Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 30

Сложившаяся профессионально-квалификационная структура рынка рабочей силы маловосприимчива к изменяющимся отношениям в сфере производства, что в значительной степени сдерживает возможности реализации программ структурной перестройки экономики, повышения качества и конкурентоспособности российской продукции.
Реформы в сфере развития кадрового потенциала будут включать следующие мероприятия:
введение государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации персонала;
формирование и обеспечение системы государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности;
обеспечение качества образовательных услуг через совершенствование механизма лицензирования и аккредитации образовательных организаций, сертификации и аттестации преподавателей, издание учебных и методических пособий, современных педагогических технологий, создание сети методических и информационных центров.

7.3. Политика в области миграции населения

Основной целью политики Российской Федерации в области миграции на предстоящий период является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции с учетом их влияния на социально-экономическую ситуацию, в том числе на ситуацию на рынке труда.
Необходимо наиболее полное использование демографического, трудового потенциала мигрантов, учитывая, что миграционный приток населения в обозримом будущем будет поддерживать численность населения как России в целом, так и отдельных ее частей.
Основные направления миграционной политики в России реализуются в рамках мероприятий Федеральной миграционной программы, имеющей долгосрочный характер.
Значительная часть мигрантов из государств ближнего зарубежья являются вынужденными переселенцами и беженцами. С целью оказания им помощи в обустройстве, а также реализации механизма перераспределения миграционных потоков в соответствии с приоритетами социально-экономического развития регионов и интересами государственной безопасности производятся разработка и внедрение механизма оказания дифференцированной помощи переселенцам и принимающим территориям.
Будет продолжена работа над концепцией регулирования потоков внутренней социально-экономической миграции и созданием соответствующей нормативно-правовой базы. Регулирование миграционных процессов необходимо осуществлять с учетом перспектив социально-экономического развития российских территорий, приоритетов региональной политики.
Одним из основных принципов государственной миграционной политики является введение квотирования и ужесточение контроля за иммиграцией иностранных граждан в Россию, предупреждение незаконной иммиграции.
В целях защиты национального рынка труда необходимо разработать механизм квотирования привлечения иностранной рабочей силы в Россию.

7.4. Реформирование пенсионного обеспечения

Многоукладность экономики и развитие рыночных отношений требуют создания принципиально новой модели пенсионного обеспечения, адаптированной к изменяющимся социально-экономическим условиям и обеспечивающей укрепление конституционных гарантий пенсионных прав граждан.
Целью реформирования пенсионного обеспечения будет достижение финансовой устойчивости государственной пенсионной системы и создание условий для развития дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов, что даст возможность перехода к более высоким стандартам материального обеспечения в старости.
При условии увеличения доли расходов на выплату пенсий во внутреннем валовом продукте до 6 процентов в 2000 году средний размер пенсий составит 500 тыс. рублей в месяц и увеличится по сравнению с 1995 годом более чем в 2,5 раза, в реальном выражении увеличение составит 23 процента. Покупательная способность средней пенсии в 2000 году возрастет в 1,3 раза против 1995 года.
Основной задачей первого этапа реформирования пенсионного обеспечения является стабилизация финансовых основ пенсионной системы, привлечение дополнительных финансовых ресурсов для повышения уровня пенсионного обеспечения.
В этих целях потребуется осуществить комплекс мер по укреплению доходной и расходной частей пенсионного бюджета.
Улучшению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации будет способствовать повышение заинтересованности организаций в погашении задолженности перед Пенсионным фондом Российской Федерации, включая ее реструктуризацию, а также законодательное закрепление мер ответственности за нарушение дисциплины расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации по страховым взносам.
Организация персонифицированного учета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" позволит установить более жесткую связь между поступающими в Пенсионный фонд Российской Федерации взносами и размерами пенсионных выплат, устанавливаемых в зависимости от величины зачисленных на счет конкретного работника страховых сумм.
Предполагается, что ежегодно, начиная с 1997 года, персонифицированным учетом может быть охвачено до 20 млн. работающих граждан. Финансирование организации этой работы предполагается осуществить в основном за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Укрупненный график внедрения персонифицированного учета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в 1997-2000 гг.

──────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────
│ Количество регионов, в которых будет организован
На конец года │ персонифицированный учет
│ страховых взносов в Пенсионный фонд
──────────────────────┴──────────────────────────────────────────────────
1997 г. 40 регионов (20 млн. работающих)
1998 г. 60 регионов (около 40 млн. работающих)
1999 г. 89 регионов (около 60 млн. работающих)
2000 г. Все работающие на территории Российской Федерации
Согласованному управлению доходами и расходами пенсионной системы будет способствовать создание Федеральной службы государственного пенсионного страхования, объединяющей все функции по пенсионному обеспечению - от сбора и аккумуляции средств до их расходования (назначения и выплаты пенсий).
В целях укрепления взаимоотношений Пенсионного фонда Российской Федерации с федеральным бюджетом усилия будут сосредоточены на обеспечении, исходя из средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете, своевременных и полных расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации по текущим платежам, а также установлении и соблюдении порядка оформления и погашения задолженности.
Реформирование пенсионных выплат предполагается осуществить на основе реализации Федерального закона о порядке исчисления и увеличения государственных пенсий, предусматривающего применение индивидуального коэффициента, позволяющего использовать механизм осовременивания пенсий.
Оживление экономики и снижение налоговой нагрузки на предприятия должны создать необходимые предпосылки для укрепления финансовой базы государственного пенсионного обеспечения и реализации механизма осовременивания пенсий, основанного на индивидуальном коэффициенте.
В целях развития негосударственного пенсионного обеспечения будут законодательно закреплены нормы, регулирующие вопросы налогообложения направляемых на эти цели средств, прав собственности на пенсионные активы, их страхования и перестрахования, сохранности пенсионных накоплений и другие вопросы, связанные с обеспечением надежности и эффективности работы различных институтов системы негосударственного пенсионного обеспечения.
На втором этапе реформирования пенсионной системы основной задачей является создание условий для развития страховых принципов в пенсионном законодательстве, последовательная переориентация пенсионного обеспечения на повышение заинтересованности и личной ответственности работников за уровень материального обеспечения при выходе на пенсию.
Акцент в пенсионной реформе на этом этапе будет сделан на рационализацию пенсионных выплат и снижение на этой основе финансовой нагрузки на Пенсионный фонд Российской Федерации.
В этих целях предстоит:
упорядочить пенсионные льготы, предоставляемые по условиям труда, путем перевода их в профессиональные пенсионные системы с применением дифференцированных тарифов страховых взносов;
создать условия для поэтапной реализации принципа усиления ответственности работников за формирование средств, предназначенных на цели пенсионного обеспечения, повысить их заинтересованность в сборе и аккумулировании этих средств, создать механизмы общественного контроля за их правильным использованием;
обеспечить более полную зависимость размера пенсий от трудового вклада, осуществлять регулирование максимального размера пенсий путем установления предельного заработка, с которого взимаются страховые взносы;
подготовить программу поэтапного перехода к более позднему выходу на пенсию.
Оптимизация расходов обязательной пенсионной системы наряду с улучшением собираемости взносов в перспективе позволит не только обеспечить более высокий уровень пенсионных гарантий, но и создаст предпосылки для постепенного снижения размера страхового тарифа и соответствующего уменьшения нагрузки на предприятия и организации - плательщики страховых взносов.
Реформирование пенсионных льгот по условиям труда предполагает постепенную передачу ответственности за финансирование таких льгот работодателям на основе создания профессиональных пенсионных систем. При этом государство гарантирует сохранение приобретенных пенсионных прав и предоставление льгот по возрасту выхода на пенсию для работников, занятых на работах, где наличие вредных либо опасных условий труда не зависит от современного технического уровня производства.
Дальнейшее развитие пенсионного обеспечения будет связано также с формированием институциональных, правовых и организационных предпосылок для создания смешанных солидарных и накопительных систем, в том числе в сфере обязательного пенсионного страхования, с развитием негосударственных пенсионных фондов, созданием профессиональных, территориальных и отраслевых пенсионных систем, отработкой механизмов регулирования сферы негосударственного пенсионного обеспечения.

7.5. Реформирование социального страхования

Целью реформирования социального страхования является создание финансово-устойчивой системы, обеспечивающей гражданам государственные гарантии по защите от социальных и профессиональных рисков, связанных с утратой заработка или расходами на восстановление здоровья, а также более эффективное использование страховых средств.
У действующей системы социального страхования есть серьезные недостатки. Подходы к определению размеров страховых взносов, уровня, условий назначения и выплаты пособий по социальному страхованию в большей степени соответствуют принципам социального обеспечения нежели страхования. Отсутствие дифференциации страховых взносов не позволяет учесть различную степень риска наступления страхового события и задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат. В нарушение страховых принципов внебюджетные социальные фонды зачастую выполняют несвойственные страхованию функции, выплачивая различного рода пособия, компенсации и оплачивая другие нестраховые расходы.