Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" стр. 11

2. Гастроэнтерология. М., Медицина. 1985, тт. I, II, III.
3. Клиническая нефрология. М., Медицина, 1983, тт. I, II.
4. Клиническая иммунология и аллергология. М., Медицина, 1986, тт. I, II, III.
5. Руководство по пульмонологии. Л., Медицина, 1984.
6. Руководство по кардиологии. М., Медицина, 1982, тт. I-IV.
7. Руководство по гематологии. М., Медицина, 1985, тт. I, II.
8. Руководство по эндокринологии. М., Медицина, 1973.
9. Руководство по СГ и ОЗ в 2-х томах (под ред. Ю.Л.Лисициана). М., Медицина, 1987.
10. Поликлиническое дело (под ред. В.А.Миняева). М., Медицина, 1987.

1.3. Квалификационная характеристика специалиста врача-терапевта подросткового

В соответствии с требованиями специальности врач-терапевт подростковый должен знать и уметь:

1. Общие знания

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- общие вопросы организации терапевтической помощи в стране, работу лечебно-профилактических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому населению и подросткам;
- анатомо-физиологические особенности организма подросткового возраста, причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития и клинические проявления;
- основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса, возможные типы их нарушений и принципы лечения;
- систему кроветворения и гемостаза, физиологию и патофизиологию свертывающей системы крови, основы кровезаместительной терапии;
- основы иммунобиологии и реактивности организма;
- определение уровня физического и полового развития;
- клинику, симптоматику и патогенез основных терапевтических заболеваний у подростков и взрослых, их профилактику, диагностику и лечение;
- клиническую симптоматику пограничных состояний в терапевтической клинике;
- общие и функциональные методы исследования в терапии, пульмонологии, кардиологии, гастроэнтерологии, нефрологии и эндокринологии; специальные методы исследования в терапии (рентгенологические, радиологические, ультразвуковые, эндоскопические и др.);
- основы фармакотерапии в клинике внутренних болезней, механизм действия основных групп лекарственных веществ, осложнения, вызванные применением лекарств;
- основы рационального питания, принципы диетотерапии у терапевтических больных;
- организацию служб интенсивной терапии и реанимации в терапевтической клинике, оборудование палат интенсивной терапии и реанимации;
- применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
- противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;
- вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, организации ВТЭ; вопросы профориентации и профотбора;
- профилактику и раннее выявление случаев употребления наркотических средств, алкоголя;
- диспансерное наблюдение за больными, проблемы профилактики заболеваний;
- медицинское обеспечение подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР;
- принципы организации медицинской службы гражданской обороны;
- порядок передачи подростков из детских лечебно-профилактических учреждений в поликлиники для взрослых;
- формы и методы санитарно-просветительной работы.

2. Общие умения

- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии;
- оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры для выведения его из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную помощь;
- определить специальные методы исследования (лабораторные, функциональные, инструментальные), необходимые для уточнения диагноза, правильно оценить полученные данные, определить показания для госпитализации;
- провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;
- провести необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционного заболевания;
- определить степень нетрудоспособности больного (временная, стойкая), организовать перевод на другую работу;
- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;
- составить план и провести санитарно-просветительную работу.

3. Специальные знания и умения

Врач-терапевт подростковый должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:
Заболевания сердечно-сосудистой системы
- нейроциркуляторная дистония;
- нарушение ритма и проводимости сердца;
- острая и хроническая недостаточность кровообращения (лево- и правожелудочковая, комбинированная);
- врожденные и приобретенные пороки сердца (открытый артериальный проток, дефекты перегородок сердца, коарктация аорты, синдром Эйзенмегера, митральный стеноз и недостаточность митрального клапана, аортальный стеноз и недостаточность клапанов аорты); пролапс митрального клапана;