Методические рекомендации по разработке условий (требований) инвестора (заказчика) при подготовке подрядных торгов МДС 80-12.2000 (утв. Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Минстрое РФ 17 февраля 1995 г. (протокол N 5)) стр. 5

В соответствии со своим назначением тендерный комитет выполняет следующие основные функции:
собирает заявки на участие претендентов в предварительной квалификации, а также регистрирует конкурсные предложения и другую входящую документацию;
оформляет все необходимые документы, обеспечивающие подготовку и проведение торгов;
разрабатывает тендерную документацию или заказывает ее разработку инженерно-консультационной организации;
разрабатывает документацию по предквалификации (или заказывает ее разработку);
проводит заседания согласно утвержденному регламенту и оформляет их протоколами;
определяет победителя торгов и представляет протокол на утверждение заказчику (организатору торгов);
рассматривает споры между участниками торгов, а также претензии участников к тендерному комитету в первой инстанции.
Тендерный комитет является рабочим органом торгов, именно он по поручению заказчика или организатора торгов реализует в процессе проведения торгов на всех его этапах условия заказчика. При этом тендерный комитет может активно воздействовать на формирование этих условий, осуществляя на практике для заказчика принцип "обучаться по ходу дела".
Подбор кадров (экспертов) в тендерный комитет и организация их работы являются сложной задачей. Для ее практического решения можно воспользоваться методическими рекомендациями "Регламент работы тендерного комитета", утвержденными Межведомственной комиссией Министерства строительства Российской Федерации.
5.2. До объявления о торгах организатор торгов, реализуя условия заказчика, которому принадлежит право выбора, решает вопрос о виде торгов.
5.2.1. Открытые, или публичные торги - это торги с участием в них в качестве оферентов всех лиц, пожелавших выступить в этом качестве. Объявление о назначении открытых торгов и их результаты должны быть опубликованы.
Согласно Положению объявление о торгах должно быть обязательно опубликовано в "Строительной газете" или в газете "Развитие".
Без указанного объявления в печати могут проводиться закрытые торги с участием в качестве оферентов только тех лиц, которых приглашает организатор торгов, в случае:
если заказчик или организатор торгов располагают достоверными сведениями, что только данное лицо в состоянии выполнять все условия заказчика;
если имеются объективные требования о сохранении сделки в тайне (например, по объектам оборонного и специального назначения);
если имеются другие, не менее важные, чем вышеприведенные, объективные причины.
5.2.2. Торги с предварительной квалификацией.
В некоторых случаях при объявлении торгов на достаточно сложные объекты и при прогнозировании большого количества возможных претендентов на участие в торгах целесообразно применять двухступенчатую систему торгов.
В первом туре (на нем происходит отбор фирм, называемый предквалификацией) принимают участие все желающие претенденты, во втором только те, которые прошли предквалификацию и были допущены ко второму туру.
Предварительная квалификация претендентов на участие в подрядных торгах - это процедура по определению технических, экономических, организационных и других потенциальных возможностей претендента к выполнению представляемого на торги подряда.
Предварительная квалификация проводится в случае принятия заказчиком решения о проведении торгов с предварительной квалификацией претендентов.
Предварительная квалификация обеспечивает определенные гарантии отбора возможных претендентов в условиях перехода к рыночной экономике. Как претендент рассматривается отдельная организация, фирма или консорциум, под чьим именем подана заявка.
К предквалификации допускаются отдельные организации, фирмы, консорциумы (отечественные и международные) независимо от форм собственности, обладающие опытом проведения работ или услуг, являющихся предметом торгов.
Сообщение о проведении предварительной квалификации должно обязательно содержаться в объявлении о торгах. Объявление о торгах, публикуемое в печати, составляется в произвольной форме.
При проведении закрытых торгов сообщение о предварительной квалификации содержится в приглашении.
Более полная информация об условиях проведения предварительной квалификации изложена в "Методических рекомендациях по проведению предварительной квалификации претендентов". Следует особо отметить, что решение предквалификационной комиссии о предоставлении права претенденту участвовать в торгах не может рассматриваться им как гарантия победы на торгах.
5.2.3. Торги без предварительной квалификации - это торги с участием в них в качестве оферентов всех претендентов, выполнивших все необходимые условия тендерного комитета и получившие статус оферента.
5.2.4. Первичные торги - это торги, назначенные в первый раз по данному предмету торгов данного объекта торгов.
5.2.5. Повторные торги - это торги, назначаемые во второй или третий раз по данному предмету торгов данного объекта торгов. Повторные торги назначаются в случае, если результат первичных торгов не удовлетворил заказчика.
5.2.6. Международные торги - это торги с участием исключительно иностранных оферентов.
5.2.7. Смешанные торги или смешанные международные торги - это торги с участием иностранных и отечественных оферентов.
5.2.8. Национальные, или внутренние торги - это торги с участием исключительно отечественных оферентов.
5.2.9. Гласные торги - это торги с участием оферентов или их полномочных представителей в процедуре торгов и с оглашением их результатов.
5.2.10. Негласные торги - это торги без участия в любой форме оферентов в процедуре торгов и с сообщением результатов только их победителю.

6. Основные задачи, требования при разработке условий инвестора (заказчика)

6.1. Состав экономической части тендерной документации
6.1.1. Разработка условий инвестора (заказчика) по объекту подрядных торгов в составе экономической части тендерной документации должна быть направлена на решение следующих основных задач:
максимально полное выявление и стоимостную оценку затрат по объекту, включая затраты на предотвращение и ликвидацию отрицательных экологических, социальных и экономических последствий реализации намечаемой хозяйственной деятельности объектов и возможных аварийных ситуаций;
разработку стратегии финансирования инвестиций;
прогноз изменения основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности объекта торгов по годам расчетного периода и оценки его финансовой устойчивости;
оценку риска инвестиций;
оценку эффективности инвестиций с позиций коммерческих интересов инвестора (коммерческой рентабельности) и интересов национальной (региональной) экономики;
выбор оптимального варианта достижения цели инвестирования.
6.1.2. При разработке экономической части условий необходимо:
учитывать налоговую, амортизационную, кредитную (в том числе процентную) и таможенную политику, проводимую государством и местными органами власти, требования законодательства и нормативных актов Российской Федерации, регулирующих инвестиционную деятельность, условия пользования землей и другими природными ресурсами;
обеспечивать защиту интересов инвесторов с одной стороны и общенациональных интересов (интересов региона) с другой, отдавая приоритет последним. Это означает следующее. Если строительство (расширение, реконструкция) предприятия обеспечивает инвестору приемлемую для него норму прибыли на вложенный капитал, но не содействует решению государственных задач: росту национального дохода, улучшению использования природных ресурсов, повышению занятости населения, экономии иностранной валюты и т.п., то такой проект отвергается или, при возможности, переделывается. Если проект будущего предприятия оказывается неприемлемым для инвестора, но отвечает интересам всего общества, национальной (региональной) экономики, то для обеспечения его коммерческой жизнедеятельности в составе документации должны разрабатываться предложения правительству и местным органам власти по созданию особого экономического режима, благоприятствующего деятельности этого предприятия: налоговые льготы, субсидии, инвестиционные кредиты и т.д.;
отдавать предпочтение при выборе показателей для оценки эффективности инвестиций не простым, а дисконтированным показателям, учитывающим фактор времени;
установить расчетный период, в пределах которого должны выполняться экономические расчеты;
в случае привлечения заемных средств для финансирования инвестиций в создание и воспроизводство основных фондов расчет показателей рентабельности и капиталоотдачи следует производить относительно всего инвестированного капитала (суммы собственных и заемных средств) и собственного капитала;