Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе" стр. 4

предоставление пособий и безвозмездных ссуд;
предоставление жилой площади для постоянного расселения из специально создаваемого государственного жилищного фонда, а в случае необходимости выделение мигрантам земельных участков под жилищное строительство;
предоставление мест в стационарных учреждениях социального обслуживания (дома - интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома-интернаты);
обеспечение социально-бытовым обслуживанием через службы срочной социальной помощи, отделения надомного обслуживания и территориальные центры;
создание центров реабилитации;
создание домов матери и ребенка.
3. Разработка системы готовности к массовому приему вынужденных мигрантов при возникновении чрезвычайных ситуаций, предусматривающей следующие мероприятия:
развертывание полевых пунктов первичного приема на основе быстровозводимых конструкций;
организация учета и регистрации;
организация транспортных перевозок мигрантов к местам временного или постоянного расселения;
организация медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания;
организация питания;
обеспечение одеждой и обувью.
Работа в условиях чрезвычайных ситуаций проводится федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и правоохранительными органами по специально разработанной схеме взаимодействия.
4. Создание механизма первичного приема и контроля лиц, ходатайствующих о признании их беженцами или вынужденными переселенцами. Прием лиц, ищущих убежища, требует разработки механизма работы с этими категориями мигрантов от момента пересечения государственной границы Российской Федерации и приезда в конкретный регион России до момента получения ими соответствующего статуса.
Создание такого механизма позволит обеспечить:
контроль и учет лиц, ходатайствующих о признании их беженцами или вынужденными переселенцами;
санитарно-эпидемиологическое благополучие беженцев и вынужденных переселенцев, а также населения принимающих территорий;
депортацию лиц, не имеющих оснований претендовать на признание их беженцами или вынужденными переселенцами;
регулирование потоков вынужденных мигрантов.
5. Создание системы первичного приема лиц, ходатайствующих о признании их беженцами или вынужденными переселенцами.
Для организации работы с лицами, обратившимися с ходатайством о признании их беженцами или вынужденными переселенцами, необходимо организовать и обеспечить деятельность пунктов первичного приема, во время пребывания в которых будет осуществляться решение вопроса о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца и в случае регистрации ходатайства - выдача желающим направлений в центры временного размещения. В этих пунктах должен осуществляться обязательный санитарно-эпидемиологический контроль.
6. Создание центров временного размещения.
Содержание в центрах временного размещения включает обеспечение временным жильем, медицинскую и лекарственную помощь, бытовое обслуживание, питание, обеспечение местами в общеобразовательных учреждениях, профессиональную и языковую переподготовку.
Для социально незащищенных категорий мигрантов, а также в отдельных исключительных случаях территориальные органы ФМС России могут принимать решение о бесплатном содержании и предоставлении услуг. Кроме того, при необходимости вынужденные мигранты обеспечиваются одеждой и предметами хозяйственного обихода.
В центрах временного размещения предоставляется возможность получения юридических и социально-психологических консультаций, а также обеспечивается реализация мероприятий по охране общественного порядка.
Центры временного размещения должны быть рассчитаны на пребывание в них от 300 до 1000 вынужденных мигрантов.
7. Создание механизма расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев.
Для создания специального механизма расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев необходимо учесть складывающуюся в регионе межнациональную ситуацию, различную плотность населения, климатические особенности, перспективы развития инфраструктуры и создания рабочих мест, согласовав данные вопросы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.
В целях стимулирования переселения в малонаселенные и удаленные территории следует разработать систему дифференцированной финансовой поддержки в зависимости от предложенных и выбранных беженцами и вынужденными переселенцами мест для постоянного проживания. Предусматривается организация межведомственного взаимодействия, предоставления ссуд, компенсаций за оставленное жилье и т.д.
Необходимо создать механизм выделения земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов и компактных поселений, предусмотреть создание целевого земельного фонда для размещения поселений беженцев и вынужденных переселенцев. Целесообразно создать специальный государственный жилищный фонд для вынужденных мигрантов, не подлежащий приватизации в течение определенного периода.
Наряду с этим для решения жилищных вопросов вынужденных мигрантов на основе альтернативных источников финансирования могут развиваться коммерческие формы деятельности по обмену жилья, находящегося на территории России и других государств.
8. Разработка и внедрение адаптационных программ, направленных на повышение степени приживаемости мигрантов.
Адаптационные программы должны включать мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке вынужденных мигрантов; консультации психологов; систему медицинской помощи; создание сети общеобразовательных учреждений и дошкольного воспитания; осуществление социального обслуживания, включающего консультирование беженцев и вынужденных переселенцев по различным вопросам в сфере социальной ориентации, а также специальную подготовку лидеров групп мигрантов и внештатных работников социальных служб; разработку специальных образовательных программ (языковой подготовки, культурной ориентации и т.д.), дополнительных мероприятий для категории лиц со значительными различиями в уровне социальной ориентации, культуры и национальных традициях по отношению к населению принимающей территории.
Меры государственного содействия приживаемости мигрантов должны быть направлены на облегчение адаптации. В этих целях следует шире внедрять в практику коллективные переселения, строительство компактных поселений, создание товариществ и землячеств, культурных национальных центров.
9. Обеспечение занятости вынужденных мигрантов.
Работа по обеспечению занятости мигрантов осуществляется территориальными органами ФСЗ России совместно с территориальными органами ФМС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Для обеспечения занятости вынужденных мигрантов необходимо:
содействие в трудоустройстве и переподготовке в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
создание новых рабочих мест и организация самозанятости мигрантов в предпринимательской сфере, малом бизнесе, фермерском хозяйствовании, строительном комплексе и бытовом обслуживании;
выделение субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств (использование бюджетных средств, выделяемых на Программу, средств ФСЗ России, кредитов Банка России, кредитов финансовой ассоциации, создаваемой в рамках выполнения Программы, средств, выделяемых Международной организацией по миграции (МОМ), Управлением Верховного комиссара по делам беженцев при ООН (УВКБ ООН) и другими международными организациями).
В целях обеспечения занятости целесообразно в местах временного размещения вынужденных мигрантов, их компактных поселений одновременно создавать государственные малые предприятия.
Предусмотренные законами Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" различия в обязательствах государства по отношению к беженцам и вынужденным переселенцам предполагают дифференциацию в подходах к практической работе.

Вынужденные переселенцы

Направления практической работы по оказанию помощи вынужденным переселенцам:
1. Обеспечение временным жильем части вынужденных переселенцев, не имеющих родственников и знакомых на территории прибытия, посредством их размещения в пунктах первичного приема.
2. Направление лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, по их желанию в центры временного размещения.
3. Организация размещения и обустройства в местах нового постоянного жительства вынужденных переселенцев.
Постоянное расселение может осуществляться как индивидуально, так и на групповой основе. При индивидуальном расселении предусматривается обеспечивать в соответствии с действующим законодательством регистрацию граждан по выбранному месту жительства на предоставленной в установленном порядке жилплощади, на жилой площади родственников и знакомых, а также содействовать приобретению жилья в частную собственность или индивидуальному жилищному строительству путем предоставления долговременных беспроцентных возвратных ссуд.
При компактном расселении оказывается безвозмездная помощь на создание инженерной и социальной инфраструктуры.