тарифы на перекачку газа по магистральным газопроводам РАО "Газпром", что должно обеспечить постепенное изменение пропорций участия РАО "Газпром" на рынке газа в сторону уменьшения его доли.
При переходе на новый порядок ценообразования в газовой промышленности Правительство Российской Федерации обеспечит установление акциза на газ в строгом соответствии с Федеральными законами "О недрах" и "Об акцизах" в зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий.
К 1998 году будет прекращена практика перекрестного субсидирования разных групп потребителей газа.
В 1999-2000 годах предусмотрено выделение внутри РАО "Газпром" структурных подразделений по транспорту газа, внесение в соответствии с Федеральным законом "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" РАО "Газпром" в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35 процентов, и переход к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа, предоставляемых предприятиями РАО "Газпром".
Связь
Для развития конкуренции и возникновения предпосылок для эффективного функционирования предприятий связи в 1997 году начнется демонополизация предприятий связи, обеспечивающих распространение программ телевидения и радиовещания.
В 1997 году будет обеспечено поэтапное сближение тарифов по категориям потребителей на одноименные услуги связи.
В 1997-1998 годах будут реализованы меры, направленные на сокращение дотаций, выделяемых населению за счет промышленного сектора, и обеспечение полного возмещения затрат по предоставлению услуг связи населению (кроме сельской телефонной связи и универсальных услуг почтовой связи). Предоставление услуг связи государственным бюджетным организациям будет осуществляться по тарифам не ниже тарифов, установленных для других государственных или частных организаций.
Эти меры позволят значительно сократить перекрестное субсидирование между отдельными подотраслями и категориями потребителей.
Правительство Российской Федерации введет в 1997 году порядок взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования, и механизм регулирования тарифов за взаимопредоставляемые операторами услуги и сетевые ресурсы, что обеспечит конкуренцию и недискриминационный доступ к сети электросвязи общего пользования для физических и юридических лиц, имеющих лицензии на право предоставления услуг связи.
Железнодорожный транспорт
Правительством Российской Федерации будет принят комплекс мер по реформированию исторически сложившейся системы управления и эксплуатации железнодорожного транспорта и повышению его эффективности.
К середине 1997 года будет завершено создание Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте, что создаст необходимые предпосылки для эффективного регулирования деятельности субъектов естественных монополий на транспорте.
В 1997-1998 годах будут разработаны новые принципы регулирования тарифов на железнодорожном транспорте, упорядочена система тарифных льгот, предоставляемых пользователям транспортных услуг.
В 1998-1999 годах из системы федерального железнодорожного транспорта будут выделены, исходя из экономической целесообразности, в самостоятельные предприятия объекты вторичной инфраструктуры производственного назначения (ремонтные, строительные и др.), и на них будут распространены общие условия рыночного хозяйствования и конкуренции.
На основе разделения финансового учета затрат предприятий железнодорожного транспорта по содержанию и эксплуатации инфраструктуры, грузовым и пассажирским перевозкам будет повышен уровень оперативного управления издержками, ответственности соответствующих подразделений за результаты своей деятельности и эффективности государственного контроля в сфере естественных монополий на транспорте.
В целях повышения качества обслуживания населения, снижения эксплуатационных расходов, концентрации необходимых производственных фондов и трудовых ресурсов, создания условий для эффективного взаимодействия между предприятиями железнодорожного транспорта и органами исполнительной власти всех уровней будут созданы специализированные пассажирские компании с самостоятельными балансами по перевозкам пассажиров в дальнем следовании, в местном в пригородном сообщении, функционирующие на контрактной основе. Решение вопроса о создании специализированных пассажирских компаний будет возможно только при условии полного прекращения субсидирования убытков от пассажирских перевозок за счет грузовых тарифов, повышения доходности пассажирских перевозок и компенсации убытков за счет средств соответствующих бюджетов.
Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации будет обеспечен к концу 1997 года переход на контрактную форму взаимоотношений местных администраций и предприятий, осуществляющих пригородные пассажирские железнодорожные перевозки. Размеры необходимых дотаций для общественного транспорта будут определяться на основе расчетных тарифов с учетом объемов выполняемых работ и качества транспортного обслуживания, что будет способствовать постепенному сокращению недофинансирования данных перевозок.
В 1998 году прекратится перекрестное субсидирование перевозок пассажиров поездами дальнего следования за счет грузовых тарифов. Это, наряду с мерами по сокращению издержек в отрасли и частичным дотированием из федерального бюджета, позволит ограничить рост грузовых железнодорожных тарифов.
Органами управления железнодорожным транспортом совместно с местными органами исполнительной власти будут приняты меры по повышению эффективности малодеятельных железнодорожных линий и участков в системе железнодорожного транспорта, включая обособление малодеятельных железнодорожных линий и участков в самостоятельные или коммерческие подразделения, их передачу местным органам исполнительной власти или продажу.
В 1998 году будет осуществлена передача непроизводственных фондов и объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (жилых домов, школ и других) федеральной собственности, принадлежащих на правах хозяйственного ведения предприятиям железнодорожного транспорта, в муниципальную собственность. Это позволит увеличить общий социальный фонд регионов и городов, повысить эффективность его использования и снизить соответствующую нагрузку на бюджет и тарифы железнодорожного транспорта.
5.10. Подготовка кадров
Кадровое обеспечение экономической реформы становится критическим фактором на этапе ее переноса на институциональный и микроэкономический уровень, особенно в условиях структурной перестройки экономики.