Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 13

5.6. Развитие банковского сектора

В период 1997-2000 годов произойдет определенная внутренняя перестройка структуры активных и пассивных операций кредитных организаций под влиянием двух основных факторов:
изменения макроэкономических условий работы банков, в первую очередь конкретного сочетания показателей инфляции, динамики валютного курса и процентных ставок в соотношении с рентабельностью и динамикой реального производства товаров и услуг;
регулирующих воздействий со стороны системы банковского надзора.
Ожидаемое снижение доходности на финансовых рынках приведет к интенсивному поиску банками альтернативных способов вложения средств. Реализация промышленной стратегии, которая включает структурную перестройку и возобновление на этой основе экономического роста, предполагает расширение возможностей кредитования банками растущих сегментов экономики. При этом банковская система станет сферой деловой активности, структурные (отраслевые и региональные) пропорции применения капиталов в которой будут диктоваться в первую очередь надежностью развития конкретных сегментов экономики. Снижение реальных процентных ставок создаст предпосылки перетока возрастающей части финансовых ресурсов в производство для осуществления инвестиций и пополнения оборотного капитала. При таких условиях кредитные организации смогут компенсировать снижение доходов по активам, размещенным на рынке государственных ценных бумаг, доходами от кредитования конечных заемщиков.
Фундаментальным противоречием, затрудняющим развитие наиболее перспективного сегмента активных операций банков - кредитования, является угроза ликвидности, которую несет рисковая кредитная политика. Снижению степени рисковости кредитного портфеля может служить в системном плане только реальный экономический рост. Определенное стимулирующее воздействие на изменение направления капиталопотоков может оказать государственная инвестиционная политика.
Наиболее существенные сдвиги, в депозитных операциях кредитных организаций ожидаются по двум основным направлениям. Во-первых, более конкурентоспособными при привлечении депозитов окажутся банки, развивающие современные банковские продукты, обслуживающие движение денежных средств. Во-вторых, стабилизация и предполагаемый экономический рост будут сопровождаться определенным "удлинением" ресурсов за счет накоплений населения для приобретения товаров длительного пользования и недвижимости, а также накоплений предприятий для осуществления инвестиционных программ.
По мере роста реальных доходов можно ожидать сокращения нетто-кредиторской позиции населения по отношению к банковской системе за счет развития ипотечного кредитования. При этом, кроме экономических факторов, на скорость развития данных процессов должно оказать влияние совершенствование законодательства по вопросам залога и купли-продажи недвижимости, включая земельные участки.
Принципиально важным будет являться недопущение вымывания из банковской системы капиталов небольших по размеру, но здоровых банков посредством процессов рекапитализации банков, включая процедуры слияния и поглощения. Способствуя работе учредителей и потенциальных инвесторов по концентрации банковских капиталов, одновременно необходимо решить задачу сохранения банковской инфраструктуры и предотвращения подрыва конкуренции. Безболезненное отсечение от банковской системы финансово несостоятельных кредитных организаций предполагает принятие в 1997 году комплекса решений по организации ликвидационных процедур и работе с "плохими" активами кредитных организаций.
Банк России сосредоточит усилия на совершенствовании порядка и состава применяемых мер в рамках определенных законодательством полномочий по регулированию деятельности кредитных организаций, а также на развитии нормативной базы, обеспечивающей нормальное функционирование банковской системы.
Меры банковского надзора будут нацелены на установление экономически обоснованных норм деятельности банков, соблюдение которых минимизирует риск дестабилизации их работы.
К числу первоочередных (1997-1998 годы) мер совершенствования регулирования деятельности кредитных организаций относятся:
уточнение порядка расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций с учетом стандартов, принятых в международной банковской практике;
совершенствование порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам, включая введение более жестких требований по классификации проблемных кредитов исходя из международно признанных подходов к оценке кредитного риска;
оптимизация состава и содержания форм отчетности с целью более полного отражения в них реального состояния банков и приближения получаемых Банком России данных к стандартам, вытекающим из международной банковской практики;
установление порядка оперативного применения мер воздействия на кредитные организации, испытывающие финансовые трудности, и помощи им;
развитие системы оперативного надзора за деятельностью крупных структурообразующих банков, включая развитие системы более интенсивного надзора за структурообразующими банками, в том числе на региональном уровне;
контроль за финансовым состоянием учредителей и характером их коммерческих взаимоотношений с банками;
ужесточение процедур лицензирования и контроля за операциями банков с физическими лицами;
разработка мер по усилению ответственности уполномоченных банков за невыполнение либо недобросовестное выполнение ими функций агентов валютного контроля;
разработка порядка регулирования деятельности кредитных организаций как профессиональных участников рынка ценных бумаг;
определение форм регулирования дополнительных рисков, принимаемых банками по мере развития финансовых рынков и банковских продуктов (процентный риск и риск по операциям на срочных рынках).
Ключевое значение для действенности системы надзора займет введение в 1998 году нового плана счетов бухгалтерского учета, учитывающего опыт международной банковской практики.
В число перспективных (1999-2000 годы) мер надзора входят:
установление порядка регулирования деятельности небанковских кредитных организаций;
введение принципов надзора за кредитными организациями на основе консолидации рисков кредитных организаций и аффилированных с ними структур.
Законодательные решения. Важное место в развитии банковской системы в 1997-2000 годах должен занять процесс формирования дополнительных законодательных основ работы банков и институциональных структур, создание которых должно способствовать решению вопросов:
предотвращения возникновения предпосылок массового изъятия вкладов населения путем создания системы страхования (гарантирования) вкладов;
нормативно-правового обеспечения процедур банкротства и реорганизации банков;
обеспечения большей открытости информации о состоянии банков и финансовых рынков;
введения мер персональной ответственности руководителей за результаты деятельности кредитных организаций;
установления дополнительной ответственности владельцев за финансовое состояние кредитных организаций;
расширения функциональной роли саморегулирующихся организаций, объединяющих банки, участников финансовых рынков и обслуживающих их структур (аудиторов, оценщиков и т. д.), в выработке "правил игры" и правил деловой культуры.

5.7. Антимонопольная политика, демонополизация и развитие конкуренции

В ходе экономических реформ в результате воздействия множества внутренних и внешних факторов (включая приватизационные процессы, либерализацию цен, открытие внутреннего рынка для международной конкуренции, формирование механизмов регулирования естественных монополий, применение процедур банкротства и санации убыточных предприятий, развитие частного финансового сектора) происходит существенное изменение структуры товарных рынков, характера и уровня монополизации российской экономики.
Развитие конкуренции на отдельных товарных рынках (рынки большинства потребительских товаров, рынки торговых, бытовых, медицинских, строительных услуг, услуг связи, автомобильного транспорта и др.) свидетельствует о снижении уровня монополизма, а также о смене стратегии поведения хозяйствующих субъектов.
Такая предпосылка монопольного поведения субъектов рынка, как высокий уровень концентрации российской промышленности, все меньше используется в качестве рычага давления на конкурента. Наличие достаточно крупных предприятий и развитие процессов экономической концентрации, как показывает практика, еще не означает обязательного злоупотребления доминирующим положением на рынке, а в определенной степени отражает неравномерность развития в ходе структурной перестройки, тенденции возрождения экономической активности вокруг отдельных точек роста. Кроме того, в условиях сохранения спросовых ограничений и недостаточности ресурсов для развития производства монополистическая деятельность со стороны крупных предприятий не всегда возможна.
Вместе с тем достижение программных целей экономического развития и переход к стадии экономического роста могут быть эффективными только при обеспечении развития полноценной конкурентной среды, создающей предпосылки для рационального размещения ресурсов, оптимального использования производственных мощностей, перелива капиталов, развития деловой активности.
В этой связи необходимо обеспечить снижение уровня монополизации экономики и развитие конкурентной среды путем ограничения и устранения барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов на товарные рынки с высоким уровнем экономической концентрации, реализации мер по демонополизации, содействия развития малого предпринимательства и товаропроводящей сети.
Устойчивыми тенденциями в развитии конкурентных отношений можно считать:
рост числа хозяйствующих субъектов (возросло число малых предприятий);
уменьшение степени монополизированности экономики (сократилось число крупных и средних предприятий);
снижение концентрации производства (в медицинской и легкой промышленностях, промышленности строительных материалов), хотя в ряде отраслей уровень концентрации несколько повысился (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная);
расширение конкурентной среды на региональных и местных рынках во многих субъектах Российской Федерации по целому ряду продовольственных и промышленных товаров, снятие барьеров для входа на рынок, прежде всего административных (но сохраняются информационные барьеры);
расширение географических границ рынков.
В целях формирования и поддержания добросовестной конкуренции с учетом исчерпания ряда эффективных возможностей (например, приватизации) акцент должен сместиться со снижения концентрации производства на снижение уровня концентрации монополизированных товарных рынков.
В среднесрочной перспективе меры по развитию конкуренции и реализации антимонопольной политики будут сосредоточены на нескольких основных направлениях.
1) Совершенствование правовой базы, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования в целях предупреждения и пресечения злоупотреблений рыночной властью, соглашений и согласованных действий, имеющих результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, недобросовестной конкуренции, пропаганда правовых знаний об антимонопольном законодательстве.
Предстоит внести изменения и дополнения в Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" с целью усиления действенности превентивных мер и санкций за нарушение законодательства, обеспечения его транспарентности, распространения принципов антимонопольного регулирования на ряд новых объектов контроля. В частности, предполагается:
для получения информации о соглашениях между хозяйствующими субъектами, направленных на раздел рынка, ценовой сговор, создание препятствий для входа на рынок конкурентов, ввести процедуру нотификации соглашений (согласованных действий);