разработка адаптированных к конкретным условиям временных санитарно-эпидемиологических нормативов;
обеспечение территорий, принимающих беженцев, вынужденных переселенцев достаточным количеством вакцин, моющих и дезинфицирующих средств.
3. Обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями приема, временного и постоянного проживания беженцев, вынужденных переселенцев, других категорий мигрантов.
4. Научное обеспечение совершенствования системы наблюдения за состоянием коллективного иммунитета населения территорий, принимающих вынужденных мигрантов.
Реализация намеченных мероприятий будет осуществляться на основе разработки региональных программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия беженцев, вынужденных переселенцев, других категорий мигрантов, а также населения принимающих территорий.
Санитарно-эпидемиологические мероприятия Программы
┌──────────────────────────┬────────────┬───────────┬───────────────────┐
│ Содержание мероприятий │ 1994 год │ 1995 год │ Ответственные │
│ │ │ │ исполнители │
├──────────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────────────┤
│Ретроспективный анализ│ * │ │ФМС России │
│показателей состояния│ │ │Госкомсанэпиднад- │
│здоровья коренного│ │ │зор России │
│населения, включая│ │ │Минздравмедпром │
│демографические │ │ │России │
│показатели, инфекционную,│ │ │Минприроды России │
│паразитарную и│ │ │органы │
│соматическую │ │ │исполнительной │
│заболеваемость: по│ │ │власти субъектов│
│обращаемости, с временной│ │ │Российской │
│утратой трудоспособности,│ │ │Федерации │
│по результатам│ │ │ │
│медосмотров, диспансерного│ │ │ │
│учета, профессиональной│ │ │ │
│заболеваемости результатам│ │ │ │
│скрининговых исследований,│ │ │ │
│состоянию медобслуживания│ │ │ │
│населения │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Ретроспективный анализ│ * │ * │Госкомсанэпиднад- │
│заболеваемости вынужденных│ │ │зор России │
│мигрантов для│ │ │Минздравмедпром │
│прогнозирования роста│ │ │России │
│заболеваемости на│ │ │ФМС России │
│территориях их размещения│ │ │ │
│и принятия соответствующих│ │ │ │
│профилактических мер │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Создание при пунктах│ * │ * │Госкомсанэпиднад- │
│приема и размещения│ │ │зор России │
│беженцев и вынужденных│ │ │ФМС России │
│переселенцев, других│ │ │ │
│категорий мигрантов│ │ │ │
│санитарных пропускников в│ │ │ │
│зависимости от массовости│ │ │ │
│потоков беженцев и│ │ │ │
│вынужденных переселенцев │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Организация обязательных│ * │ * │Минздравмедпром │
│профилактических │ │ │России │
│медицинских осмотров│ │ │ФМС России │
│беженцев, вынужденных│ │ │ │
│переселенцев, других│ │ │ │
│категорий мигрантов │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Организация и проведение│ * │ │Госкомсанэпиднад- │
│профилактических прививок│ │ │зор России │
│с учетом прививочного│ │ │Минздравмедпром │
│статуса и возраста: │ │ │России │
│ │ │ │ │
│внедрение индивидуального│ * │ * │ФМС России │
│медико-эпидемиологического│ │ │ │
│сертификата беженца и│ │ │ │
│вынужденного переселенца;│ │ │ │
│постоянное снабжение│ │ │ │
│необходимым количеством│ │ │ │
│вакцин пунктов приема│ │ │ │
│беженцев, вынужденных│ │ │ │
│переселенцев, где│ │ │ │
│осуществляется прививочная│ │ │ │
│работа │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Организация гигиенического│ * │ * │Госкомсанэпиднад- │
│обучения и воспитания│ │ │зор России │
│населения, внедрение мер│ │ │ │
│личной профилактики среди│ │ │ │
│вынужденных мигрантов │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка системы мер по│ * │ * │Госкомсанэпиднад- │
│охране материнства и│ │ │зор России │
│детства, в том числе по│ │ │Минтруд России │
│условиям труда женщин,│ │ │ │
│размещению детей в│ │ │ │
│организованных │ │ │ │
│коллективах, организации│ │ │ │
│питания детей │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Обеспечение территорий,│ * │ * │Госкомсанэпиднад- │
│принимающих беженцев,│ │ │зор России │
│вынужденных переселенцев,│ │ │ФМС России │
│необходимым количеством│ │ │ │
│моющих и дезинфицирующих│ │ │ │
│средств │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка временных│ * │ │Госкомсанэпиднад- │
│санитарно-эпидемиологичес-│ │ │зор России │
│ких нормативов │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Ежегодное уточнение│ * │ * │ФМС России │
│территорий, благополучных│ │ │Минприроды России │
│для приема и размещения│ │ │Госкомсанэпиднад- │
│беженцев, вынужденных│ │ │зор России │
│переселенцев, с целью│ │ │ │
│наиболее целесообразного│ │ │ │
│направления потоков│ │ │ │
│мигрантов и обеспечения их│ │ │ │
│санитарно-эпидемиологи-че-│ │ │ │
│ского благополучия, а│ │ │ │
│также населения│ │ │ │
│территорий, принимающих│ │ │ │
│эти потоки │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Обеспечение │ * │ * │Госкомсанэпиднад- │
│государственного │ │ │зор России │
│санитарно-эпидемиологичес-│ │ │ФМС России │
│кого надзора за условиями│ │ │ │
│временного или постоянного│ │ │ │
│проживания, организацией│ │ │ │
│питания, │ │ │ │
│коммунально-бытового │ │ │ │
│обслуживания беженцев,│ │ │ │
│вынужденных переселенцев,│ │ │ │
│проведения гигиенических и│ │ │ │
│противоэпидемических │ │ │ │
│мероприятий │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Внесение соответствующих│ * │ * │Госкомсанэпиднад- │
│коррективов в│ │ │зор России │
│разработанные программы│ │ │ │
│профилактических │ │ │ │
│мероприятий с учетом│ │ │ │
│складывающейся │ │ │ │
│санитарно-эпидемиологичес-│ │ │ │
│кой обстановки и│ │ │ │
│проведенных научных│ │ │ │
│исследований │ │ │ │
└──────────────────────────┴────────────┴───────────┴───────────────────┘
┌──────────────────────────┬────────────┬───────────┬───────────────────┐
Примечание. Звездочки (*) означают год выполнения мероприятия.
2.11. Информационное обеспечение и прогнозирование миграционных процессов
Формирование миграционной политики неразрывно связано с учетом возникающих объективных изменений и целей управления процессами миграции и определения подходов к прогнозированию возникновения и распределения миграционных потоков.
В настоящее время в условиях уникальных экономических преобразований традиционно применяемые методы прогнозирования не дают должного эффекта. Поэтому стоит задача создания модели развития миграционных процессов с учетом особенностей социально-экономического развития Российской Федерации.
Следует разработать систему формирования единого банка данных по существующим потокам мигрантов и регулярного проведения прогнозных расчетов, экспертных оценок и социологических исследований.
Создание единого банка данных необходимо увязать с проводимой в настоящее время работой по созданию общегосударственной системы автоматизированного документирования и учета населения, а также учитывать разработанные системы информационного обеспечения федеральных органов исполнительной власти.
Для успешной реализации Программы необходимо обеспечить все заинтересованные органы государственной власти информацией, характеризующей процессы миграции населения и сопряженные с ними социально-экономические и политические процессы.
В целях создания и успешного функционирования автоматизированной информационной системы "Миграция" необходимо, в первую очередь, формирование единой информационной сети органов ФМС России. Данная информационная база, дополненная необходимыми сведениями Госкомстата России, ФСЗ России, МВД России, МИД России и других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, станет основой создания единого банка данных.
Информационное обеспечение Программы предусматривает сбор и обмен информацией по следующим направлениям:
I. Поступление в ФМС России учетно-статистической информации.
1. Информация о перемещениях основных контингентов мигрантов, характеризующая:
внутриреспубликанскую миграцию (данные собираются через систему органов МВД России, разрабатываются Госкомстатом России);
процессы перемещения беженцев и вынужденных переселенцев (данные собираются через систему территориальных органов ФМС России во взаимодействии с МВД России);
въезд и выезд, внешнюю миграцию в целом (данные собираются системой иммиграционного контроля ФМС России, пограничными и таможенными службами, органами МВД России, поступают в ФМС России и Госкомстат России).
2. Информационное обеспечение работы с беженцами и вынужденными переселенцами включает в себя информацию:
о пунктах первичного приема и иммиграционного контроля;
о центрах временного размещения;
о государственном жилищном фонде;
о целевом земельном фонде;
о выдаче ссуд и льготных кредитов (учетно-контрольная);
о возможностях расселения на постоянное место жительства.
Информационное обеспечение осуществляется по специальной программе, разработанной совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающей форму, общие показатели, механизм сбора и предоставления информации.
3. Информация о потенциальных мигрантах.
Основанием для разработки превентивных мероприятий по вынужденному переселению граждан на территорию России служит информация, аккумулируемая советниками по вопросам миграции в посольствах (консульствах) Российской Федерации в государствах - республиках бывшего Союза ССР и оперативно пересылаемая в ФМС России.
4. Информационное обеспечение работы по внешней трудовой миграции и въезду иностранной рабочей силы включает в себя сбор информации:
о вакансиях за рубежом (в рамках межгосударственных соглашений, путем использования печатных изданий и т.д.);
о свободных рабочих местах и вакантных должностях внутри страны (через систему территориальных органов ФМС России и ФСЗ России).
Необходима разработка порядка регламентации информации о внешней трудовой миграции в средствах массовой информации.
II. Сбор и анализ информации об осуществлении миграционной политики в субъектах Российской Федерации.
III. Информирование населения о ситуации в предполагаемых местах расселения в регионах Российской Федерации, в том числе о конъюнктуре на региональных рынках труда и жилья, об экономической и социальной инфраструктуре, о правах беженцев и вынужденных переселенцев, трудящихся-мигрантов.
IV. Научно-информационное обеспечение организационно-управленческих мероприятий:
организация научных исследований в области информационного обеспечения регулирования процессов миграции;
разработка прогнозных оценок миграционных процессов;
разработка прогнозных моделей миграционного поведения населения.
V. Создание и функционирование автоматизированной информационной системы "Миграция".
В 1993 году начат выпуск информационного бюллетеня по проблемам миграции.
Мероприятия по информационному обеспечению Программы
┌──────────────────────────┬───────────┬────────────┬───────────────────┐
│ Содержание мероприятий │ 1994 год │ 1995 год │ Ответственные │
│ │ │ │ исполнители │
├──────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────────┤
│Организация научных│ * │ * │ФМС России │
│разработок по проблемам│ │ │ │
│прогноза, регулирования│ │ │ │
│миграционных потоков,│ │ │ │
│приема и размещения│ │ │ │
│вынужденных мигрантов (по│ │ │ │
│отдельному плану) │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Создание базы данных по│ * │ * │ФМС России │
│параметрам, │ │ │Госкомстат России │
│характеризующим │ │ │ │
│миграционные процессы │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка статистических│ * │ * │ФМС России │
│и учетных форм по сбору и│ │ │Госкомстат России │
│обработке информации │ │ │Статкомитет СНГ │
│ │ │ │ │
│Приобретение системных│ * │ * │ФМС России │
│средств и готовых пакетов│ │ │ │
│прикладных программ для│ │ │ │
│оснащения подразделений│ │ │ │
│ФМС России │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка │ * │ │ФМС России │
│автоматизированной │ │ │МВД России │
│информационной системы│ │ │ФСК Россия │
│"Миграция" │ │ │РАН │
│ │ │ │ │
│Создание информационной│ * │ │ФМС России │
│сети с модемной связью │ │ │Минсвязи России │
│ │ │ │ │
│Организация выпуска│ * │ * │ФМС России │
│информационных бюллетеней│ │ │ │
│по проблемам миграции │ │ │ │
└──────────────────────────┴───────────┴────────────┴───────────────────┘
┌──────────────────────────┬───────────┬────────────┬───────────────────┐
Примечание. Звездочки (*) означают год выполнения мероприятия.
2.12. Финансово-экономическое обеспечение программы
Финансовая незащищенность вынужденных мигрантов, отсутствие соглашений Российской Федерации со странами выезда о компенсациях, необходимость создания сети пунктов иммиграционного контроля, первичного приема и центров временного размещения, а также государственного жилищного фонда требуют целевого обеспечения.