Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе" стр. 6

3. Экономическое регулирование внешней трудовой миграции на основе:
создания условий, стимулирующих перевод на родину валютных средств трудящихся - мигрантов из числа граждан Российской Федерации, сохранности этих средств и возможности их беспрепятственного получения в той валюте, в какой они переводились, обеспечения аккумуляции и инвестирования этих средств в российскую экономику;
отработки механизма возмещения расходов федерального бюджета по депортации нелегальных трудящихся-мигрантов;
предоставления кредитов для реэмигрантов под создание новых и модернизацию существующих рабочих мест в сфере малого бизнеса России.
Кроме того, предполагается реализация мероприятий по информационному и научно-методическому обеспечению внешней трудовой миграции, а также развитию международного сотрудничества в этой области.
Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 8 июня 1993 года N 539 "Об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей" определены меры по квотированию привлекаемой иностранной рабочей силы и лицензированию деятельности организаций, трудоустраивающих российских граждан за рубежом.

Мероприятия Программы по решению проблем внешней трудовой миграции

┌──────────────────────────┬────────────┬───────────┬───────────────────┐
│ Содержание мероприятий │ 1994 год │ 1995 год │ Ответственные │
│ │ │ │ исполнители │
├──────────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────────────┤
│Разработать нормативную│ * │ * │ФМС России │
│базу экономического│ │ │Минэкономики России│
│регулирования внешней│ │ │ФСЗ России │
│трудовой миграции │ │ │Минфин России │
│ │ │ │Минюст России │
│ │ │ │ГТК России │
│ │ │ │ │
│Разработать предложения по│ │ │ФМС России │
│созданию Центрального бюро│ │ │ФСЗ России │
│по внешней трудовой│ │ │Минфин России │
│миграции и иностранной│ │ │Минюст России МИД│
│рабочей силе │ │ │России │
│ │ │ │ │
│Подготовить предложения по│ │ * │ФМС России │
│развитию института│ │ │МИД России │
│советников по вопросам│ │ │Минфин России │
│миграции в посольствах│ │ │ │
│(консульствах) Российской│ │ │ │
│Федерации в иностранных│ │ │ │
│государствах │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработать механизм│ │ * │Минтруд России │
│выделения целевых│ │ │Минфин России │
│бюджетных ассигнований для│ │ │ФМС России │
│выполнения Россией│ │ │ │
│обязательств по соглашению│ │ │ │
│между Правительством СССР│ │ │ │
│и СРВ "О направлении и│ │ │ │
│приеме вьетнамских граждан│ │ │ │
│на профессиональное│ │ │ │
│обучение и работу на│ │ │ │
│предприятиях и в│ │ │ │
│организациях СССР" от 2│ │ │ │
│апреля 1981 г. в части│ │ │ │
│отправки на родину граждан│ │ │ │
│СРВ, а также контроля за│ │ │ │
│использованием этих│ │ │ │
│средств │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Подготовить предложения о│ * │ * │ФМС России │
│льготном кредитовании│ │ │Минэкономики России│
│работодателей, создающих│ │ │Банк России │
│новые и модернизирующих│ │ │ФСЗ России │
│существующие рабочие места│ │ │ │
│для реэмигрантов │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Провести анализ конвенций│ * │ * │ФМС России │
│Международной организации│ │ │Минтруд России │
│труда (МОТ) и других│ │ │МИД России │
│международных актов по│ │ │ │
│вопросам внешней трудовой│ │ │ │
│миграции и подготовить│ │ │ │
│предложения о│ │ │ │
│целесообразности │ │ │ │
│присоединения к ним│ │ │ │
│Российской Федерации │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Подготовить проекты│ * │ * │ФМС России │
│двусторонних │ │ │Минтруд России │
│межправительственных и│ │ │МИД России │
│межведомственных │ │ │Минсотрудничество │
│соглашений по│ │ │России │
│регулированию внешней│ │ │Миннац России │
│трудовой миграции │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Организовать проведение│ * │ │ФМС России │
│международной конференции│ │ │МИД России │
│по проблеме трудовой│ │ │МВЭС России │
│эмиграции российских│ │ │ │
│граждан за границу и│ │ │ │
│привлечения иностранной│ │ │ │
│рабочей силы в Российскую│ │ │ │
│Федерацию │ │ │ │
└──────────────────────────┴────────────┴───────────┴───────────────────┘
┌──────────────────────────┬────────────┬───────────┬───────────────────┐
Примечание. Звездочки (*) означают год выполнения мероприятия.

2.6. Незаконная миграция и организация иммиграционного контроля

Система иммиграционного контроля является составной частью проводимой государственной миграционной политики, обеспечивающей защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в решении вопросов, касающихся выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, выбора местожительства. Органы иммиграционного контроля обеспечивают соблюдение иностранцами правил транзитного проезда через территорию страны и осуществляют меры по предотвращению незаконной миграции.
Для каждой категории иностранцев определяются паспортно-визовой режим, объем и требования иммиграционного контроля. В этой связи требуются разработка и принятие федерального закона, регламентирующего въезд в страну и выезд из страны различных категорий иностранцев.
Для организации системы иммиграционного контроля необходимо:
1. Создать систему иммиграционного контроля в пропускных пунктах на основных воздушных, морских и сухопутных путях въезда на территорию страны.
2. Организовать при пунктах иммиграционного контроля места для временного содержания лиц, въехавших в страну с нарушением паспортно-визового режима.
3. Разработать комплекс мер по развитию института советников по вопросам миграции в посольствах (консульствах) Российской Федерации в зарубежных странах с наиболее интенсивными иммиграционными потоками.
4. Создать единую систему учета всех категорий мигрантов, прибывших или убывших из страны.
Система иммиграционного контроля осуществляет:
контроль за въездом (выездом) иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища, и транзитных пассажиров;
учет, идентификацию различных категорий мигрантов в пунктах иммиграционного контроля;
организацию депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, въехавших в страну с поддельными документами или не попадающих под статус беженцев, либо сообщивших о себе ложные сведения;
разработку и осуществление мер по предотвращению незаконной миграции;
поддержание рабочих контактов с иммиграционными службами стран "нового" и "старого зарубежья".
Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года N 2145 "О мерах по введению иммиграционного контроля" определен комплекс мер по его организации в Российской Федерации.

Мероприятия Программы по организации иммиграционного контроля

┌──────────────────────────┬───────────┬────────────┬───────────────────┐
│ Содержание мероприятий │ 1994 год │ 1995 год │ Ответственные │
│ │ │ │ исполнители │
├──────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────────┤
│Разработать проект│ * │ │ФМС России │
│постановления │ │ │ФПС - Главкомат │
│Правительства Российской│ │ │Минюст России │
│Федерации "Об утверждении│ │ │МИД России │
│Положения об│ │ │МВД России │
│иммиграционном контроле на│ │ │ │
│государственной границе│ │ │ │
│Российской Федерации" │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Подготовить проект│ * │ * │ФМС России │
│межправительственного │ │ │МИД России │
│соглашения о│ │ │ФПС России │
│сотрудничестве государств│ │ │ФСК России │
│- участников СНГ в сфере│ │ │ │
│регулирования миграционных│ │ │ │
│процессов и исключения│ │ │ │
│незаконной миграции │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработать проект│ * │ │ФМС России │
│постановления │ │ │МВД России │
│Правительства Российской│ │ │ФСК России │
│Федерации "О транзитных│ │ │ │
│пассажирах", │ │ │ │
│предусматривающего │ │ │ │
│сокращение срока│ │ │ │
│безвизового пребывания│ │ │ │
│иностранцев на территории│ │ │ │
│России │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработать процедуру│ │ * │МВД России │
│депортации лиц, в│ │ │ФСК России │
│отношении которых│ │ │ФМС России │
│применяются ограничения на│ │ │Минтранс России │
│право въезда и пребывания│ │ │ │
│в Российской Федерации, и│ │ │ │
│иммигрантов, въехавших в│ │ │ │
│страну с нарушением│ │ │ │
│паспортно-визового режима │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Подготовить предложения по│ * │ │ФМС России │
│подготовке кадров для│ │ │Госкомвуз России │
│системы иммиграционного│ │ │ │
│контроля │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработать предложения по│ * │ │ФМС России │
│изменению законодательства│ │ │Минюст России │
│Российской Федерации,│ │ │Минтранс России │
│предусматривающие усиление│ │ │ │
│ответственности │ │ │ │
│иностранных юридических и│ │ │ │
│физических лиц за доставку│ │ │ │
│в Россию незаконных│ │ │ │
│иммигрантов │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Создать пункты│ │ │ФМС Россия │
│иммиграционного контроля и│ │ │Минтранс России │
│места временного│ │ │органы │
│содержания мигрантов в│ │ │исполнительной │
│аэропортах г.Москвы: │ │ │власти субъектов│
│ │ │ │Российской │
│ │ │ │Федерации │
│ │ │ │ │
│Шереметьево-1, Внуково,│ * │ │ │
│Домодедово, │ │ │ │
│ │ │ │ │
│в аэропорту Пулково│ * │ │ │
│г.Санкт-Петербурга, │ │ │ │
│ │ │ │ │
│в морском порту│ * │ │ │
│г.Санкт-Петербурга, │ │ │ │
│ │ │ │ │
│в аэропорту г.Минеральные│ │ │ │
│Воды, │ │ │ │
│ │ │ │ │
│в морском порту│ * │ │ │
│г.Новороссийска, │ │ │ │
│ │ │ │ │
│в морском порту│ * │ │ │
│г.Владивостока, │ │ │ │
│ │ │ │ │
│в морском порту г. Находки│ * │ │ │
│ │ │ │ │
└──────────────────────────┴───────────┴────────────┴───────────────────┘
┌──────────────────────────┬───────────┬────────────┬───────────────────┐
Примечание. Звездочки (*) обозначают год выполнения мероприятия.
В дальнейшем планируется создание сети пунктов иммиграционного контроля на государственной границе со странами Балтии, в Калининградской области, в Краснодарском крае, а также с Монголией и Китаем.

2.7. Внутренняя социально-экономическая миграция

Регулирование внутренней миграции требует разработки мероприятий по следующим направлениям:
создание принципиально новой концепции освоения северных и восточных районов с учетом происходящего в них оттока населения;
решение комплекса проблем, связанных с обустройством и трудоустройством мигрантов, выезжающих из районов нового освоения;
создание правовой и социально-экономической базы привлечения и закрепления населения в сельской местности в условиях земельной реформы, включая разработку организационных форм и изменение механизма финансового обеспечения переселения, а также систему льгот для переселенцев в сельскую местность;
разработка и реализация правовых механизмов защиты прав нетитульного населения*(4) в республиках в составе Российской Федерации и автономных образованиях;
разработка мер по рациональному этнодемографическому развитию поселений в условиях формируемых рыночных отношений;
разработка концепции возвращения репрессированных народов в места их исторического проживания с учетом возможности реализации их компактного поселения.

Мероприятия Программы по координации потоков внутренней социально-экономической миграции

┌──────────────────────────┬───────────┬────────────┬───────────────────┐
│ Содержание мероприятий │ 1994 год │ 1995 год │ Ответственные │
│ │ │ │ исполнители │
├──────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────────┤
│Разработка комплексной│ * │ * │Минэкономики России│
│программы освоения│ │ │Миннац России │
│слабозаселенных северных и│ │ │Роскомзем │
│восточных территорий│ │ │Минстрой России │
│Российской Федерации │ │ │Минсельхозпрод │
│ │ │ │России │
│ │ │ │ФМС Россия │
│ │ │ │Минтруд России │
│ │ │ │Минфин России │
│ │ │ │Госкомсанэпиднадзор│
│ │ │ │России │
│ │ │ │ │
│Разработка предложений по│ * │ │Минтруд России │
│введению системы льгот и│ │ │Минсоцзащиты России│
│социальных гарантий для│ │ │Минфин России │
│вынужденных мигрантов,│ │ │Миннац России │
│переселяющихся в районы│ │ │Минэкономики России│
│Севера, Сибири и Дальнего│ │ │ФМС России │
│Востока, а также│ │ │ │
│установлению │ │ │ │
│дополнительных льгот и│ │ │ │
│стимулов, направленных на│ │ │ │
│сдерживание оттока│ │ │ │
│населения из этих районов │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка комплекса мер в│ * │ * │Минсельхозпрод │
│рамках │ │ │России │
│социально-экономических │ │ │Минэкономики России│
│программ по возрождению│ │ │Минфин России │
│села и аграрного сектора│ │ │Минтруд России │
│на базе новых форм│ │ │ФСЗ России │
│собственности и│ │ │ФМС России │
│хозяйствования │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка комплекса мер│ * │ * │Минюст России │
│на основе установления│ │ │Минэкономики России│
│правовых норм,│ │ │Минфин России │
│регулирующих │ │ │ФМС России │
│этнодемографическое │ │ │ │
│развитие городов │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка концепции│ * │ * │Минэкономики России│
│распределения потоков│ │ │Роскомзем │
│внутренней │ │ │Миннац России│
│социально-экономической │ │ │Минстрой России │
│миграции, включая│ │ │ФМС России │
│процессы, связанные с│ │ │ │
│реабилитацией │ │ │ │
│репрессированных народов │ │ │ │
└──────────────────────────┴───────────┴────────────┴───────────────────┘
┌──────────────────────────┬───────────┬────────────┬───────────────────┐
Примечание. Звездочки (*) означают год выполнения мероприятия.

2.8. Организационное обеспечение программы и подготовка кадров

Комплексность миграционных проблем, включающая вопросы строительства, финансирования, землепользования, социального обеспечения, государственной безопасности, медицинского обеспечения, санитарно-эпидемиологического контроля, содействия занятости, правового регулирования и межгосударственных отношений, предполагает сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, общественных объединений и благотворительных фондов.
Перечень вопросов, подлежащих совместному решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждений и организаций всех форм собственности, общественных объединений и благотворительных фондов, приведен в приложении N 5.
Кроме координации решения задач в рамках Федеральной миграционной программы, необходимо участие органов ФМС России в оказании содействия деятельности других федеральных органов исполнительной власти, затрагивающей в той или иной мере интересы мигрантов, по выполнению различных отраслевых программ. Перечень таких программ указан в приложении N 6.
Практика организации работы с различными категориями мигрантов требует качественно нового развития системы межведомственного взаимодействия и выработки межотраслевых механизмов реализации государственной миграционной политики, что обусловливает необходимость повышения роли ФМС России в решении проблем миграции.
В рамках реализации Программы целесообразно создать межведомственную комиссию из представителей федеральных органов исполнительной власти для оперативного решения миграционных проблем с привлечением к ее работе на различных этапах работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Развитие государственной системы управления миграционными процессами предполагает формирование единой сети территориальных органов ФМС России, включая оснащение их необходимым оборудованием, в том числе информационно-вычислительной техникой.
Новый подход к организации регулирования миграционных процессов, расширение задач в этой области требуют системного подхода к проблеме профессиональной подготовки кадров федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанных с решением миграционных проблем.