"Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 3. Башенные, стреловые несамоходные и мачтовые краны, краны-лесопогрузчики. РД 10-112-3-97" (утв. Специальным конструкторско-технологическим бюро башенного краност стр. 11

590 × 640 пикс.     Открыть в новом окне
591 × 640 пикс.     Открыть в новом окне
590 × 609 пикс.     Открыть в новом окне
592 × 417 пикс.     Открыть в новом окне

Приложение Ж3 Характерные дефекты и повреждения элементов электрооборудования и устройств безопасности

Приложение Ж3
Справочное
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕФЕКТЫ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И УСТРОЙСТВ БЕЗОПАСНОСТИ
Контролируемый   элемент Дефект, при котором   эксплуатация не допускается Вид контроля
1 2 3
1. Электродви-  гатель Отсутствие и неисправность  уплотнений крышек Осмотр
Износ щеток более 50%  паспортной величины Осмотр,  штангенциркуль
Сколы у щеток Осмотр
Тугое перемещение щеток в  щеткодержателях Перемещение щеток вручную
Слабое натяжение контактных  пружин Проверка вручную
Наличие царапин на контактор-  ных кольцах, коллекторах,  щетках Осмотр
2. Панели  управления Слабая затяжка электрических  соединений Проверка подерги- ванием проводов
Отсутствие "провала" контактовПроверка при  нажатии рукой
Нечеткость переключения  автоматических выключателей  и переключателей Проверка путем  ряда включений-  отключений  приборов
Отсутствие предохранителей  и электроизмерительных  приборов Осмотр
3. Блоки резис- торов Слабая затяжка болтовых  зажимов Осмотр, ключи
Касание перемычек с элементами или корпусами Осмотр
4. Тормозные  электромагниты  и гидротолка-  тели Заедание подвижной системы,  перекос штока Осмотр, перемеще- ние системы  вручную
Неплотное соприкосновение  поверхностей ярма и якоря,  отсутствие короткозамкнутого  витка на ярме (у магнитов  переменного тока) Осмотр
Слабая затяжка проводов  катушек и гидротолкателей -"-
5. Кабельный  барабан, ввод-  ной рубильник Тугое перемещение щеток в  щеткодержателях Перемещение щеток вручную
Нечеткость включения  рубильника Проверка путем  ряда включений-  отключений  рубильника
6. Командо-  контроллеры,  пульты управ-  ления Наличие заеданий, нечеткость  фиксации рукояток по позициям  (особенно на нулевой позиции) Проверка вручную
Отсутствие "растворов" и  "провалов" контактов Проверка вручную
Отсутствие приборов и  сигнальных ламп Осмотр
7. Монтажный  пульт Нечеткость фиксации  переключателей по позициям Проверка вручную
8. Концевые  выключатели Отсутствие "растворов" и  "провалов" контактов Проверка при  нажатии рукой
Отсутствие сальников в вводных патрубках Осмотр
9. Ограничитель грузоподъемнос- ти, указатель  вылета,  анемометр Несоответствие показаний  приборов фактическим данным Проверка под на-  грузкой на разных вылетах, сопос-  тавление с  показателями  контрольного  анемометра
Отсутствие пломб на релейном  блоке ограничителя и на  измерительном блоке анемометраОсмотр
10. Вспомога-  тельные уст-  ройства Нечеткость включения вспомо-  гательных устройств Проверка путем  ряда включений-  отключений
Отсутствие прожекторов в  соответствии с эксплуатацион-  ной документацией Осмотр
11. Электрообо- рудование  и устройства  безопасности  в целом Неудовлетворительное состояние элементов (отколы, неплотное  прилегание, неудовлетворитель- ный монтаж и др.) Осмотр
Слабая затяжка болтов, кабель- ных наконечников, зажимов Осмотр, ключи
Наличие нагара и коррозии на  контактах, контактных кольцах  и открытых токоведущих частях Осмотр
Несоответствие номинального  тока автоматических выключате- лей, полупроводниковых прибо-  ров, плавких вставок, контак-  торов пускателей параметрам,  указанным в технической  документации Осмотр

Приложение И3 Методика измерения перекоса поворотной опоры башенного крана

Приложение И3
Рекомендуемое
МЕТОДИКА
ИЗМЕРЕНИЯ ПЕРЕКОСА ПОВОРОТНОЙ ОПОРЫ БАШЕННОГО КРАНА
Методика распространяется на краны как с поворотной, так и с неповоротной башней и предназначена для определения перекоса (суммарного люфта или рабочего зазора) шариковой или роликовой поворотной опоры [опорно-поворотного устройства (ОПУ)] при проведении обследования или испытаниях крана в рабочем состоянии. Методика может использоваться при измерениях перекоса и других кранов.
Методика соответствует СТ СЭВ 3268.

И3-1. Общие положения

И3-1.1. Измерение перекоса ОПУ проводится для решения вопроса о возможности дальнейшей эксплуатации опоры.
Признаком предельного состояния, при котором опора не допускается к дальнейшей эксплуатации, является перекос (за счет технологического люфта опоры и износа ее дорожек катания) более 0,004.
И3-1.2. Измерения проводят на действующем кране, находящемся в рабочем состоянии, как в летний, так и в зимний период при температуре воздуха не ниже -20 °С, при ветре не более 10 м/с.
И3-1.3. Положение поворотной части крана по отношению к неповоротной (в плане) - произвольное.
И3-1.2. Перед проведением измерений необходимо убедиться, что все болты крепления опоры имеются в наличии и затянуты моментом, отвечающим эксплуатационной документации.

И3-2. Объем, последовательность и порядок проведения работ

И3-2.1. Для измерения величины перекоса фи опоры производятся замеры линейных перемещений противоположных точек А и Б полуобойм (см. рис. И3-1) опоры, жестко закрепленных к поворотной части крана, относительно его венца, закрепленного к неповоротной части.
Линейные перемещения определяются по разнице измерений при ненагруженном кране и с номинальной нагрузкой на крюке.
И3-2.2. Перемещения в каждой точке измеряются в вертикальной плоскости, проходящей через ось симметрии стрела - противовес, с помощью двух индикаторов часового типа или иным способом.
Индикаторы устанавливаются неподвижно на неповоротной части крана на штативах по оси симметрии поворотная платформа (противовесная консоль) - стрела на одинаковом расстоянии от центра вращения опоры или внешней вертикальной поверхности полуобойм опоры.
Места под установку основания штативов индикаторов и места упора их наконечников должны быть очищены от грязи. Ножки индикаторов должны быть расположены вертикально наконечниками вверх с упором их в нижний лист поворотной части.
Перемещения определяются как среднеарифметическая величина по показаниям индикаторов при трехкратном подъеме-опускании груза.
Расстояние l, мм, между точками, где производятся замеры, равно:
l = Д + 2ДЕЛЬТА l,
где:
Д - внешний диаметр полуобойм, мм;
ДЕЛЬТА l - расстояние от полуобоймы до оси ножки индикатора, мм.
И3-2.3. Измерение расстояний l, Д и ДЕЛЬТА l производят с помощью металлической линейки, рулетки, штангенциркуля и угольника. Проще измерять расстояние l с учетом внешнего диаметра Д колец полуобойм опоры и двух расстояний ДЕЛЬТА l от наружной вертикальной стенки полуобойм до оси ножки индикатора.
Расстояние ДЕЛЬТА l следует выбирать минимальным, необходимым для установки индикатора.
И3-2.4. Установку индикаторов рекомендуется проводить после того, как предназначенный для подъема груз уложен в исходное положение для подъема и застроплен. При этом ножка заднего (со стороны противовеса) индикатора должна быть при установке утоплена примерно на 5 мм, переднего (со стороны стрелы) - на 1 - 2 мм, а нулевое деление "0" поворотной шкалы индикатора - совмещено с его стрелкой.
544 × 252 пикс.     Открыть в новом окне

Приложение К3 Метод отбора проб (образцов) для определения химсостава и механических свойств металла

Приложение К3
Рекомендуемое
МЕТОД
ОТБОРА ПРОБ (ОБРАЗЦОВ) ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХИМСОСТАВА
И МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МЕТАЛЛА
К3-1. Для проведения химического анализа металла основных несущих элементов в целях стандартного определения марки стали от каждого элемента обследуемого узла берут на анализ от 20 до 30 г стружки <*>.
--------------------------------
<*> При сложности отбора указанного количества металла по рекомендации СКТБ БК могут быть использованы опытные методы, при которых объем отбираемого металла может составлять 15 - 20 куб. мм при площади образца не менее 5 кв. мм.
Стандартный отбор проб для химического анализа металла производится в соответствии с требованиями ГОСТ 7565 "Чугун, стали и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава" и осуществляется при обследовании металлоконструкций крана.
К3-1.1. Место, с которого берется стружка, должно быть предварительно очищено от пыли, грязи, смазочных материалов и зачищено до металлического блеска. Стружка отбирается засверливанием отверстия при температуре не ниже 10 °С. Диаметр сверла d = 5 - 8 мм, но не более полуторной толщины элемента (листа, профиля, трубы) анализируемого узла. Расстояние между отверстием и краем элемента должно быть не менее 5d (как правило, не менее 25 мм).