будут продолжать пользоваться спросом на внешнем рынке такие виды продукции цветной металлургии, как алюминий, никель, медная и алюминиевая фольга, медь, металлы редкоземельной и платиновой групп;
удельный вес металлургической продукции, получаемой с применением современных технологических процессов к 2000 году должен составить около 60 процентов.
Химический комплекс
1. Состояние отрасли
Химический комплекс является многоотраслевым. Его предприятия производят десятки тысяч видов продукции различного назначения. В комплексе по состоянию на начало 1996 года функционировало 633 крупных и средних промышленных предприятий и 110 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов (по кругу предприятий, входивших в состав бывшего Роскомхимнефтепрома) с общей численностью работающих 972 тыс. человек, в том числе промышленно-производственного персонала 967,9 тыс. человек. С учетом промышленности колхозов, малых и совместных предприятий в комплексе насчитывается 4451 предприятие (таблица 1).
В химическом комплексе создан значительный производственный потенциал. Стоимость основных промышленно-производственных фондов на конец 1995 года - 353 трлн. рублей. При этом 65% оборудования является морально и физически устаревшим, более 60% химических производств эксплуатируются более 25 лет, износ оборудования к началу 1996 года достиг 77%.
Использование производственных мощностей остается на низком уровне 15-50% из-за снижения спроса и низкой конкурентоспособности продукции.
По оценке доля продукции химического комплекса на внутреннем рынке составила в 1996 году около 66%.
В условиях сокращения внутреннего спроса особое значение для предприятий приобретает экспорт, который сдерживает темпы падения производства и служит источником валюты, необходимой для закупки сырья, полупродуктов и материалов. Объем экспорта в 1996 году составил около 5,5 млрд. долларов США. Данные по экспорту в натуральном выражении представлены в таблице 2.
Финансовое положение большинства предприятий комплекса остается крайне сложным. Почти 40% предприятий закончили 1996 год с убытком, при этом только 20% предприятий находятся в относительно устойчивом финансовом положении.
Рентабельность производства и общая масса прибыли в целом по химическому комплексу ниже аналогичных показателей 1995 года соответственно в 3,7 и 2,9 раза. Кредиторская задолженность предприятий комплекса достигла на конец 1996 года свыше 41 трлн. рублей (в 1995 году она составляла 23,2 трлн. рублей), в том числе по заработной плате - соответственно 1 трлн. рублей и 282 млрд. рублей.
В 1996 году поступление средств в федеральный бюджет составило порядка 9 трлн. рублей (в действующих ценах), из федерального бюджета - 0,4 трлн. рублей, задолженность по платежам составила на 1 октября 1996 года - 5,2 трлн. рублей.
Объем производственных инвестиций за счет всех источников составил в фактически действующих ценах в 1996 году 2626,9 млрд. рублей. Доля средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме финансирования производственного строительства составили всего 7,2%.
Доля инновационных проектов в общем объеме инвестиционных проектов увеличилась с 29,7% в 1994 году до 32% в 1996 году.
Технический уровень по большинству видов профилирующей продукции на внутреннем и внешнем рынках в настоящее время не отвечает современным требованиям. Более 40% общего объема экспорта химической продукции составляют минеральные удобрения и органические продукты (метанол).
Удельный вес продукции, получаемой с применением высоких технологий, в общем объеме продукции отрасли увеличился за 1994-1996 годы всего на 0,6%. Процент сертифицированной продукции за последние годы практически не изменился и в 1996 году составил менее 3%.
Уровень цен на основные виды химической продукции приблизился к мировым и даже превысил их (по азотным удобрениям, полиэтилену, поливинилхлориду и др.), что ведет к сокращению объемов производства.
2. Экономические и социальные проблемы отрасли
Наряду с проблемами общего характера (резкий спад производства, продолжающийся кризис неплатежей, тяжелое финансовое положение большинства предприятий) в отрасли сохраняются проблемы, связанные с высоким износом основных производственных фондов, низким уровнем их обновления, недостаточным внедрением передовых технологий, сложной экологической обстановкой, ростом социальной напряженности в регионах сосредоточения химических предприятий, подверженных депрессии.
Требуется решение вопросов сохранения высококвалифицированных кадров рабочих и инженерно-технических работников предприятий, работников научных организаций; обеспечения функционирования градообразующих химических предприятий.
3. Цели и направления реструктуризации
Основной целью реструктуризации химического комплекса является повышение эффективности работы предприятий на основе создания конкурентной среды, внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и активизации процессов инвестирования в высокоэффективные производства.
В рамках поставленной цели намечается осуществление следующих мер:
увеличение выпуска для внутреннего и внешнего рынков химической продукции;
расширение ассортимента и улучшение потребительских свойств социально-ориентированной химической продукции;
развитие импортозамещающих производств;
формирование экспортного потенциала химического комплекса;
инвестирование перспективных технологий и получение новых материалов для развития прогрессивных направлений в экономике;
проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ по приоритетным направлениям;
выработка и реализация мер по социальной защите высвобождаемых работников в связи с реструктуризацией предприятий;
повышение уровня профессионального обучения, селективная поддержка химических предприятий, определяющих ситуацию на рынке труда конкретных регионов.
4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации
Основные усилия предполагается направить на:
поддержание структурообразующих базовых производств химического комплекса за счет их модернизации, реконструкции и технического перевооружения;
сокращение числа неэффективных производств, перепрофилирование предприятий на выпуск продукции, пользующейся спросом;
дальнейшее развитие сырьевой базы для химических производств (фосфориты, калийный соли, известняк, титановые руды, бишофит и др.);
завершение строительства объектов и осуществление ввода тех из них, которые имеют важное значение для насыщения рынка необходимой конкурентоспособной продукцией (полиэфирный комплекс, поликарбонаты, мембранный каустик, озонобезопасные хладоны, поверхностно-активные вещества и др.);
перепрофилирование объектов или продажу морально устаревшего оборудования из-за длительных сроков строительства.
Инвестиционное обеспечение реструктуризации комплекса должно осуществляться на основе:
максимального использования собственных средств предприятий и широкого привлечения отечественных и иностранных инвесторов;
селективной государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий химического комплекса для решения проблем федерального значения (создание мощностей по производству озонобезопасных хладонов и сырья для них, полиэфирных и анидных волокон и полупродуктов для них, медицинских препаратов и сырья для них и др.);
государственной поддержки ограниченного числа предприятий и крупных мощностей для выпуска важнейшей продукции (АО "Комититан", новые припортовые сооружения для перегрузки химической продукции);
использования средств бюджетов субъектов Российской Федерации для развития мощностей по выпуску продукции для местных нужд и развития производственной инфраструктуры предприятий;
повышения роли субъектов Российской Федерации с учетом имеющегося накопленного опыта по реструктуризации промышленности, создания новых высокоэффективных производств и привлечения отечественных и иностранных инвесторов;
заключения региональных соглашений с иностранными и отечественными банками по проектному финансированию, компенсационным сделкам, взаимным поставкам продукции и использования для этих целей региональных ресурсов и предоставления гарантий администрации регионов;
использования в большей степени потенциала государств-участников СНГ для расширения кооперативных связей и взаимовыгодных поставок сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Предоставление благоприятных условий на рынках государств - участников СНГ, например, отмена налога на добавленную стоимость при поставке продукции в эти страны, как это имеет место при экспорте продукции в страны дальнего зарубежья;
совершенствования условий приватизации предприятий, имея в виду оценку объекта, соответствующую реальной рыночной стоимости и с учетом его ликвидности;
расширения привлечения средств населения для реализации высокоэффективных проектов путем выпуска облигационных займов.
5. Динамика реструктуризации
Реструктуризация химического комплекса позволит повысить эффективность использования производственного потенциала и обеспечить: