совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования;
совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы платежей за природные ресурсы, с ориентацией на экономически обоснованное увеличение доли ресурсных платежей в системе налогообложения;
проведение широкого комплекса научно-исследовательских в опытно-конструкторских работ, направленных на оздоровление среды обитания человека и обеспечение экологической безопасности;
последовательный переход на международные стандарты технологических процессов и производимой продукции;
государственная поддержка реконструкции действующих производств при переходе на малоотходные, безотходные и ресурсосберегающие технологии;
лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию в стране;
проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую природную среду при реализации программ и проектов хозяйственной и иной деятельности;
осуществление работы по разграничению полномочий в области использования природных ресурсов между Российской Федерацией и ее субъектами, направленной на рационализацию природопользования, при усилении координирующей роли соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
В целях осуществления указанных направлений экологической политики в 1997-2000 годах предусматривается рассмотреть в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекты законодательных актов "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", "Об отходах производства и потребления", "О рыболовстве и охране рыбных запасов", "О государственной гидрометеорологической службе", "О питьевой воде", "Об охране озера Байкал", "Об охране атмосферного воздуха", "О почвах", "О растительном мире" и другие.
Кроме того, намечено подготовить ряд нормативных актов Правительства Российской Федерации, в том числе о порядке лицензирования пользования водными объектами, о создания федеральной системы экологической сертификации, о мерах по улучшению экологического образования, о специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также положение о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов и другие.
В области совершенствования экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды в 1997-2000 годах будет введена в действие система платежей за пользование водными объектами, в том числе плата за пользование водными объектами (водный налог) и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Одновременно будут подготовлены предложения по усовершенствованию механизма платы за сбросы и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления, по введению платежей за иные виды негативного воздействия (радиоактивное, шумовое и др.), имея в виду необходимость превращения этих платежей в один из основных источников финансирования природоохранных мероприятий. Также будут подготовлены нормативно-методические документы по порядку определения предотвращенного экономического ущерба в результате реализации природоохранных мероприятий.
При формировании годовых прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации предусматривается также шире использовать механизм экономического лимитирования использования природных ресурсов, особенно многоцелевого назначения.
В рамках реализации государственной экологической политики будут осуществлены масштабные исследования по наиболее актуальным проблемам охраны окружающей среды и природопользования. Среде них проблемы, связанные с глобальным изменением климата вследствие выбросов газов, создающих "парниковый эффект", с разработкой и внедрением новых технологий неистощительного природопользования и реабилитации окружающей среды от техногенных воздействий, а также вопросы образования и распространения диоксинов и диоксиноподобных токсикантов.
В области перехода на международные стандарты технологических процессов и производимой продукции будет осуществлена разработка новых стандартов качества продукции с учетом современных научно-технических достижений и возможностей отечественной индустрии.
Основным инструментом реализации экологической политики в предстоящий период станет выполнение экологических программ различного уровня.
В первую очередь будет продолжена реализация федеральных целевых программ, выполнение которых было начато в предыдущие годы, в том числе таких программ, как "Оздоровление экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области", "Экология г. Братска", "Оздоровление окружающей среды и населения г. Нижний Тагил Свердловской области".
Одновременно предусматривается реализация уже утвержденных федеральных программ и мероприятий. Среди них программы по оздоровлению окружающей среды Оренбургской и Самарской областей, гг. Череповца, Чапаевска, комплекс мероприятий по оздоровлению окружающей среды и населения Уральского региона, в том числе г. Карабаша.
Важное значение имеет реализация программ, направленных на предотвращение деградации крупных природных комплексов межрегионального значения, оказывающих заметное влияние на устойчивость биосферы в пределах территории Российской Федерации. Среди них программы "Возрождение Волги", "Обеспечение охраны озера Байкал и рациональное использование природных ресурсов его бассейна", а также программы по предотвращению загрязнения и сохранению экосистем Балтийского, Черного и Азовского морей, по решению социальных, экономических и экологических проблем, связанных с подъемом уровня Каспийского моря.
Намечено выполнение программ, обеспечивающих защиту населения и производственных объектов от влияния опасных природных процессов в Приморском и Краснодарском краях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, на Камчатке.
Предусматривается государственная поддержка развития системы гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства России и государственной системы мониторинга окружающей природной среды, предотвращения и снижения ущерба от стихийных природных явлений и рационального использования природноресурсного потенциала, мероприятий по адаптации к изменениям климата, обусловленным выбросами парниковых газов; развития системы заповедников и национальных парков, охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, лесовосстановления, экологического образования.
Намечено создание единой государственной системы по контролю за радиоактивной обстановкой, осуществление мер по защите от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов, охране озонового слоя и производству озонобезопасных хладонов.
Приоритетное значение будет иметь продолжение работ по реализации федеральных целевых программ по радиационной реабилитации населения и территорий, улучшению социальной и экологической обстановки в зонах радиоактивного загрязнения, возникших в результате аварий на Чернобыльской АЭС, в Уральском регионе, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Необходимо определить принципиальные направления совершенствования этих программ, сосредоточить средства государственной поддержки на решении важнейших проблем в регионах, наиболее пострадавших от радиоактивного загрязнения, в первую очередь в Брянской, Калужской, Орловской, Тульской, Челябинской, Свердловской, Курганской областях, в Алтайском крае и Республике Алтай.
Значительное число мероприятий будет осуществлено при федеральной поддержке в рамках реализации региональных экологических программ.
Общий объем капитальных вложений на реализацию природоохранных мероприятий за счет всех источников финансирования на предстоящий период прогнозируется в объеме 45-50 трлн. рублей.
Реализация намечаемых мероприятий в рассматриваемом периоде позволит сократить объем выбросов в атмосферу и сброса загрязненных сточных вод на 8-10 процентов. При этом крайне важно на этапе реструктуризации экономики добиться сокращения удельных выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
В переходный период весьма актуальное значение имеет привлечение зарубежных средств на цели охраны окружающей среды. В 1997-2000 годах развернется осуществление Проекта по управлению окружающей средой, финансируемого за счет кредита Мирового банка в размере 110 млн. долларов США. При этом половина получаемых средств будет направлена на реализацию быстроокупаемых инвестиционных экологических проектов, вторая половина будет использована на осуществление мероприятий в области технической политики в природоохранной сфере.
Кроме того, за счет гранта, предоставляемого Глобальным экологическим фондом, будут осуществлены меры по поэтапному прекращению использования озоноразрушающих веществ и сохранению биоразнообразия.
10. Экономика военной реформы
В условиях формирующейся новой геополитической ситуации происходят существенные изменения в военно-экономической политике России. Содержание и темпы адекватного преобразования системы обороны и безопасности страны существенно зависят от финансовых ресурсов и возможностей экономики. Оптимальное использование этих ограниченных возможностей должно обеспечить в 1997-2000 годах поддержание обороноспособности страны на должном уровне и последовательное осуществление военной реформы, потребность в которой назрела давно.
В соответствии с основными положениями военной доктрины в обозримой перспективе не предвидится реальной угрозы крупномасштабного нападения на Россию. Вместе с тем на данном уровне развития международных отношений военная сила остается одним из важнейших факторов системы обеспечения национальной и мировой безопасности. В связи с этим следует обеспечить поддержание технической оснащенности Вооруженных Сил Российской Федерации, текущих нужд войск на уровне, обеспечивающем убедительное сдерживание любого потенциального агрессора от военных акций против России. Особое внимание в этот период следует уделить сохранению и развитию кадрового состава Вооруженных Сил Российской Федерации, производственного потенциала военной промышленности, процессу разработки и освоения новейших образцов вооружения и военной техники как основы модернизации системы обороны и безопасности страны.
Для решения указанных задач необходимо мобилизовать максимум средств на возобновление экономического роста и структурную перестройку народного хозяйства, на увеличение инвестиций в реальный сектор экономики и повышение их эффективности. Только рост экономики позволит выделять необходимые ресурсы для укрепления обороноспособности страны и военно-политического влияния России в мире. Попытки же добиться этих целей в ущерб развитию экономики приведут лишь к противоположным результатам.
Общий объем финансовых ресурсов, направляемых на обеспечение обороны и безопасности страны, зависит от динамики валового внутреннего продукта и его доли, направляемой на указанные цели. Эта доля за годы экономической реформы существенно снизилась.
Если в 1991 году доля расходов на национальную оборону во внутреннем валовом продукте была 6,2 процента, то в 1995 году она составила только 3,3 процента. В бюджете, принятом на 1997 год, она составляет 3,83 процента. При этом сокращался и общий объем внутреннего валового продукта. Все это привело к очень сложной ситуации: многие элементы системы национальной обороны находятся в кризисном положении.
В перспективе внутренний валовой продукт будет возрастать, а потому, при растущей в первый период, а затем снижающейся доле военных расходов во внутреннем валовом продукте, их абсолютный объем будет увеличиваться. Это создаст минимально необходимые условия для решения актуальных задач военной реформы и военно-технической политики.
Реальная мощь Вооруженных Сил Российской Федерации будет определяться не численностью войск, а высокой степенью их профессионализма, выучки и организации, уровнем технической оснащенности. Одно из важнейших мест в них займут интегрированные силы и средства ядерного сдерживания, обеспечивающие стратегическую стабильность. Согласованное развитие получат все необходимые современной военной державе силы и средства: межвидовые группировки, силы и средства сухопутных войск, военно-морского флота, военно-воздушных сил и сил противовоздушной обороны. Особая роль в реформируемых Вооруженных Силах Российской Федерации будет принадлежать комплексу средств информационной борьбы, высокоточному оружию, силам и средствам обеспечения мобильности войск, развитию системы управления всех уровней.
Однако военная реформа не сводится к преобразованиям в структуре и составе, оптимизации численности Вооруженных Сил Российской Федерации, сокращению других видов вооруженных формирований. Она также предусматривает:
развитие на основе утвержденной Президентом Российской Федерации долгосрочной Государственной программы вооружения и в соответствии с целями и задачами военной реформы оборонных НИОКР;
укрепление оборонной инфраструктуры (аэродромов, портового хозяйства, военно-морских баз, арсеналов, ремонтных предприятий и пр.);
крупные преобразования в промышленности, причем не только в оборонной, нацеленные на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации передовой военной техникой, качественное снабжение армии материально-техническими ресурсами и всеми видами довольствия;
решение всего комплекса социальных проблем военнослужащих и членов их семей, а также таких важных политических вопросов, как укрепление престижа воинской службы, повышение статуса офицера и гражданского персонала Вооруженных Сил.
Военная реформа на ее первом этапе потребует дополнительных (сверх обычных военных расходов) затрат из федерального бюджета. Такие затраты предусматриваются в федеральном бюджете на 1997 год. Это своего рода капитальные вложения в военную реформу, которые, как и любые инвестиции, дадут отдачу с некоторым временным лагом. В частности, через 2-3 года они позволят снизить ту часть бюджетных расходов на текущее содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, которая почти линейно зависит от их состава и численности. Высвобождаемые средства вместе с расширением бюджетных источников финансирования оборонных расходов в условиях устойчивого роста внутреннего валового продукта обеспечат наращивание государственных расходов на военные НИОКР, на оснащение армии и флота современным вооружением, на поддержание оборонной инфраструктуры.
При реализации конкретных направлений военной реформы в ходе формирования оборонных бюджетов страны по годам долгосрочной перспективы предлагается положить в основу следующую стратегию.
1997-2000 годы - реструктуризация военно-промышленного потенциала при сохранении его наиболее ценных элементов и критических технологий, стабилизация производства военной техники и поддержание процесса разработки новейших образцов оружия как основы модернизации Вооруженных Сил.
В соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Совета обороны Российской Федерации необходимо обеспечить:
структурную перестройку и определенное сокращение численности Вооруженных Сил и других войск;
концентрацию военного производства на небольшом количестве предприятий и в федеральных научно-производственных центрах;
создание в оборонном комплексе крупных диверсифицированных компаний (в том числе государственных) и финансово-промышленных групп для производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции. При этом жестко ограниченное количество оборонных предприятий будет переведено в разряд казенных. Такое преобразование будет проводиться только в случаях, когда диверсификация (частичная конверсия) производства по объективным причинам (узкоспециальный характер используемых технологий, высокая доля незагруженных мобилизационных мощностей, особая режимность и др.) невозможна, а потому доля государственного заказа в общем объеме производства и в перспективе неизбежно будет подавляющей.
В период реструктуризации доля расходов на национальную оборону во внутреннем валовом продукте должна возрасти по сравнению с 1995 годом, причем в общем объеме расходов на национальную оборону удельный вес текущих затрат на содержание Вооруженных Сил должен снизиться, а удельный вес затрат на НИОКР должен быть доведен до 14 процентов, расходов на закупки вооружения и военной техники - до 30-35 процентов расходов на национальную оборону. В расходах на капитальное строительство (по статье "Национальная оборона") увеличатся расходы на специальное строительство, в том числе на развитие оборонной инфраструктуры. В рамках текущих расходов на содержание Вооруженных Сил возрастет доля расходов на боевую и оперативную подготовку, на эксплуатацию в ремонт техники.
В 1997-2000 годах за счет средств, выделяемых на военную реформу сверх расходов на национальную оборону, должны прежде всего финансироваться затраты на обеспечение выходными пособиями и жильем увольняемых из Вооруженных Сил военнослужащих.
В настоящее время важное значение имеет непрерывность финансирования оборонных расходов. Наиболее остро эта проблема касается оборонной промышленности.