Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 12

6) Формирование в России полноценного самостоятельного финансового центра и концентрация операций с ценными бумагами российских эмитентов в России должны обеспечиваться за счет быстрого развития инфраструктуры рынка ценных бумаг.
Основные усилия Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации будут направлены на развитие инфраструктуры организованных рынков, в рамках которых торговые и расчетные операции осуществляются в соответствии со стандартными правилами и процедурами. При этом общей задачей, решение которой имеет ключевое значение для развития всех подсистем инфраструктуры организованных рынков, будет являться стимулирование внедрения электронного документооборота при совершении и исполнении сделок с ценными бумагами, принятие единых стандартов разработки и сертификации систем электронной цифровой подписи и шифрования данных, пригодных для использования в любой технической системе, поддерживающей функционирование инфраструктуры фондового рынка.
В течение рассматриваемого периода будет осуществлена программа мер, направленных на устранение одного из главных препятствий в развитии российского рынка ценных бумаг, связанного с отсутствием центральной системы расчетов и клиринга по ценным бумагам. Быстрое формирование такой системы станет возможным при объединении имеющихся проектов в единую депозитарную систему.
В сфере государственного регулирования деятельности фондовых бирж основной задачей является введение новой системы лицензирования и надзора за деятельностью фондовых бирж в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Требования к фондовым биржам будут значительно повышены, а их количество существенно уменьшится.
Основной задачей развития внебиржевой торговли является предотвращение монополизации рынка, обеспечение достаточной открытости информации в отношении реальных цен и объемов сделок. С точки зрения защиты прав инвесторов необходимо создать механизмы, обеспечивающие раскрытие информации и предотвращение манипулирования ценами.
Для увеличения степени открытости рынка и стимулирования конкуренции государство будет поощрять участие агентств по распространению информации в предложении услуг по организации торгового пространства.
Предстоит добиться качественного изменения в развитии торговых систем по корпоративным ценным бумагам. Задача заключается в создании таких механизмов ценообразования, при которых цены могут рассматриваться в качестве официальных и использоваться для оценки активов, в том числе коллективных инвесторов при расчетах с индивидуальными инвесторами, а также для целей налогообложения. Кроме того, фондовые биржи и другие организаторы торговли должны обеспечить постоянное раскрытие информации об эмитентах, ценные бумаги которых включены в листинг на основе внесения положений о раскрытии информации в договоры о листинге, заключаемые эмитентами.
7) Развитие финансовых институтов. В рассматриваемый период Правительство Российской Федерации будет проводить политику, направленную на укрепление, повышение финансовой стабильности и капитализации всех типов финансовых посредников, действующих на рынке ценных бумаг. Эта политика, в частности, будет осуществляться путем повышения требований к минимальному объему собственных средств финансовых посредников.
С точки зрения развития спектра услуг, предоставляемых финансовыми посредниками, основное значение будет иметь развитие инвестиционного банковского бизнеса - услуг, предоставляемых предприятиям в связи с выпуском, организацией подписки и размещения ценных бумаг, а также повышения ликвидности уже выпущенных ценных бумаг с последующей реализацией пакетов, находящихся в собственности самих компаний.
В число текущих задач по развитию брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг входят:
снижение стоимости брокерских услуг как необходимое условие привлечения мелких инвесторов на российский фондовый рынок. Эта проблема должна решаться за счет поддержания высокого уровня конкуренции и снижения трансакционных издержек на основе развития инфраструктуры;
сохранение высокого уровня конкуренции между брокерами путем предотвращения монополизации всех сегментов рынка группой лидирующих участников;
сохранение и развитие региональных брокерских фирм, поддержка в развитии региональной сети брокерских фирм, действующих в крупнейших финансовых центрах;
обеспечение равных условий профессиональной деятельности для различных групп брокеров, в частности, решение вопроса о совершенствовании форм доступа небанковских финансовых институтов к платежной системе Центрального банка Российской Федерации;
формирование правовой базы для преодоления конфликта интересов при совмещении функций брокерской, дилерской деятельности и деятельности по ответственному хранению и обслуживанию ценных бумаг клиентов;
развитие системы функционального регулирования брокерской деятельности на основе взаимодействия государственных органов и саморегулируемых организаций участников рынка ценных бумаг;
развитие и детализация правовой базы деятельности брокеров в качестве комиссионеров и, в частности, по вопросу перехода прав на ценные бумаги, приобретаемые комиссионером от своего имени за счет инвестора.
Главной стратегической задачей регулирования брокерской деятельности является защита интересов инвесторов по следующим основным направлениям:
преодоление асимметрии информации между брокером и клиентом, возникающей в силу того, что брокер как профессиональный участник рынка обладает большей информацией о качественных характеристиках предлагаемых инвестору ценных бумаг, а также ценовых и объемных характеристиках рынка;
обеспечение условий приоритетного исполнения клиентских заявок на покупку и продажу ценных бумаг по сравнению с операциями за собственный счет (дилерскими операциями);
предотвращение несанкционированных операций с клиентскими ценными бумагами.
В рассматриваемый период основные усилия Правительства Российской Федерации в сфере развития государственного регулирования депозитарной деятельности будут направлены на снижение рисков утраты прав, удостоверенных ценными бумагами, на основе:
развития системы правового обеспечения деятельности по хранению и обслуживанию ценных бумаг в сочетании с развитием и ужесточением системы функционального регулирования этого вида профессиональной деятельности, в том числе процедуры изъятия ценных бумаг из хранения в кризисных ситуациях;
развития и ужесточения институционального регулирования финансовых институтов.
Для решения этой задачи необходимо реализовать комплекс мероприятий, обеспечивающих:
развитие правовой базы профессиональной деятельности по ответственному хранению и обслуживанию ценных бумаг на основе разработки и введения в действие закона о владении и трансферте ценных бумаг;
создание системы регулирования, обеспечивающей неукоснительное соблюдение правил по сегрегации счетов и позволяющей на практике оперативно изымать ценные бумаги из хранения в кризисных ситуациях, предотвращать включение клиентских ценных бумаг в конкурсную массу при банкротстве депозитарных хранителей;
поддержку в развитии указанного комплекса услуг российскими участниками рынка ценных бумаг;
снижение рисков, вызванных конфликтом интересов при совмещении функций брокеров-дилеров и функций по ответственному хранению ценных бумаг на основе разделения этих функций;
максимальное развитие специализации на основе принципа реализации основных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг как исключительных; переход от системы универсальных финансовых институтов к специализированным.
В условиях происходящей структурной перестройки банковской системы Центральный банк Российской Федерации и Федеральная комиссия по ценным бумагам России будут стимулировать выделение брокерских и дилерских подразделений коммерческих банков, прежде всего - ликвидируемых и реорганизуемых в отдельные брокерско-дилерские компании.
8) Развитие финансовых инструментов. Правительство Российской Федерации будет стимулировать расширение спектра финансовых инструментов, дифференцированных по степени риска и доходности. Особое внимание будет уделено развитию рынка корпоративных облигаций, позволяющих собственникам привлекать инвестиции, не теряя контроля, и Одновременно предоставляющих большие по сравнению с акциями гарантии. Правительство Российской Федерации будет способствовать развитию производных финансовых инструментов в целях страхования рисков инвесторов на финансовых рынках.
9) Развитие коллективных инвестиций. В рамках общей политики по поддержке развития рынка капиталов будут сформированы надежные механизмы сбережения, доступный основной массе населения прежде всего на основе развития паевых фондов и других форм коллективных инвестиций.
В целях защиты прав граждан, инвестирующих средства через механизмы коллективных инвестиций, в течение рассматриваемого периода по всем типам коллективных инвестиций будут созданы системы страховых и гарантийных фондов. Формирование указанных фондов будет осуществляться за счет взносов финансовых институтов, обслуживающих коллективных инвесторов.
В 1997-2000 годах существенно изменится структура портфельных инвестиций в сторону увеличения доли отечественных инвесторов прежде всего за счет развития всех форм коллективных инвестиций (паевые фонды, пенсионные фонды, кредитные союзы) и мобилизации средств населения. Развитие отечественной инвестиционной базы с акцентом на сбережения населения потребует формирования "розничной" инфраструктуры размещения сберегательных инструментов: развития сети агентов по размещению, взаимодействующих с банковской системой в части обслуживания денежных расчетов с инвесторами или работающих непосредственно через филиальные сети банков.
В сфере коллективных инвестиций наиболее быстрыми темпами будут развиваться паевые инвестиционные фонды; формирование этой отрасли будет сопровождаться развитием детальной и жесткой системы государственного регулирования и надзора за деятельностью всех типов обслуживающих их финансовых институтов.
Развитие систем хранения и обслуживания активов паевых инвестиционных фондов будет осуществляться на базе специализированных депозитариев - профессиональных участников рынка, развитие которых будет осуществляться на базе следующих институтов:
организаций, создаваемых специально для осуществления комплексного обслуживания коллективных инвесторов (администраторов коллективных инвестиций), действующих одновременно в качестве специализированных депозитариев и регистраторов и осуществляющих услуги по организации бэк-офиса управляющих компаний;
кредитных учреждений, предоставляющих услуги по обслуживанию коллективных инвестиций в качестве составной части услуг по хранению и обслуживанию ценных бумаг, принадлежащих институциональным клиентам;
крупных специализированных небанковских финансовых институтов, удовлетворяющих нормативным требованиям к специализированным организациям.
На этапе становления российского фондового рынка для оценки активов коллективных инвесторов необходимо ускоренное развитие специфического вида деятельности - независимой оценки активов коллективных инвесторов специализированными фирмами, имеющими лицензию на право осуществления деятельности по оценке чистых активов коллективных инвесторов.
Развитие деятельности в качестве специализированных регистраторов паевых инвестиционных фондов будет осуществляться на базе существующих и вновь создаваемых компаний, осуществляющих деятельность по ведению реестров владельцев ценных бумаг, а также компаний - администраторов коллективных инвестиций.
В целях быстрого развития сети, обслуживающей платежи в связи с операциями по размещению и выкупу паев у граждан на всей территории Российской Федерации, будут задействованы возможности почтовой службы в сфере организации агентского обслуживания и переводов денежных средств.
В сфере негосударственного пенсионного обеспечения будет осуществлено значительное ужесточение государственного регулирования, направленное на укрепление контроля за качеством активов негосударственных пенсионных фондов и системы защиты прав инвесторов, в том числе на основе совершенствования нормативно-правовой базы. Ужесточение государственного регулирования и надзора приведет к ликвидации или реорганизации значительного числа существующих в настоящее время негосударственных пенсионных фондов.
Развитие кредитных союзов будет происходить главным образом в регионах, при этом основной контроль за их деятельностью будет осуществляться самими участниками таких организаций.
Развитие страхования будет одним из приоритетов экономической политики Российской Федерации.
В сфере страхования будет сформирована система стимулов для развития инструментов сбережений для населения, т. е. инструментов, предусматривающих выплаты инвесторам основных сумм с накопленными процентами при ненаступлении страхового случая по истечении определенного срока. Развитие такого рода операций потребует ужесточения системы государственного регулирования и надзора, прежде всего укрепления контроля за структурой и качеством активов страховых компаний.
Необходимо предусмотреть увеличение размера страховых взносов, уплаченных предприятиями и относимых на себестоимость, а также изменение положений налогового законодательства в отношении потенциальных страхователей - физических лиц и предприятий. В частности, это касается недопущения взимания подоходного налога с сумм страховых премий. Должна быть разработана государственная концепция развития страхового рынка и исходя из нее создано страховое законодательство.
Будет создана система страховой защиты граждан и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В сфере иностранных портфельных инвестиций будут задействованы все потенциальные возможности наращивания их объема, а также проведена диверсификация источников инвестиций (в частности, более активно будут привлекаться портфельные инвестиции из Европы, а также из азиатско-тихоокеанского региона) на основе стимулирования создания в России филиалов и дочерних компаний финансовыми институтами, обслуживающими соответствующих инвесторов.