Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 54

передача объектов соцкультбыта от предприятий в ведение местных органов власти, что позволит направить на инвестиции освободившиеся средства предприятий;
создание финансово-промышленных групп для решения крупномасштабных задач реструктуризации;
подготовка предложений о запрещении использования амортизационных отчислений на другие нужды, кроме капитального строительства;
привлечение иностранных и отечественных инвесторов под гарантии предприятий, регионов, а также Правительства Российской Федерации;
осуществление реструктуризации товарной продукции предприятий цветной металлургии, перерабатывающих первичные металлы (алюминий, медь, титан, никель, магний и др.), направленной на обеспечение внутренних потребностей страны и конкурентоспособности продукции повышенной товарной готовности на внешнем рынке.
Технологическое обновление предприятий цветной металлургии в первую очередь должно быть направлено на расширение внедрения ресурсосберегающих технологий, снижение издержек производства и улучшение качества продукции.
Основными задачами в области технологического обновления являются:
использование автогенных процессов выплавки меди, свинца и никеля;
внедрение совмещенных процессов выплавки и прокатки сплавов цветных металлов;
установка агрегатов по прямому восстановлению меди и медных сплавов;
реконструкция алюминиевых заводов по электролизу на обожженных электродах.
Для удержания внутреннего рынка металлопродукции и экспортных поставок необходимо расширить практику заключения межотраслевых соглашений на взаимовыгодных условиях, в том числе:
внедрить Методические принципы расчета экономически обоснованных тарифов для предприятий алюминиевой промышленности и других категорий потребителей с целью перехода на заключение долгосрочных договоров между энергоемкими предприятиями цветной металлургии (алюминиевая, титано-магниевая, медно-никелевая подотрасли) и производителями электроэнергии (ГЭС, ТЭЦ, АЭС);
внедрить операции по переработке давальческого сырья (импортного и отечественного происхождения) на средне- и долговременной основе между поставщиками сырья и российскими предприятиями-переработчиками.
Будет продолжена работа по сертификации продукции цветной металлургии в соответствии с международными стандартами.

Удельный вес продукции, получаемой с применением прогрессивной технологии

(процентов)
┌─────────────────────────────────────────────────────────┬─────────────┐
│ Номенклатура продукции │ 2000 год │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│Алюминий │ 55-57 │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│Никель │ 24-25 │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│Медь │ 64-66 │
└─────────────────────────────────────────────────────────┴─────────────┘

Уровень использования производственных мощностей

(процентов)
┌──────────────────────────────────────────────────────┬────────────────┐
│ Номенклатура продукции │ 2000 год │
├──────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤
│Алюминий │ 97-98 │
├──────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤
│Никель │ 62-63 │
├──────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤
│Медь │ 73-74 │
└──────────────────────────────────────────────────────┴────────────────┘

5. Динамика реструктуризации

Численность работников по предприятиям цветной металлургии (в среднегодовом исчислении)

(тыс.чел.)
┌──────────────┬───────────────────┬────────────────────┬───────────────┐
│ 1997 год │ 1998 год │ 1999 год │ 2000 год │
├──────────────┼───────────────────┼────────────────────┼───────────────┤
│ 588 │ 582 │ 575 │ 569 │
└──────────────┴───────────────────┴────────────────────┴───────────────┘

Данные о намечаемых капитальных вложениях на предприятиях цветной металлургии за 1997-2000 годы

(млрд. рублей, в ценах 1995 года)
┌─────────────────────────┬───────────┬──────────┬───────────┬──────────┐
│ Показатели │ 1997 год │ 1998 год │ 1999 год │ 2000 год │
├─────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│Цветная металлургия -│ 5341,4 │ 5724,2 │ 6235,9 │ 6985,6 │
│всего │ │ │ │ │
├─────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│в том числе: │ 4301,8 │ 4632,5 │ 5056,9 │ 5665,2 │
│объекты производственного│ │ │ │ │
│назначения │ │ │ │ │
├─────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│объекты │ 1039,6 │ 1091,7 │ 1179,0 │ 1320,4 │
│непроизводственного │ │ │ │ │
│назначения │ │ │ │ │
├─────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│из общего объема за счет:│ 70,0 │ 72,6 │ 77,3 │ 84,5 │
│средств федерального│ │ │ │ │
│бюджета │ │ │ │ │
├─────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│собственных средств│ 3510,5 │ 3671,8 │ 3930,2 │ 4376,7 │
│предприятий │ │ │ │ │
├─────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│продажи государственной│ 1,05 │ 0,7 │ 0,2 │ - │
│доли акций на конкурсах │ │ │ │ │
├─────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│долгосрочных коммерческих│ 875,0 │ 1050,0 │ 1225,0 │ 1400,0 │
│кредитов (включая под│ │ │ │ │
│гос. гарантии по бюджету│ │ │ │ │
│развития) │ │ │ │ │
├─────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│иностранных инвестиций│ 191,9 │ 201,5 │ 217,6 │ 243,7 │
│(млн. долларов США) │ │ │ │ │
├─────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│иностранных инвестиций│ 884,8 │ 921,1 │ 1003,5 │ 1123,9 │
│(млрд. руб.)* │ │ │ │ │
└─────────────────────────┴───────────┴──────────┴───────────┴──────────┘
* Средневзвешенный курс, руб/USD за 1995 г. = 4985.
По экспертным оценкам средний проектный срок окупаемости инвестиций за счет поэтапного ввода мощностей, передачи объектов социальной сферы местным органам власти и исключения затрат на их строительство и содержание инфраструктуры в 1997-2000 годах составит:
по горнорудным предприятиям - 6-8 лет;
по предприятиям цветной металлургии - 4-5 лет.
Объем экспорта продукции цветной металлургии (без золота, алмазов, платиноидов и редкоземельных металлов) прогнозируется в размере:
5,85 млрд. долларов США - в 1997 году;
5,5 млрд. долларов США - в 1998 году;
5,2 млрд. долларов США - в 1999 году;
4,9 млрд. долларов США - в 2000 году.
В 1997 году ожидается рост экспорта алюминия, меди, никеля на 1-3 процента.
Объемы продукции предприятий цветной металлургии в процессе реструктуризации составят:
(трлн. рублей, в ценах 1995 г.)
┌─────────────────┬─────────────────┬───────────────────┬───────────────┐
│ 1997 год │ 1998 год │ 1999 год │ 2000 год │
├─────────────────┼─────────────────┼───────────────────┼───────────────┤
│ 60,9 │ 61,8 │ 63 │ 64,3 │
└─────────────────┴─────────────────┴───────────────────┴───────────────┘

Ожидаемая доля отечественного рынка, занятая продукцией отрасли

(процентов)
┌────────────────────────┬───────────┬──────────┬───────────┬───────────┐
│ Наименование продукции │ 1997 год │ 1998 год │ 1999 год │ 2000 год │
├────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Алюминий │ 98,8 │ 100 │ 100 │ 100 │
├────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Титан губчатый │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │
├────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Магний │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │
├────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Медь │ 88,6 │ 89,2 │ 87,2 │ 85,4 │
├────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Никель │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │
├────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Цинк │ 63 │ 64 │ 65 │ 65 │
├────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│Свинец │ 24 │ 24 │ 24 │ 24 │
└────────────────────────┴───────────┴──────────┴───────────┴───────────┘

6. Институциональные изменения в хозяйственных структурах подотраслей

В области приоритетных форм хозяйственных структур отрасли следует отметить, что в 1995 году в цветной металлургии практически завершено преобразование государственных промышленных предприятий в акционерные общества. В государственной собственности остаются в основном организации непроизводственного характера деятельности.
По всем остальным предприятиям утвержденные Госкомимуществом России и его территориальными органами планы приватизации предусматривают реализацию на аукционах и конкурсах всего пакета акций. На сегодня на чековых и денежных аукционах реализованы от 29 до 40 процентов акций. Остались в распоряжении Российского Фонда федерального имущества и его территориальных органов лишь пакеты акций, предусмотренные для продажи на инвестиционных конкурсах.
Следует отметить, что при исключении изменений внутриполитической ситуации, мировой экономической конъюнктуры, а также сохранении существующих тенденций развития экономики страны в цветной металлургии:
произойдут структурные изменения, направленные на вывод из эксплуатации нерентабельных горнорудных предприятий, а также вывод неэффективных производственных мощностей;
будут созданы и получат развитие финансово-промышленные группы, деятельность которых будет направлена на обеспечение потребности металлургии в инвестициях, а также объединяющие предприятия, связанные технологическими процессами и заинтересованные в развитии определенных видов металлопродукции; возрастет удельный вес экономически эффективных технологических процессов;