проведение реструктуризации научно-технического комплекса страны, введение механизмов государственного регулирования научно-технической деятельности, адекватных реальным экономическим условиям;
разработка и реализация системы мер по поддержке уникальных научно-исследовательских и экспериментальных установок национальной значимости;
создание необходимого информационного пространства в научно-технической и инновационной деятельности;
создание условий и системы действенных стимулов на федеральном и региональном уровнях для повышения престижности научного труда, закрепления кадров и привлечения молодежи в научно-техническую сферу, обеспечение социальной защиты научных работников и специалистов;
осуществление мер по интеграции научно-технической и образовательной деятельности, развитию системы подготовки квалифицированных научных кадров.
Для выполнения указанных задач в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации потребуется разработка комплекса мер по сохранению и развитию научно-технического потенциала по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных исследований и разработок.
В среднесрочном периоде научно-техническая и инновационная деятельность будет направлена на преодоление технологического кризиса и достижение мирового научного и технологического лидерства по ряду приоритетных направлений. При этом инновационная деятельность направлена на широкомасштабное применение научно-технических разработок в производстве.
Основными направлениями государственной инновационной политики будут:
реализация критических технологий и направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики и "расшивать" узкие места в экономике страны и отдельных регионов;
создание системы государственно-общественной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
разработка и совершенствование экономико-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере;
развитие инфраструктуры инновационной деятельности, включая создание национального информационного фонда инновационных проектов, системы финансирования, привлечение государственных, частных и зарубежных инвестиций в инновационную сферу;
развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных предприятий и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
создание конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ, возвратности финансирования.
Одновременно инновационная политика будет направлена на ускоренное промышленное освоение в конкретных отраслях (на примере базовых) и производствах технологических разработок мирового уровня.
В топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов углеводородного сырья, повышения уровня их извлекаемости и глубины переработки, а также на разработку и внедрение высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки. Новые технологии позволят создавать экономичные нефтепромысловые экологически чистые энерготехнологические комплексы, рабочие агенты, применение которых позволит увеличить дебит скважины и на 5-7 процентов увеличить нефтеотдачу пластов.
В электроэнергетике основными направлениями технологического развития являются создание новых экологически чистых поколений парогазовых и газотурбинных установок на твердом и газообразном топливе и атомных энергоблоков повышенной безопасности, получение экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив, разработка экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышение эффективности систем дальнего транспорта электроэнергии, что обеспечит прирост мощностей производства электроэнергии при одновременном повышении безопасности энергетических объектов.
В металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсои энергосбережение на всех стадиях и повышение качества металлопродукции. Освоение экологически чистой автоклавно-гравитационной технологии переработки чернового оловянного и коллективного сульфидного концентратов с селективным выделением олова, меди и серебра и переводом мышьяка в нетоксичное соединение позволит повысить извлечение олова на 24 процента, меди на 12 процентов и серебра на 12 процентов. Прогрессивная автоклавно-окислительная технология обеспечивает извлечение олова из руды в количестве до 63 процентов вместо 37 процентов по ранее применяемой технологии. Новая технология производства катанки на литейно-ковочных модулях позволяет в 2 - 3 раза снизить металлоемкость оборудования. Экономия электроэнергии составит 20 процентов, а металла - 15 процентов.
Технологическими ориентирами в химической и нефтехимической промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем. Новейшие технологии производства этой конкурентоспособной продукции обеспечат снижение расхода сырья на 15-20 процентов, уменьшение энергозатрат на 20-40 процентов, увеличение глубины переработки нефти до современного мирового уровня.
В рамках реализации инновационной программы "Развитие и организация конкурентоспособных промышленных производств химических продуктов для реализации приоритетных направлений развития народного хозяйства и снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду" будут разработаны и внедрены новые высокоэффективные технологии и конкурентоспособная химическая продукция (около 150 наименований), достигнуто сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу до 70 процентов. Доля прогрессивной продукции должна возрасти в 1,6 раза.
В машиностроительном комплексе предприятия будут ориентированы на технологическое перевооружение общемашиностроительных производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации. Внедрение результатов разработок позволит повысить коэффициент использования материалов до 0,87-0,9, снизить показатель металло- и энергоемкости продукции.
Для реализации такой политики будет совершенствоваться система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых с участием средств федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных источников, какими являются собственные средства предприятий, частные инвестиции, средства внебюджетных фондов, оказывающие поддержку инновациям и новым технологиям.
6.5. Политика использования природных ресурсов
Важнейшим направлением природно-ресурсной политики Правительства Российской Федерации является обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала страны с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей отраслей народного хозяйства и экспорта.
Эта политика должна обеспечить осуществление принципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективное, ресурсорасточительное природопользование, а также создание экономических механизмов комплексного решения задач рационального их использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, включая государственную поддержку новых методов и способов изучения, прогнозирования состояния природной среды, совершенствование взаимоувязанных систем кадастров на основе цифровых геоинформационных систем.
Для реализации указанных задач необходимо начать реализацию концепции государственной природно-ресурсной политики, включающей в себя проблемы нормативно-правового, экономического, учетно-статистического обеспечения рационального природопользования.
Необходимо в 1997 году завершить подготовку нормативно-правовой базы для введения платы за пользование всеми видами природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Продолжить совершенствование системы платежей за право пользования недрами, включая возможность получения недропользователями, осуществляющими добычу дефицитных видов минерального сырья, скидок за истощение недр при низкой экономической эффективности разработки месторождений. В дальнейшем предусмотреть уменьшение количества налогов и переход в основном к рентным платежам в добывающих и других природоэксплуатирующих отраслях.
Предусматривается повысить эффективность государственного управления природопользованием, укрепить экономические основы федерализма в области отношений собственности на природные ресурсы, усилить административную и уголовную ответственность за нарушение природно-ресурсного законодательства, обеспечить национальный режим при привлечении иностранных инвестиций.
С этой целью предполагается разработать и представить на утверждение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в ближайшие 2-3 года проекты федеральных законов "О государственной природно-ресурсной политике", "О единой системе государственных кадастров природных ресурсов", "Об отходах производства и потребления", "О федеральных природных ресурсах", "О нефти и природном газе", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", предусмотрев в последнем возможность реализации драгоценных металлов и камней непосредственно субъектами предпринимательской деятельности по установленным государственным квотам и др. Кроме того, исходя из единой концептуальной основы предлагается внести необходимые дополнения и уточнения в Федеральные законы "О недрах", "О соглашениях о разделе продукции".
Для реализации государственной политики в области использования охраны и воспроизводства природных ресурсов на 1997-2000 годы Правительством Российской Федерации будут предусмотрены мероприятия по отдельным видам ресурсов.
В отношении ресурсов недр предусматривается:
предотвращение процесса исчерпания поисково-разведочного задела прошлых лет путем усиления геологических исследований и геолого-разведочных работ, а также повышения темпов подготовки новых месторождений;
принятие мер по ликвидации острого дефицита в стране отдельных видов минерального сырья: марганца, хрома, урана и др.;
приостановление процесса отставания прироста запасов от объемов добычи полезных ископаемых;
развитие минерально-сырьевой базы на региональном уровне за счет выявления оценки и промышленного освоения небольших по масштабам месторождений угля, торфа и агрохимического сырья прежде всего в удаленных районах России, в которых отсутствуют альтернативные источники твердого топлива и минеральных удобрений;
повышение комплексности использования минерального сырья;
разработка мероприятий по модернизации геолого-разведочных работ, внедрению новой техники буровых, геофизических работ, адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных и рудоносных регионов России;
расширение объемов изучения и использования ресурсов шельфа и Мирового океана.
В отношении водных ресурсов предусматривается:
обеспечение населения и отраслей экономики России качественной водой в необходимом количестве и режиме;
восстановление и охрана водных объектов, воспроизводство водных ресурсов;
предупреждение и ликвидация последствий вредного воздействия паводков, подтопления, водной эрозии;
восстановление и сохранение устойчивой экологической обстановки в бассейнах водных объектов;
охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана и восстановление малых рек, обеспечение населения качественной питьевой водой;
повышение уровня управления режимами работы водохранилищ и водохозяйственных систем с целью гарантированного водообеспечения предприятий и населения и снижения ущербов от наводнений и маловодья;
осуществление государственного контроля за безопасностью водохозяйственных сооружений и особенно крупных гидроузлов;
проведение реконструкции водохозяйственных сооружений, представляющих угрозу жизни населения, предприятиям, коммуникациям;
снижение водоемкости производств, уменьшение потерь воды, повышение качества питьевой воды;
совершенствование управления водными ресурсами и внедрение новых форм хозяйствования на водных объектах; проведение водоохранных мероприятий на водных объектах.