Учитывая значительное количество принятых программ, будут внесены существенные изменения в порядок их финансирования. В условиях ограниченности централизованных ресурсов с 1997 года предусматривается осуществлять комплексное финансирование из федерального бюджета только отдельных федеральных целевых программ социальной направленности, а реализация остальных программ будет осуществляться государственными заказчиками за счет финансирования из федерального бюджета и привлечения внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Финансирование указанных программ из федерального бюджета будет осуществляться только по отдельным проектам и мероприятиям в основном на конкурсной основе.
Одновременно будет принято решение о приостановлении принятия и разработки новых федеральных целевых программ.
Начиная с 1997 года Правительство Российской Федерации обеспечит условия для исполнения государственными заказчиками федеральных целевых программ их основных обязанностей - разработки механизмов привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для выполнения программ, при этом будет обеспечено применение конкурентной и контрактной системы взаимоотношений государственных заказчиков и исполнителей федеральных целевых программ.
6.2. Привлечение иностранных инвестиций
Потребность Российской Федерации в иностранных инвестициях в 19972000 годах будет определяться в первую очередь дефицитом отечественных источников накопления, а укрепление стабильности и рост экономики, обеспечивающие достаточную доходность на вложения, будут содействовать их притоку. Вместе с тем привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику будет проходить в условиях острой конкуренции на мировом рынке капитала за инвестиционные ресурсы. Для успеха в этой конкурентной борьбе за инвестиционные ресурсы от России потребуются усилия в создании образа открытой для иностранного капитала страны.
Приток иностранных инвестиций в российскую экономику позволит ускорить решение таких проблем социально-экономического развития страны, как продвижение конкурентоспособных российских товаров и технологий на внешний рынок, расширение и диверсификация экспортного потенциала, развитие импортозамещающих производств, развитие производства в трудоизбыточных регионах, освоение современных рыночных отношений в сфере предпринимательства.
Концепция политики в области привлечения иностранных инвестиций исходит из необходимости решения следующих задач:
создание благоприятной среды и условий для реинвестирования российского капитала, вывезенного за рубеж;
повышение рейтинга страны (реципиента капитала) за счет снижения некоммерческих рисков;
создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, главным среди которых является стабильность налогового режима.
Исходя из указанных целей, оценки сложившейся ситуации в инвестиционной среде, необходимости формирования благоприятного инвестиционного климата и образа России как страны, принимающей иностранные инвестиции, совершенствование политики привлечения иностранных инвестиций в 1997-2000 годах включает следующие направления:
формирование стабильной и "прозрачной" нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение иностранных инвестиций и предпринимательскую деятельность иностранных инвесторов на территории России, в том числе налогообложение и таможенное регулирование, предоставление гарантий, включая личную безопасность, защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков и равные условия осуществления инвестиций для российских и иностранных инвесторов, с изъятиями, определяемыми федеральными законами;
расширение форм привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции, инвестиционные соглашения с иностранными фирмами);
организация системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, развитие системы залоговых операций на федеральном и региональном уровнях;
развитие системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов, развитие в зарубежных странах сети инвестиционных бюро, оказывающих услуги потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок, формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка справочных материалов об условиях инвестирования для зарубежных инвесторов, выпуск специальных информационных изданий, проведение в регионах конференций с участием широкого круга российских предпринимателей;
развитие форм организационно-правовых структур привлечения иностранных инвестиций: международных консорциумов, международных венчурных фондов, международных лизинговых компаний и других;
развитие договорно-правовой основы участия России в международном инвестиционном сотрудничестве: подготовка и подписание соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, участие в подготовке многостороннего соглашения по инвестициям и другие;
развитие инвестиционного сотрудничества с международными финансовыми институтами и организациями;
разработка основ государственной политики и создание специальных институтов по возврату вывезенного из России капитала;
развитие и активизация деятельности федеральных органов исполнительной власти в рамках Мюнстерского переговорного процесса по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации;
разработка проекта федеральной программы формирования свободных экономических зон на территории Российской Федерации;
создание локальных свободных экономических зон в наиболее перспективных для привлечения иностранных инвестиций регионах и развитие на этой основе экспортного потенциала России и ее регионов;
дальнейшая либерализация норм и правил совершения нерезидентами валютных операций, связанных с движением капитала;
содействие регионам в привлечении иностранных инвестиций (в разработке региональных инвестиционных программ, нормативно-правовых актов, инвестиционных проектов, системы гарантий и льгот за счет региональных источников), подготовка обзоров инвестиционного климата по отдельным регионам.
Будут определены как приоритетные, так и закрытые или ограниченные для иностранных инвесторов отрасли, производства, регионы и формы, в которых такие ограничения будут устанавливаться.
Особое внимание будет также уделено привлечению иностранного капитала к созданию современной производственной и социальной инфраструктуры. С этой целью предполагается проведение тендерных торгов для иностранных инвесторов на строительство "под ключ" объектов инфраструктуры (очистных сооружений, дорог, мостов и т. п.). Для повышения привлекательности осуществления такого рода проектов будет рассмотрен вопрос о предоставлении сооружаемого объекта иностранным партнерам в собственность и передаче прав на долгосрочную аренду земли, находящейся под возводимым объектом.
Основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций останется создание на территории России предприятий с иностранными инвестициями. Получит также распространение широко применяемый в международной практике кредит поставщика оборудования, в частности в рамках такой формы международного сотрудничества, как компенсационные соглашения.
Инвестиционное сотрудничество со странами ближнего зарубежья будет осуществляться на основе согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам. Основные формы такого сотрудничества - совместное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов; создание международных финансово-промышленных групп с участием российских предприятий и финансовых институтов, а также предприятий государств - участников СНГ, в особенности тех, которые являются критически важными поставщиками для российской экономики; международный финансовый лизинг; создание договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности.
В 1997-2000 годах иностранные прямые инвестиции (см. таблицу) будут направлены в основном в отрасли материального производства, в том числе на реализацию инвестиционных проектов обрабатывающей промышленности, проектов на условиях соглашений о разделе продукции и концессионных договоров.
Объем и структура иностранных инвестиций
(млрд. долларов США)
─────────────────────────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────
Прямые инвестиции │1997 г.│1998 г.│1999 г.│2000 г.
─────────────────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────
Прямые инвестиции (без соглашений о разделе 2,8 3,9 5,8 7,3
продукции)
Прямые инвестиции по соглашениям о разделе 3,3 3,3 2,7 2,7
продукции
Кредиты МБРР (инвестиционные компоненты) 0,6 1,6 1,8 2,3
Двусторонние кредиты 1,9 0,9 0,4 0,2
Итого 8,6 9,7 10,7 12,5
Прочие инвестиции 4,5 5,3 6,1 6,7
в том числе:
торговые кредиты 0,6 0,9 1,2 1,5
прочие кредиты 2,5 2,6 2,7 2,8
банковские вклады 1,4 1,8 2,2 2,4
Ежегодный рост прямых инвестиций в реальные активы предприятий с иностранными инвестициями можно ожидать на уровне 40 процентов.
В этот период крупномасштабные иностранные капиталовложения в освоение нефтегазовых месторождений будут осуществляться на условиях долгосрочных соглашений о разделе продукции. Ежегодные объемы капиталовложений, оценка которых основана на уже известных проектах, составят около 3 млрд. долл. США.
В отношении кредитов по двусторонним соглашениям, "связанным" кредитам намечается линия на их постепенное свертывание с переносом центра тяжести на загрузку отечественного машиностроения, включая конверсируемые предприятия.
В отличие от кредитов по двусторонним соглашениям намечается увеличить в 2 раза заимствования у Мирового банка реконструкции и развития (МБРР). Следствием такой политики явится резкое изменение структуры заимствований, благодаря чему доля "связанных" кредитов снизится с 63 процентов в 1997 году до 8 процентов в 2000 году.