Основным направлением решения этой задачи является отбор конкретных регионов, перспективных для коллективного расселения (Приложения N 2 и N 3), с учетом следующих критериев:
наличия свободных земель, пригодных как для строительства жилья, так и для производственной деятельности;
необходимости сохранения сложившейся этнической целостности местного населения;
нецелесообразности расселения в районах повышенного риска по природным условиям, а также с неблагоприятной экологической обстановкой;
нецелесообразности расселения в сложившихся курортных зонах, на отдельных курортах, а также в населенных пунктах, имеющих статус памятников культуры и заповедных зон;
нецелесообразности расселения в районах, где невозможно расширение производственных площадей, развитие сельского хозяйства и сферы услуг, а также с высокой плотностью населения и его трудоизбыточностью;
нецелесообразности расселения в районах со сложной социальной ситуацией.
Беженцы
Оказание помощи беженцам должно учитывать конечные цели их приезда в Российскую Федерацию - временное или транзитное пребывание, а также безвозвратное, предполагающее поселение на территории Российской Федерации.
При работе с беженцами следует учитывать ряд условий:
цели миграции (репатриация, выезд в третьи страны, достижение самообеспечения на территории России по временным трудовым соглашениям, получение российского гражданства);
причины, ситуацию и условия выезда из своих стран лиц, ищущих убежища;
различия в уровне социальной ориентации, культуры и национальных традициях по отношению к населению страны приема;
наличие заболеваний, представляющих эпидемиологическую опасность.
В соответствии с конечной целью, обозначенной беженцем, ему может быть предоставлен:
кратковременный режим пребывания - право временного проживания (на три месяца);
долговременный режим пребывания.
Обязательства государства перед беженцами, имеющими долговременный режим пребывания, должны прекращаться при достижении целей предоставления убежища, но не позднее, чем через три года после признания их беженцами на территории Российской Федерации.
В случае сохранения статуса беженца должны осуществляться специально разработанные проекты расселения и вовлечения беженцев в нормальную жизнь на новых местах для достижения ими уровня обеспеченности, сопоставимого с уровнем обеспеченности местного населения.
Помощь беженцам может включать:
размещение в пунктах первичного приема. Для этих целей могут использоваться те же пункты первичного приема, что и для приема вынужденных переселенцев;
содержание в центрах временного размещения для иностранцев;
организацию расселения на места постоянного жительства путем предоставления беженцам жилых помещений из специального жилищного фонда на условиях аренды, оказания им содействия при вступлении в жилищные кооперативы, в индивидуальном жилищном строительстве без предоставления финансовой помощи из бюджетных источников.
В ходе подготовки настоящей Программы с целью снижения расходов федерального бюджета в 1993 году организованы акционерные общества по оказанию помощи мигрантами из Латвии и Эстонии в получении жилья в России, в том числе путем обмена; создан оздоровительно-реабилитационный центр на базе пансионата "Ватутинки" для беженцев и вынужденных переселенцев.
Мероприятия Программы по оказанию помощи вынужденным мигрантами
┌───────────────────────────┬───────────┬───────────┬───────────────────┐
│ Содержание мероприятия │ 1994 год │ 1995 год │ Ответственные │
│ │ │ │ исполнители │
├───────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────────────┤
│Подготовить нормативные│ * │ │ФМС России │
│акты по вопросам приема,│ │ │Минюст России │
│признания, размещения,│ │ │МИД России │
│обустройства беженцев и│ │ │МВД России │
│вынужденных переселенцев,│ │ │ │
│порядку и размерам выплат│ │ │ │
│за проезд, провоз багажа,│ │ │ │
│компенсаций за оставленное│ │ │ │
│имущество │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработать методические│ * │ │ФМС России │
│указания по рассмотрению│ │ │Минюст России │
│ходатайства о признании│ │ │МИД России │
│беженцем и вынужденным│ │ │ │
│переселенцем │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработать и утвердить│ │ * │ФМС России │
│формы статистических│ │ │Госкомстат России │
│документов, необходимых для│ │ │ │
│реализации Законов│ │ │ │
│Российской Федерации "О│ │ │ │
│беженцах" и "О вынужденных│ │ │ │
│переселенцах" │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Подготовить проекты│ * │ * │ФМС России │
│межгосударственных │ │ │Минсотрудничество │
│соглашений с государствами│ │ │России │
│- республиками бывшего│ │ │МИД России │
│Союза ССР по вопросам│ │ │Миннац России │
│регулирования переселения и│ │ │ │
│защиты прав переселенцев │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Организовать: │ │ │ФМС России │
│ │ │ │органы │
│52 пункта первичного приема│ * │ │исполнительной │
│лиц, ходатайствующих о│ │ │власти субъектов│
│признании их беженцами или│ │ │Российской │
│вынужденными переселенцами;│ │ │Федерации │
│ │ │ │ │
│25 центров временного│ * │ │ │
│размещения беженцев и│ │ │ │
│вынужденных переселенцев из│ │ │ │
│государств - республик│ │ │ │
│бывшего Союза ССР │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Организовать семь-десять│ * │ * │ФМС России │
│центров временного│ │ │органы │
│размещения мигрантов из│ │ │исполнительной │
│иностранных государств (без│ │ │власти субъектов│
│учета государств -│ │ │Российской │
│республик бывшего Союза│ │ │Федерации │
│ССР), ходатайствующих о│ │ │ФСК России │
│признании их беженцами │ │ │Минобороны России │
│ │ │ │МИД России │
│ │ │ │ │
│Разработать порядок│ * │ │ФМС России │
│оказания нуждающимся│ │ │Минэкономики России│
│вынужденным мигрантам│ │ │Минздравмедпром │
│материальной и финансовой│ │ │России │
│помощи (денежное пособие,│ │ │Минфин России │
│медикаменты одежда, обувь,│ │ │Росконтракт │
│детское питание и т. д.) │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Помещение в стационарные│ │ * │Минсоцзащиты России│
│учреждения социального│ │ │Минобразование │
│обслуживания и детские дома│ │ │России │
│одиноких инвалидов и│ │ │ФМС России │
│пенсионеров по старости,│ │ │ │
│включая одинокие семейные│ │ │ │
│пары, а также детей-сирот│ │ │ │
│из числа беженцев и│ │ │ │
│вынужденных переселенцев │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Развитие │ │ │ФМС России │
│оздоровительно-реабилитаци-│ │ │Минздравмедпром │
│онного центра "Ватутинки" │ │ │России │
│ │ │ │Минсоцзащиты России│
│ │ │ │ │
│Ежегодная корректировка│ * │ * │ФМС России │
│концепции расселения на│ │ │Госстрой России │
│постоянное место жительства│ │ │Роскомзем │
│беженцев и вынужденных│ │ │МИД России │
│переселенцев по регионам│ │ │ │
│России │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Организация строительства│ * │ * │органы │
│компактных поселений для│ │ │исполнительной │
│расселения на постоянное│ │ │власти субъектов│
│место жительства беженцев и│ │ │Российской │
│вынужденных переселенцев │ │ │Федерации │
│ │ │ │Роскомзем Госстрой│
│ │ │ │России │
│ │ │ │Минэкономики России│
│ │ │ │ФМС России │
│ │ │ │ │
│Выделение земельных│ │ │органы │
│участков, которые могут│ │ │исполнительной │
│быть предоставлены беженцам│ │ │власти субъектов│
│и вынужденным переселенцам│ │ │Российской │
│для строительства жилья,│ │ │Федерации │
│производственной и│ │ │ФМС России │
│хозяйственной деятельности │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Выделение регионам,│ * │ * │Роскомторг │
│осуществляющим массовый│ │ │Росконтракт │
│прием беженцев и│ │ │ФМС России │
│вынужденных переселенцев,│ │ │ │
│дополнительных │ │ │ │
│централизованно │ │ │ │
│распределяемых │ │ │ │
│продовольственных и│ │ │ │
│непродовольственных товаров│ │ │ │
│ │ │ │ │
│Включение в состав│ * │ * │Роскомторг │
│федеральных и региональных│ │ │Росконтракт │
│фондов продовольственных и│ │ │Минэкономики России│
│непродовольственных товаров│ │ │ФМС России │
│объемов товаров для│ │ │ГКАП России │
│удовлетворения потребностей│ │ │ │
│беженцев и вынужденных│ │ │ │
│переселенцев (на случай│ │ │ │
│чрезвычайных ситуаций) │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Создание государственного│ * │ * │органы │
│жилищного фонда для│ │ │исполнительной │
│социально незащищенной│ │ │власти субъектов│
│категории беженцев и│ │ │Российской │
│вынужденных переселенцев │ │ │Федерации │
│ │ │ │ФМС России │
│ │ │ │ │
│Создание при центрах│ * │ * │Госкомимущество │
│временного размещения и в│ │ │России │
│местах компактного│ │ │территориальные │
│поселения мигрантов│ │ │органы ФМС России и│
│государственных малых│ │ │ФСЗ России │
│предприятий для обеспечения│ │ │ГКАП России │
│рабочими местами беженцев и│ │ │ │
│вынужденных переселенцев │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Организация курсов│ * │ * │территориальные │
│профессиональной подготовки│ │ │органы ФСЗ России и│
│и переподготовки беженцев и│ │ │ФМС России │
│вынужденных переселенцев с│ │ │ │
│учетом избранного вида│ │ │ │
│деятельности │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Подготовка проекта│ * │ │ФМС России │
│постановления Правительства│ │ │ФСЗ России │
│Российской Федерации "О│ │ │Госкомимущество │
│создании условий для│ │ │России │
│обеспечения занятости│ │ │ │
│вынужденных мигрантов" │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка порядка│ * │ │ФМС России │
│предоставления субсидий для│ │ │ │
│развития малого│ │ │ │
│предпринимательства │ │ │ │
│мигрантов │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Организация акционерных│ * │ * │ФМС России │
│обществ по обмену жилья│ │ │ │
│мигрантов, расположенного│ │ │ │
│на территории России и│ │ │ │
│других государств │ │ │ │
└───────────────────────────┴───────────┴───────────┴───────────────────┘
┌───────────────────────────┬───────────┬───────────┬───────────────────┐
Примечание. Звездочки (*) означают год выполнения мероприятия.
2.4. Внешняя миграция
Для организации управления процессами внешней миграции необходимо осуществить следующие меры:
научное обоснование и прогнозирование эмиграционных и иммиграционных потоков, их причин, изменений, последствий, влияния на социальную обстановку и миграционную ситуацию;
разработка единой системы учета всех компонентов внешней миграции;
расширение связей и развитие сотрудничества с соотечественниками и русскоязычными общинами (ассоциациями, землячествами, культурными и научно-промышленными обществами и другими), а также создание основ для поддержания производственной и хозяйственной деятельности соотечественников, условий для их интеграции в экономическую жизнь России;
решение вопросов, касающихся реализации и защиты прав соотечественников и представление в установленном порядке интересов соотечественников за рубежом, защита их законных прав и интересов;
разработка предложений по предотвращению процесса "утечки умов" за границу и привлечению в Российскую Федерацию в основном высококвалифицированных иностранных работников, преимущественно из числа этнических россиян;
осуществление сотрудничества с иностранными государствами, международными и межправительственными организациями путем участия в международных форумах по проблемам гуманизации отношения к соотечественникам;
содействие сохранению и возвращению на Родину исторических ценностей и культурного наследия России.
Мероприятия по решению проблем внешней миграции включают меры, изложенные в приведенном выше перечне мероприятий Программы по оказанию помощи вынужденным мигрантам, а также ряд дополнительных мероприятий.
Дополнительные мероприятия Программы по решению проблем внешней миграции
┌──────────────────────────┬────────────┬───────────┬───────────────────┐
│ Содержание мероприятий │ 1994 год │ 1995 год │ Ответственные │
│ │ │ │ исполнители │
├──────────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────────────┤
│Разработка порядка│ * │ * │ФМС России │
│нахождения иностранцев в│ │ │МВД России │
│пунктах временного│ │ │ФПС - Главкомат │
│пребывания, инструкций,│ │ │МИД России │
│памяток и других│ │ │ │
│регламентирующих │ │ │ │
│документов │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка предложений по│ * │ * │ " │
│пресечению незаконной│ │ │ │
│миграции │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка нормативных и│ * │ │ФМС России │
│учетных (личных)│ │ │Госкомсанэпиднадзор│
│документов, касающихся│ │ │России │
│приобретения статуса│ │ │Минздравмедпром │
│беженца, приема и│ │ │России │
│содержания иностранных│ │ │МИД России │
│граждан и лиц без│ │ │ │
│гражданства, ищущих│ │ │ │
│убежища, в организуемых│ │ │ │
│для них пунктах │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Составление прогнозов│ * │ * │ФМС России │
│потоков внешней миграции│ │ │МИД России │
│по численному,│ │ │МВД России │
│национальному, │ │ │Минтруд России │
│профессиональному, │ │ │Госкомстат России │
│социальному, │ │ │ │
│демографическому составу │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка адаптационных и│ * │ * │ФМС России │
│учебных программ,│ │ │Минобразование │
│организация их выполнения│ │ │России │
│в центрах временного│ │ │ФСЗ России │
│размещения иностранцев,│ │ │Минкультуры России │
│ищущих убежища │ │ │ │
└──────────────────────────┴────────────┴───────────┴───────────────────┘
┌──────────────────────────┬────────────┬───────────┬───────────────────┐
Примечание. Звездочки (*) означают год выполнения мероприятия.
2.5. Внешняя трудовая миграция
При решении задач внешней трудовой миграции следует учитывать необходимость:
признания и последовательного соблюдения прав человека и гражданина на свободу перемещения, свободный выбор страны пребывания и места работы, а также возвращения на родину;
обеспечения равенства трудовых прав мигрантов с правами граждан принимающей страны;
обеспечения равенства гражданских, трудовых и социальных прав российских граждан вне зависимости от того, в какой стране протекает их профессиональная деятельность.
Для организации управления процессами внешней трудовой миграции следует реализовать комплекс следующих мер:
1. Формирование институциональной структуры внешней трудовой миграции (приложение N 4), которое предусматривает совершенствование системы внешней трудовой миграции и организацию межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, государственных и негосударственных структур, осуществляющих деятельность в области внешней трудовой миграции на федеральном и региональных уровнях.
2. Создание нормативно-правовой базы в области внешней трудовой миграции путем заключения с зарубежными странами соглашений, регулирующих комплекс вопросов внешней трудовой миграции, разработки примерного перечня требований к трудовым контрактам между российскими работодателями и иностранными работниками.