Прогнозные оценки ФМС России по объемам затрат по годам показывают следующую тенденцию выделения бюджетных ассигнований на решение задач миграционной политики: если в 1992 году было выделено 12,4 млрд. руб., в 1993 году - 43,5 млрд. руб. (из предусмотренных почти 135 млрд. руб.), то в 1994 году необходимо выделить 177,6 млрд. руб. (с учетом индекса цен - около 2 трлн. руб.), а потребность на 1995 год составит не менее 250 млрд. руб. (без учета индекса цен).
Предусмотренные Программой работы и расходы будут уточнены в соответствии с размерами средств, определенными федеральным бюджетом на 1994 год.
_____________________________
*(1) Характеристика миграционных потоков, основные понятия и термины, употребляемые в настоящей Программе, приведены в приложении N 1.
*(2) Иностранцы - граждане иностранных государств и лица без гражданства.
*(3) Социально незащищенная категория мигрантов - одинокие пенсионеры и одинокие инвалиды, матери - одиночки с детьми до трех лет, дети - сироты, многодетные семьи с тремя и более детьми до 18 лет.
*(4) Нетитульное население - население, относящееся к этническим группам, не имеющим национально-территориальных образований в составе государства.
Приложение N 1
к Федеральной миграционной программе
к Федеральной миграционной программе
Характеристика миграционных потоков, понятия и термины, употребляемые в Федеральной миграционной программе
Деятельность федеральных органов исполнительной власти по реализации Федеральной миграционной программы не предполагает введение новых понятий и определений, а выделение пяти основных миграционных потоков использовано для разработки сходных механизмов работы с различными категориями мигрантов.
Под миграцией следует понимать совокупность различных по своей природе территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства.
Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя), виду (возвратная или безвозвратная).
В свою очередь:
вынужденная миграция может быть внешняя (лица, ищущие убежища, в том числе беженцы) и внутренняя (перемещенные лица, вынужденные переселенцы), возвратная и безвозвратная;
внешняя миграция может быть добровольная (в том числе экономическая) и вынужденная, возвратная и безвозвратная;
внутренняя миграция может быть добровольной (в том числе экономической) и вынужденной (вынужденные переселенцы, переселенцы из зон экологических бедствий), возвратной и безвозвратной;
незаконная миграция может быть внешней и внутренней, а по причинам - также вынужденной и добровольной;
внешняя трудовая миграция относится к внешней, добровольной возвратной, может быть незаконной.
Переселение рассматривается как безвозвратный вид миграции.
Совокупность территориальных перемещений, совершающихся в определенное время в рамках той или иной территориальной системы, составляет миграционный поток.
В миграционном потоке можно выделить различные категории мигрантов, имеющих ряд общих признаков или являющихся носителями определенных свойств, далее называемых субъектами миграции.
1. Субъектами внешней миграции являются:
эмигранты - граждане России, выезжающие с ее территории в силу политических, экономических и этнических причин, а также по личным мотивам (воссоединение семей, брак);
эмигранты - лица, ранее прибывшие на территорию Российской Федерации и получившие статус беженцев либо вынужденных переселенцев, выезжающие с территории России;
эмигранты - граждане бывшего Союза ССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации, но не являющиеся гражданами России, выезжающие с ее территории;
эмигранты транзитные - граждане бывшего Союза ССР, не являющиеся гражданами России, постоянно проживающие в государствах - республиках бывшего Союза ССР и прибывающие в Россию с целью упрощения процедуры выезда в третьи страны;
иммигранты - иностранцы, прибывающие или желающие прибыть в Россию в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о предоставлении им статуса беженца в соответствии с Конвенцией ООН 1951 года и Протоколом к ней 1967 года;
иммигранты транзитные - иностранцы, прибывающие в Россию с целью упрощения процедуры выезда в третьи страны.
2. Субъектами вынужденной миграции являются лица, ищущие убежища на территории России:
граждане бывшего Союза ССР;
граждане государств - республик бывшего Союза ССР, в том числе граждане Российской Федерации;
граждане других государств;
лица без гражданства (апатриды);
лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).
3. Субъектами внутренней социально-экономической миграции являются граждане Российской Федерации и лица, находящиеся в России на законных основаниях, осуществляющие перемещения по ее территории.
4. Субъектами незаконной миграции являются:
эмигранты неконтролируемые - граждане России, выезжающие с территории государств - республик бывшего Союза ССР в другие иностранные государства;
эмигранты нелегальные - граждане России, нелегальным способом выезжающие за рубеж или пересекающие государственную границу Российской Федерации с иностранными государствами (за исключением границы с государствами - республиками бывшего Союза ССР);
иммигранты незаконные, к которым относятся:
иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их намерениям;
иностранцы, въезжающие по поддельным документам;
иностранцы, прибывающие в страну нелегально, в том числе через государства - республики бывшего Союза ССР.
5. Лицо, в отношении которого применяются ограничения на право въезда и пребывания в Российской Федерации:
лицо, которому закрыт или ограничен въезд на территорию Российской Федерации ввиду совершения им противоправных действий;
лицо, являющееся членом организаций, представляющих угрозу национальной безопасности или общественному порядку;
лицо, являющееся гражданином зарубежного государства, которому запрещен въезд по политическим мотивам;
лицо, которому ограничен въезд по причинам медицинского и санитарно-эпидемиологического характера.
6. Субъектами внешней трудовой миграции являются лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются (трудящиеся-мигранты).
Приложение N 2
к Федеральной миграционной программе
к Федеральной миграционной программе