осуществление сертификации на всех видах транспорта с целью формирования и развития цивилизованного рынка транспортных услуг;
формирование необходимой законодательной и нормативно-правовой базы для функционирования и развития всех видов транспорта и дорожного хозяйства в условиях рыночной экономики;
проведение на всех видах транспорта гибкой тарифной политики, отвечающей интересам потребителей транспортных услуг и стимулирующей снижение транспортных издержек;
совершенствование управления транспортными системами на основе высокоэффективных информационных технологий с использованием современных телекоммуникаций, рациональное разграничение функций государственного управления между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
обеспечение повышения технического уровня всех видов транспорта на основе обновления парка транспортных средств и модернизации транспортной инфраструктуры в соответствии с федеральными целевыми программами в основном за счет собственных и привлеченных средств предприятий транспорта, а также на условиях финансового лизинга;
повышение безопасности движения, судоходства и полетов, эксплуатационной надежности объектов транспортной инфраструктуры, снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;
стимулирование российских перевозчиков и экспедиторов, работающих на рынке транспортных услуг, в том числе за счет оказания политической поддержки. Улучшение международных транспортно-экспедиционных связей за счет формирования международных транспортных коридоров, развития международных аэропортов и обустройства пунктов пересечения государственной границы;
обеспечение доступности транспортных услуг для всех пользователей, в том числе для малообеспеченных слоев населения, жителей районов Крайнего Севера и районов, приравненных к ним;
государственную поддержку за счет средств федерального бюджета технического перевооружения, модернизации и эксплуатационной деятельности систем и объектов транспорта, находящихся в сфере федеральной ответственности.
6.8. Внешнеэкономическая политика
Основным направлением в области внешнеэкономической политики в предстоящий период является дальнейшая равноправная интеграция России в мирохозяйственные связи на основе - использования преимуществ международного разделения труда. Осуществленные в рамках проводимой экономической реформы меры по либерализации внешнеэкономической деятельности, переходу от административных методов управления к экономическим позволили перевести регулирование внешнеэкономическим комплексом на рыночные принципы, которые нашли свое отражение в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
В период до 2000 года также ожидается улучшение мировой общехозяйственной конъюнктуры, вызванное начавшимся оживлением деловой активности в основных странах - контрагентах России. В основных промышленно развитых странах после циклического спада в конце 80-х - начале 90-х годов наступило экономическое оживление, обусловившее расширение импортного спроса на рынках многих товаров, что в свою очередь способствует росту экономики развивающихся стран, а в конечном счете - значительному увеличению международной торговли.
Оценивая циклические, структурные и другие экономические факторы, можно предположить, что в ближайшее пятилетие, т. е. до начала XXI века, темпы развития мировой экономики составят 2,5-3,0 процента в год, причем рост международной торговли будет опережать рост производства примерно вдвое. Это позволяет предположить, что средние годовые темпы развития мировой торговли в ближайшее пятилетие составят около 5-6 процентов в год. Такой прогноз создает благоприятную "внешнюю среду" для расширения участия России в системе мирового хозяйства.
Можно выделить 5 основных направлений внешнеэкономической политики на предстоящий период.
Первое направление - стимулирование промышленного экспорта, включая его финансовую и организационно-техническую поддержку.
В связи с тем что исчерпаны возможности экстенсивного наращивания поставок на внешние рынки сырья и материалов, дальнейшее увеличение экспорта может осуществляться за счет продукции с увеличенной добавленной стоимостью. Правительство Российской Федерации примет меры к обеспечению функционирования механизмов кредитования и страхования экспорта с участием государства, а также к предоставлению государственных гарантийных обязательств по экспортным кредитам. Эти меры позволят сохранить достигнутый уровень поставок на экспорт основных товаров, увеличить глубину переработки и улучшить качество вывозимых за рубеж сырьевых товаров и полуфабрикатов, будут содействовать продвижению на мировые рынки конкурентоспособной машинно-технической и наукоемкой продукции.
В числе первоочередных мер в этом направлении предусматриваются:
обеспечение эффективного функционирования системы государственных гарантий под привлекаемые уполномоченными банками кредитные ресурсы для пополнения оборотных средств ориентированных на экспорт предприятий и организаций. Следует увеличить сроки предоставления гарантий до двух и более лет;
содействие становлению Российского экспортно-импортного страхового общества, основной функцией которого является страхование экспортных контрактов с целью облегчения выхода российских экспортеров на мировой рынок, а также проведение селективной внешнеэкономической политики в отношении отдельных стран и регионов;
создание необходимых финансовых и организационных основ для деятельности Фонда поддержки экспорта, направленной в том числе на финансирование и оказание различного рода услуг по продвижению отечественной готовой продукции на внешние рынки. Будет расширяться практика проведения специальных мероприятий по развитию экспортной деятельности субъектов Российской Федерации;
продолжение работы по созданию системы внешнеторговой информации, информационно-аналитическому, консультационному и экспертному сопровождению российских экспортеров.
Вторым направлением внешнеэкономической политики является обеспечение благоприятных условий для доступа российских экспортных товаров на внешние рынки путем совершенствования договорно-правовой базы международного экономического сотрудничества, устранения существующих и недопущения новых дискриминационных ограничений, в том числе в рамках работы по присоединению России к ВТО.
Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни ее долговременным экономическим интересам. В связи с этим приоритетное значение приобретает вопрос присоединения России к ВТО.
Процесс присоединения России к ВТО сопровождается внедрением в экономическую жизнь нашей страны накопленного международным сообществом многолетнего опыта в регулировании рыночной экономики, что, в свою очередь, создает условия для дальнейшего закрепления в стране реформаторских процессов и в конечном счете - обеспечения экономического подъема.
Использование в процессе присоединения к ВТО международного опыта, кроме того, будет способствовать выработке наиболее оптимальных вариантов обеспечения экономической безопасности в условиях рыночного хозяйствования.
Вступая в ВТО, Россия ставит перед собой и ряд других важных целей:
Во-первых, Россия стремится стать равноправным торговым партнером на мировом рынке и создать более благоприятные условия для своего экспорта. При этом необходимо исходить из того, что в результате присоединения должны быть урегулированы проблемы дискриминационного отношения к России со стороны западных стран, не признающих пока Россию страной с рыночной экономикой.
Во-вторых, для России представляет интерес существующая в рамках ВТО система поддержания дисциплины в международной торговле, включая механизм разрешения споров.
В-третьих, присоединение к ВТО позволит России перевести торгово-экономические отношения с другими странами и их региональными группировками на равноправную, предсказуемую, долгосрочную экономико-правовую основу.
И наконец, процесс присоединения к ВТО создаст дополнительные стимулы для гармонизации российского законодательства и практики его применения в соответствии с международными требованиями.
В более конкретном плане условия присоединения к ВТО - это компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров, компромисс, достигаемый как комплекс взаимных уступок и взаимных, часто жестких, обязательств.
Здесь перед Россией стоит сложная задача - определить национальные экономические интересы и приоритеты, обязательства и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность. Но не только определить, но и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, их попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания признать тот факт, что многие отрасли промышленности России обладают сравнительными преимуществами, позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам и ощутимо влиять на формирование уровня мировых цен.
Присоединяясь к ВТО, Россия (ее экспортеры и импортеры) получает выход в унифицированное правовое пространство, опирающееся на пакет соглашений Уругвайского раунда (в том числе ГАТТ-94); международно-правовую защиту в других государствах, гарантируемую принципами и нормами Генерального соглашения, включая режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российскими предпринимателями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов; защиту от дискриминационного использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и другие нормы и стандарты, правила сертификации и др.), определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций российских участников внешнеторговой деятельности и целый ряд иных торгово-политических преимуществ, которые в конечном итоге будут содействовать организованному вхождению экономики России в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли и защите интересов экспортеров и импортеров за рубежом.
В рамках курса на равноправную интеграцию в мировую экономику Россия должна принимать активное участие в решении глобальных экономических проблем. Поэтому необходимо решить вопрос о признании России в качестве международного кредитора и более активном участии ее в урегулировании проблем внешней задолженности развивающихся стран в связи с тем, что многие из них имеют значительный долг перед Российской Федерацией.
Урегулирование внешней задолженности России следует проводить в увязке с задачами и мерами по восстановлению позиций на традиционных рынках и укреплению геоэкономического положения России в целом.
России требуется прежде всего открытый доступ к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству с другими государствами, без какого-либо давления и дискриминации со стороны. Это позволит ей, опираясь на преимущества международного разделения труда, умело и эффективно организовать рациональное использование собственного потенциала.
Третье направление внешнеэкономической политики - совершенствование системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей.
Среди общих проблем внешнеторгового регулирования следует прежде всего выделить необходимость дальнейшего совершенствования таможенного, налогового и бюджетного законодательства в рамках единой системы управления и развития внешнеэкономического комплекса, а также необходимость корректировки внутреннего законодательства в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации.
Требуется, кроме того, реализация положений Соглашения об экономическом союзе (обеспечение приоритетности роста экономических связей с государствами - участниками СНГ), дальнейшее формирование полноценного Таможенного союза и создание механизма координации внешнеэкономической политики государств - участников СНГ с учетом международных обязательств России.
Необходима отладка механизма государственного регулирования бартерных операций, повышения эффективности внешнеэкономических связей хозяйствующих субъектов приграничных территорий и областей, а также совершенствования системы внешнеэкономической отчетности и статистики.
В целях предотвращения уклонения от налогов при экспорте товаров надо шире использовать расчетные цены для определения налогооблагаемой базы.
В области регулирования экспорта товаров предстоит создать государственную систему продвижения российских товаров на мировые рынки и усилить контроль за недобросовестными действиями участников внешнеэкономической деятельности.
Государственная политика в области регулирования импорта будет исходить из необходимости:
обеспечения разумной степени защиты российской экономики от разрушительного воздействия иностранной конкуренции, а также формирования благоприятных стимулов для привлечения иностранных инвестиций на основе изменений ставок ввозных таможенных пошлин;
поэтапного снижения ввозных таможенных пошлин на основе всестороннего анализа их воздействия на национальную экономику с учетом интеграции России в мировую экономику и результатов переговоров по тарифным уступкам в рамках присоединения России к ВТО;
введения (при необходимости) в установленном законодательством порядке государственной монополии на импорт отдельных видов товаров (работ, услуг);
эффективного использования системы преференций, предоставляемых Российской Федерацией, на основе градационных макроэкономического и потоварного подходов к странам - получателям преференций;
усиления координации таможенно-тарифной политики.
Четвертое направление внешнеэкономической политики - защита внутреннего рынка и конкурентоспособных отечественных товаропроизводителей, опирающаяся на общепринятые международные нормы и использующая весь арсенал предусмотренных российским законодательством инструментов, включая такие защитные меры, как специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, тарифные квоты.
При этом осуществляемые меры должны способствовать сохранению здоровой конкурентной среды, иметь временный и недискриминационный характер и вводиться в порядке, отвечающем правилам и нормам ВТО.