В составе посольств (консульств) Российской Федерации учрежден институт советников по межнациональным отношениям. На них возложена работа с соотечественниками в государствах-республиках бывшего Союза ССР, рассмотрение вопросов, связанных с их миграцией в Россию.
Заключены межправительственные соглашения по вопросам регулирования процесса переселения и защите прав переселенцев с Республикой Таджикистан, Латвийской Республикой, Эстонской Республикой, Туркменистаном. Продолжаются переговоры с Республикой Молдова, Литовской Республикой, Кыргызской Республикой, Республикой Армения. Подписано многостороннее соглашение в рамках СНГ о помощи беженцам.
Открыты постоянные представительства УВКБ ООН и МОМ в Москве.
Осуществлено присоединение Российской Федерации к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу к ней 1967 года, касающимся статуса беженцев.
Оказывалась помощь беженцам и вынужденным переселенцам со стороны общественных объединений.
Приложение N 8
к Федеральной миграционной программе
к Федеральной миграционной программе
Расчеты к технико-экономическому обоснованию Программы
I. Вынужденная миграция
1. Статьей 3 Закона Российской Федерации "О беженцах" и статьей 3 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" предусмотрено, что в случае регистрации ходатайства о признании беженцем (вынужденным переселенцем) лицо, подавшее ходатайство и находящееся на территории Российской Федерации, получает направление на временное поселение.
Для обеспечения этого права беженцев, а также той части вынужденных переселенцев, которые не имеют родственников и знакомых на территории прибытия, необходимо создание пунктов первичного приема. Предусматривается, что в этих пунктах мигранты будут находиться до пяти дней до решения вопроса о регистрации их ходатайства о предоставлении им статуса беженца или вынужденного переселенца.
Пункты первичного приема должны быть созданы на 52 территориях (территории, куда направлены основные потоки беженцев и вынужденных переселенцев), ориентировочная их емкость - 20 человек, обслуживающий персонал - 5 человек.
По предварительным расчетам, на создание одного пункта потребуется 5 млн. рублей, а на его содержание - 6 млн. рублей в год. Всего - 11 млн. рублей.
Таблица 1
Затраты на создание одного пункта первичного приема беженцев и вынужденных переселенцев
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Статьи расходов │ Необходимые │
│ │ средства (млн. │
│ │ рублей) │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Средства на создание пункта │ 4 │
│ │ │
│Средства на оборудование пункта │ 1 │
│ │ │
│Итого │ 5 │
└───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
Ежегодные расходы на обеспечение функционирования пункта
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Статьи расходов │ Необходимые │
│ │ средства (млн. │
│ │ рублей) │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Затраты на содержание пункта (400 рублей в день на│ 2,9 │
│содержание одного человека) │ │
│ │ │
│Средства на питание проживающих в пункте (200│ 2,2 │
│рублей в день на питание одного человека) │ │
│ │ │
│Заработная плата обслуживающего персонала (15 тыс.│ 0,9 │
│рублей - средняя заработная плата одного сотрудника│ │
│в месяц) │ │
│ │ │
│Итого │ 6 │
└───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
Создание пунктов первичного приема на 52 территориях потребует в 1993 году 260 млн. рублей, а ежегодное их содержание - 312 млн. рублей. Всего - 572 млн. рублей.
2. Статья 5 Закона Российской Федерации "О беженцах" и статья 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" предусматривают право беженца и вынужденного переселенца на "проживание в месте временного поселения (по желанию вынужденного переселенца он может проживать у родственников либо иных лиц с их согласия независимо от размеров занимаемой ими жилой площади)".
Для обеспечения этого права необходимо создание центров временного размещения. На первом этапе (в течение 1994 года) центры временного размещения должны быть созданы на 25 территориях, принимающих значительные потоки беженцев и вынужденных переселенцев из государств - республик бывшего Союза ССР. Кроме того, для беженцев из других зарубежных стран создается 5 - 10 отдельных центров. Ориентировочная емкость одного центра временного приема - до 300 человек, обслуживающий персонал - 2 человека. Срок проживания в центре - до 3 месяцев.
Расчетная стоимость создания центра временного размещения беженцев (вынужденных переселенцев) составляла в 1993 году 200 млн. рублей, ежегодное содержание - 102,8 млн. рублей. Всего - 302,8 млн. рублей.
Таблица 2
Затраты на создание одного центра временного размещения беженцев или вынужденных переселенцев
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Статьи расходов │ Необходимые │
│ │ средства (млн. │
│ │ рублей) │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Средства на создание центра │ 150 │
│ │ │
│Средства на оборудование центра │ 50 │
│ │ │
│Итого │ 200 │
└───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
Ежегодные расходы на обеспечение функционирования центра
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Статьи расходов │ Необходимые │
│ │ средства (млн. │
│ │ рублей) │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Затраты на содержание центра (400 рублей в день на│ 43,5 │
│содержание одного человека) │ │
│ │ │
│Средства на питание 10% проживающих (300 рублей в│ 3,3 │
│день на одного человека) │ │
│ │ │
│Средства на создание рабочих мест при центрах (на│ 50 │
│50 человек - 1 млн. рублей на одно место) │ │
│ │ │
│Заработная плата обслуживающего персонала (25 тыс.│ 6 │
│рублей - средняя заработная плата одного сотрудника│ │
│в месяц) │ │
│ │ │
│Итого │ 102,8 │
└───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
Всего на создание 30 центров в 1994 году потребуется 6 млрд. рублей, на их ежегодное содержание - 3,114 млрд. рублей. Итого - 9,114 млрд. рублей.
3. Статья 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" также предусматривает, что особо нуждающиеся лица, признанные вынужденными переселенцами (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, одинокая мать с ребенком в возрасте до трех лет, многодетные семьи с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет), обеспечиваются правом бесплатного проезда и провоза багажа к месту постоянного жительства.
Статистический анализ позволяет оценить ожидаемый процент социально незащищенных среди прибывающих вынужденных мигрантов. В среднем этот показатель составляет 25%. Затраты на проезд и провоз багажа до места постоянного поселения для одного человека составляют 1,4 тыс. рублей. Общая сумма затрат на проезд 100 тыс. человек (25% от ожидаемого прибытия вынужденных мигрантов в год) составит 140 млн. рублей в год.
Необходимо отметить, что затраты на выплату единовременных пособий беженцам и вынужденным переселенцам в размере минимального оклада, если они поселяются в городе, и двух минимальных окладов при расселении в сельской местности составят 675 млн. рублей. При этом учитывается, что в пособиях нуждается в среднем 50% беженцев и вынужденных переселенцев, из них 50% расселяется в сельской местности.
Таблица 3
Затраты на единовременные пособия для беженцев и вынужденных переселенцев, расселенных в городах и сельских местностях (50% от ожидаемого прибытия в год: 50% в городе, 50% в сельской местности)
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Статьи расходов │ Необходимые │
│ │ средства (млн. │
│ │ рублей) │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Затраты на единовременные пособия для беженцев и│ 450 │
│вынужденных переселенцев, расселенных в сельской│ │
│местности (100 тыс. человек) │ │
│ │ │
│Затраты на пособия для беженцев и вынужденных│ 225 │
│переселенцев, расселенных в городах (100 тыс.│ │
│человек) │ │
│ │ │
│Итого │ 675 │
└───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
4. В статье 6 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" указано о необходимости предоставления вынужденному переселенцу при выборе им постоянного места жительства по рекомендации Федеральной миграционной службы России или ее органа жилья из специального жилищного фонда, выделенного для вынужденных переселенцев, либо включения такого лица в список граждан, которым в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации дано право первоочередного получения (приобретения) жилья из государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно минимальным прогнозным оценкам потребуется в год принимать 400 тыс. человек. В соответствии с этим представляется необходимым полностью обеспечить жильем социально незащищенных вынужденных переселенцев (одиноких пенсионеров и инвалидов) из специального жилищного фонда, созданного за счет средств, выделенных из федерального бюджета.
Для обеспечения социально незащищенной категории вынужденных переселенцев жилой площадью потребуется 60 млрд. рублей ежегодно.
Таблица 4
Затраты на создание жилищного фонда для социально незащищенных категорий беженцев и вынужденных переселенцев (25% от 400 тыс. человек)
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Статьи расходов │ Необходимые │
│ │ средства (млн. │
│ │ рублей) │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Стоимость обустройства одного человека │ 0,6 │
│ │ │
│Расходы на обустройство 100 тыс. человек │ 60000 │
└───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
Расходы на оказание помощи остальным семьям составят 75 млрд. рублей, из них на создание инженерной инфраструктуры - 27 млрд. рублей, для выдачи ссуд - 48 млрд. рублей (из расчета, что 35% семей мигрантов смогут получить ссуды). Расчеты приведены ниже.
Таблица 5
Затраты на оказание помощи при строительстве жилья беженцами или вынужденными переселенцами на одну семью
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Статьи расходов │ Необходимые │
│ │ средства (млн. │
│ │ рублей) │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Расходы на обустройство одной семьи (из расчета│ 1,8 (по 0,6 на │
│состава семьи 3 человека) │ члена семьи) │
│ │ │
│Средства на инженерную и социальную инфраструктуры│ 0,36 │
│при компактном расселении (20% расходов на│ │
│обустройство семьи, имея в виду, что, как│ │
│показывает практика, компактное расселение│ │
│требуется для 50% прибывающих мигрантов) │ │
│ │ │
│Долговременная беспроцентная возвратная ссуда │ 1 │
│ │ │
│Итого │ 3,16 │
└───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐