Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе" стр. 9

Кроме того, требуются значительные финансовые средства для решения проблем распределения миграционных потоков и обеспечения защиты прав мигрантов, а также для создания новых производств и рабочих мест в целях обеспечения занятости прибывающих мигрантов, решения проблемы "утечки умов".
Источниками возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством мигрантов, будут являться:
поступления из федерального бюджета (выплата единовременных пособий беженцам и вынужденным переселенцам, средства на создание и содержание пунктов первичного приема и центров временного размещения, расходы на проезд и провоз багажа к месту временного и постоянного жительства беженцев и вынужденных переселенцев, средства на выдачу ссуд на строительство жилья, создание рабочих мест и социальной инфраструктуры для мигрантов, включая реэмигрантов);
средства на оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам (обустройство в местах нового постоянного жительства), получаемые из специальных финансовых фондов под представляемые ФМС России программы по жилищному строительству;
средства банков, получаемые ФМС России под отдельные проекты по жилищному обустройству беженцев и вынужденных переселенцев;
средства федеральных органов исполнительной власти на обустройство вынужденных переселенцев на постоянном месте жительства в связи с привлечением их для работы на предприятиях соответствующих отраслей;
целевые инвестиции российских, зарубежных и международных неправительственных организаций.
В ряде случаев могут использоваться отчисления от прибыли предприятий, создаваемых для обеспечения занятости вынужденных мигрантов.
Основными принципами при распределении средств являются следующие:
финансовая помощь в обустройстве и занятости вынужденных переселенцев;
финансовая поддержка беженцев;
финансовое стимулирование постоянного расселения мигрантов в малозаселенных районах с недостаточно развитой инфраструктурой.
Организация постоянного финансового контроля за использованием выделенных средств требует разработки системы мер, предусматривающей степень ответственности сторон, периодичность отчетов территориальных органов ФМС России, организаций, учреждений и объединений на основе заключения договоров и контрактов, ревизий и аудиторских проверок.
Для реализации финансово-экономического обеспечения Программы необходимо следующее:
образовать специальный денежный фонд "Земля";
разработать механизм привлечения инвестиций, рационального использования выделенных бюджетных средств, повышения эффективности размещения средств, направляемых на различные проекты;
обеспечить распределение средств на:
а) оказание мигрантам первичной помощи в виде пособий, оплаты проезда, приобретения одежды, медикаментов;
б) временное обустройство на территории России: создание пунктов иммиграционного контроля, первичного приема, центров временного размещения, а также на содержание в них мигрантов;
в) постоянное обустройство на новом месте жительства: формирование специального жилищного фонда, строительство жилья для социально незащищенных категорий мигрантов, создание инфраструктуры компактных поселений, выдача беспроцентных ссуд на строительство жилья, формирование целевого земельного фонда;
г) создание рабочих мест;
д) оказание помощи общественным объединениям, занимающимся проблемами беженцев.
Целесообразно создать ассоциацию для решения проблем финансово-экономического обеспечения реализации миграционных программ федерального уровня.
Ассоциация будет также решать вопросы, связанные со страхованием жизни и имущества мигрантов, привлечением инвестиций, выделением дотаций для особо нуждающихся мигрантов, осуществлением банковских операций по обеспечению процессов переселения, защиты прав трудящихся-мигрантов.
Кроме того, целесообразно привлечь к решению финансово-экономических проблем ряда категорий мигрантов средства внебюджетных фондов.
Специфика развития миграционных процессов предполагает расширение сферы финансово-экономической деятельности на территории государств - республик бывшего Союза ССР, осуществления ряда мер по защите интересов россиян за рубежом и сдерживанию потока вынужденных мигрантов.

Мероприятия по финансово-экономическому обеспечению Программы

┌──────────────────────────┬────────────┬───────────┬───────────────────┐
│ Содержание мероприятий │ 1994 год │ 1995 год │ Ответственные │
│ │ │ │ исполнители │
├──────────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────────────┤
│Разработка механизма│ * │ │ФМС России │
│стимулирования расселения│ │ │ │
│вынужденных мигрантов в│ │ │ │
│малоосвоенных районах │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка предложений и│ * │ │ФМС России Минфин│
│технико-экономического │ │ │России Минэкономики│
│обоснования по созданию│ │ │России │
│ассоциации │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Подготовка предложений по│ * │ │ФМС России │
│регулярной индексации│ │ │ │
│финансовых средств,│ │ │ │
│выделяемых для реализации│ │ │ │
│мероприятий Программы, с│ │ │ │
│периодом не более полугода│ │ │ │
│в целях предотвращения│ │ │ │
│последствий инфляции │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка механизма│ * │ │Минфин России ФМС│
│финансового контроля │ │ │России │
│ │ │ │ │
│Разработка предложений по│ * │ │ФМС России │
│созданию условий для│ │ │ │
│привлечения инвестиций в│ │ │ │
│сферу миграции │ │ │ │
└──────────────────────────┴────────────┴───────────┴───────────────────┘
┌──────────────────────────┬────────────┬───────────┬───────────────────┐
Примечание. Звездочки (*) означают год выполнения мероприятия.
В результате проведения программных мероприятий будет осуществлено следующее:
организован прием, регистрация и размещение до 400 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев в год;
всем особо нуждающимся вынужденным мигрантам выдано единовременное денежное пособие;
созданы условия для временного размещения нуждающихся в этом вынужденных мигрантов - на 52 территориях организованы пункты первичного приема и на 25 территориях - центры временного размещения (всего на 5500 чел.);
обеспечены жильем 100 тыс. социально незащищенных вынужденных мигрантов ежегодно;
выданы ссуды 50 тыс. семей вынужденных переселенцев на строительство или приобретение жилья ежегодно;
оказана финансовая помощь в строительстве жилья при компактном расселении 200 тыс. человек;
создана система иммиграционного контроля, организованы условия для приема и размещения иностранцев, ищущих убежища;
создана правовая база, регулирующая вопросы миграции и определяющая правовой режим мигрантов всех категорий;
созданы условия для эффективной внешней трудовой миграции и привлечения иностранной рабочей силы;
создана автоматизированная информационно-справочная система, осуществляющая автоматизированный сбор, обмен и хранение сведений о различных категориях мигрантов, оперативный подбор возможных мест расселения, вакантных рабочих мест и др.
По ряду указанных направлений, связанных с приемом и обустройством вынужденных мигрантов из государств - республик бывшего Союза ССР, были осуществлены мероприятия в рамках республиканской долговременной программы "Миграция", основные итоги реализации которой приведены в приложении N 7.

3. Технико-экономическое обоснование необходимых средств для реализации Программы

Для реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки вынужденным мигрантам, создание системы иммиграционного контроля, защиту прав трудящихся-мигрантов за рубежом, привлечение иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию, а также обеспечение действия механизмов реализации Программы, необходимо выделение ассигнований из федерального бюджета, эффективное их использование и контроль за расходованием.
Расчеты к технико-экономическому обоснованию затрат на реализацию программных мероприятий приведены в ценах января 1993 года в приложении N 8.
Приведенные суммы предполагаемых затрат определяются на основании положений Законов Российской Федерации "О беженцах", "О вынужденных переселенцах" и "О занятости населения в Российской Федерации".

Итоговая таблица расходов на реализацию программных мероприятий

┌───────────────────────────────────────┬───────────────┬───────────────┐
│ Направление │ Разовые │ Ежегодные │
│ │ затраты, млн. │ затраты (млн. │
│ │ рублей) │ рублей) │
├───────────────────────────────────────┴───────────────┴───────────────┤
│ Вынужденная миграция │
│ │ │ │
│Пункты первичного приема │ 200 │ 312 │
│ │ │ │
│Центры временного размещения │ 6000 │ 3614 │
│ │ │ │
│Социально незащищенные мигранты: проезд│ - │ 140 │
│и провоз багажа │ │ │
│ │ │ │
│жилищный фонд │ - │ 60000 │
│ │ │ │
│Обустройство вынужденных мигрантов: │ │ │
│ │ │ │
│ссуды │ - │ 48000 │
│ │ │ │
│инфраструктура │ - │ 27000 │
│ │ │ │
│пособия │ - │ 675 │
│ │ │ │
│создание рабочих мест │ - │ 10000 │
│ │ │ │
│субсидии на создание предприятий │ 10000 │ │
│ │ │ │
│Разработка законопроектов и│ - │ 15 │
│нормативно-правовых актов │ │ 0.01 млн. │
│ │ │ долларов США │
├───────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Итого │ 16200.0 │ 149756 │
│ │ │ 0.01 млн. │
│ │ │ долларов США │
│ │ │ │
│ Внешняя миграция │
│ │ │ │
│Центом временного размещения │ 2000 │ 1158 │
│ │ │ │
│Законодательная база │ - │ 45 │
│ │ │ │
│Информационная база │ - │ 1.7 │
│ │ │ │
│Научно-методическое обеспечение │ │ 2 │
│ │ │ 0.06 млн. │
│ │ │ долларов США │
├───────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Итого │ 2000 │ 1206.7 │
│ │ │ 0.06 млн. │
│ │ │ долларов США │
│ │ │ │
│ Внешняя трудовая миграция │
│ │ │ │
│Создание Центрального бюро по внешней│ 150 │ │
│трудовой миграции и иностранной рабочей│ │ │
│силе │ │ │
│ │ │ │
│Экономическое регулирование │ - │ 500 │
│ │ │ │
│Научно-методическое обеспечение │ - │ 46.5 │
│ │ │ 0.001 млн. │
│ │ │ долларов США │
├───────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Итого │ 150 │ 546.5 │
│ │ │ 0.001 млн. │
│ │ │ долларов США │
│ │ │ │
│ Незаконная миграция и организация иммиграционного контроля │
│ │ │ │
│Создание пунктов иммиграционного│ 286 │ 245.7 │
│контроля в аэро- и морских портах (13│ │ │
│пунктов) │ │ │
│ │ │ │
│Создание пунктов иммиграционного│ 110 │ 74 │
│контроля на авто- и железных дорогах (5│ │ │
│пунктов) │ │ │
│ │ │ │
│Обеспечение функционирования пунктов │ - │ 5043 │
├───────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Итого │ 396 │ 5362.7 │
│ │ │ │
│ Международное сотрудничество │
│ │ │ │
│Международные представительства │ - │ 295 │
│ │ │ 0.907 млн. │
│ │ │ долларов США │
│ │ │ │
│Законодательная база и договорные│ - │ 8.16 │
│отношения │ │ 0.0258 млн. │
│ │ │ долларов США │
│ │ │ │
│Международное сотрудничество │ 670 │ 43.494 │
│ │1 млн. долларов│ 0.516 млн. │
│ │ США │ долларов США │
├───────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Итого │ 670 │ 346.654 │
│ │1 млн долларов │ 1.4488 млн. │
│ │ США │ долларов США │
│ │ │ │
│ Санитарно-эпидемиологическое благополучие и оказание первичной │
│ медицинской помощи │
│ │ │ │
│Санпропускники │ 25.275 │ │
│ │ │ │
│Обеспечение центров временного│ │ │
│размещения и пунктов первичного приема:│ │ │
│ │ │ │
│медпунктами, вакцинами и лекарственными│ - │ 147.51 │
│препаратами │ │ │
│ │ │ │
│дезинфицирующими и моющими средствами │ - │ 49.92 │
│ │ │ │
│Медико-эпидемиологический сертификат │ - │ 4.8 │
│ │ │ │
│Разработка временных│ 0.45 │ │
│санитарно-эпидемиологических норм │ │ │
├───────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Итого │ 25.725 │ 202.23 │
│ │ │ │
│ Информационное обеспечение │
│ │ │ │
│Техническое обеспечение │ 131.1 │ │
│ │ │ │
│Программное обеспечение │ - │ 26.8 │
│ │ │ │
│Информационное обеспечение │ 9 │ 29.2 │
├───────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Итого │ 140.1 │ 56 │
│ │ │ 0.001 млн. │
│ │ │ долларов США │
│ │ │ │
│ Подготовка кадров │
│ │ │ │
│Обучение и переподготовка сотрудников │ - │ 516.466 │
│ │ │ 0.218 млн. │
│ │ │ долларов США │
│ │ │ │
│Создание учебного центра │ 15 0.01 млн. │ │
│ │ долларов США │ │
├───────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Итого │ 15 0.01 млн. │ 516.466 │
│ │ долларов США │ 0.218 млн. │
│ │ │ долларов США │
├───────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Всего 1 │ 19596.82 │ 157993.25 │
│ │ 1.01 млн. │ 1.7388 млн. │
│ │ долларов США │ долларов США │
└───────────────────────────────────────┴───────────────┴───────────────┘
┌───────────────────────────────────────┬───────────────┬───────────────┐
Необходимо учитывать при расчетах расходов на реализацию мероприятий Программы уровень возрастающей инфляции и корректировать увеличение объема затрат с учетом индекса цен, разработанных Минэкономики России.