Методические рекомендации по разработке условий (требований) инвестора (заказчика) при подготовке подрядных торгов МДС 80-12.2000 (утв. Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Минстрое РФ 17 февраля 1995 г. (протокол N 5)) стр. 3

Территориальные нормативные документы принимают и вводят в действие органы власти республик, краев, областей (городов), входящих в состав Российской Федерации.
Правовой основой по разработке условий инвестора (заказчика) при проведении подрядных торгов по объектам, финансируемым из местных (областных, районных, муниципальных) бюджетов, является Положение о подрядных торгах в Российской Федерации.
Положение определяет общий порядок подготовки, организации, проведения, регулирования последствий подрядных торгов на выполнение всего комплекса работ и оказание услуг, связанных со строительством новых, расширением, реконструкцией и ремонтом действующих объектов на территории Российской Федерации.
Положение обязательно при проведении подрядных торгов на размещение заказов на вновь начинаемое строительство для федеральных государственных нужд.
В остальных случаях заказчик может принять решение о проведение подрядных торгов в соответствии со своими требованиями (условиями) в порядке, установленном данным Положением.
При разработке условий инвестора (заказчика) необходимо учитывать, что в соответствии с Положением при Министерстве строительства Российской Федерации создана и функционирует Межведомственная комиссия по подрядным торгам, основными функциями которой являются:
правовое и методическое обеспечение подрядных торгов;
координация разработки тендерного законодательства;
содействие созданию системы информационного обеспечения и сети инженерно-консультационных фирм;
консультирование по вопросам проведения подрядных торгов.
В соответствии со своим назначением Межведомственная комиссия координирует разработку и утверждает для практического использования взаимосвязанную систему нормативно-методических документов по подрядным торгам.
К настоящему времени утверждены или готовятся к утверждению следующие методические материалы:
Методические рекомендации по процедуре подрядных торгов.
Методические рекомендации по проведению предварительной квалификации претендентов на участие в подрядных торгах.
Методические рекомендации по подготовке тендерной документации.
Методические рекомендации по оценке оферт и выбору лучшего предложения из представленных на подрядные торги.
Методические рекомендации по разработке коммерческой части документации заказчика и оферты претендента.
Методические рекомендации по разработке технической части тендерной документации и оферты претендента.
Регламент работы тендерного комитета.
Методические рекомендации по разработке условий инвестора (заказчика) при проведении подрядных торгов.
При формировании условий инвестора на организацию, проведение подрядных торгов и утверждение их результатов целесообразно использовать материалы следующих нормативных документов:
Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г.
Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г.
Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г.
Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г.
Земельный кодекс РСФСР, утвержденный 25 апреля 1991 г.
Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" от 26 июня 1991 г.
Закон РСФСР "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" от 28 мая 1992 г.
Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" от 6 июня 1991 г.
Закон Российской Федерации "Об арбитражном суде".
Постановление Совета Министров Российской Федерации - Правительства Российской Федерации "Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд" от 14 августа 1993 г. N 812.
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Временного положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации" от 21 марта 1994 г. N 220.
Указ Президента Российской Федерации "О мерах государственного регулирования инвестиционных процессов и усилении инвестиционной активности банков и других финансовых институтов".
Указ Президента Российской Федерации "О частных инвестициях в Российской Федерации".
Здесь приведены лишь основные правовые документы, по своему существу являющиеся обязательными положениями определения условий инвестора при проведении подрядных торгов. Этот список может быть дополнен рядом других документов, так или иначе имеющих отношение к подрядным торгам и оказывающих влияние на формирование условий заказчика. Сформированные и определенные условия излагаются заказчиком или по его поручению его представителем в тендерной документации и в проекте контракта, который является неотъемлемой частью тендерной документации. Это, в частности, определено в статье 7 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР": "Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие отношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними".
Разработка и согласование условий реализации инвестиционного проекта является исключительно компетенцией субъектов инвестиционной деятельности при условии их непротиворечия действующему законодательству.

4. Разработка условий инвестора (заказчика) на подготовительном этапе проведения подрядных торгов

Определение условий заказчика на всех этапах подготовки, организации, проведения и утверждения результатов торгов самым существенным образом зависит от объекта и предмета торгов.
4.1. В Положении определено, что до принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен получить необходимые инвестиционные ресурсы (или право распоряжаться ими в требуемый для создания объекта интервал времени), подтвержденные соответствующими финансовыми документами, например кредитным договором, банковской справкой, постановлением исполнительного органа государственной власти, на полное или частичное финансирование объектов для федеральных государственных нужд. При наличии у заказчика согласованного и утвержденного ТЭО следует приступить к формированию условий на организацию, проведение и объявление о торгах.
4.2. При отсутствии ТЭО, например в случае если предметом торгов является разработка того же ТЭО или при подряде "под ключ" при отсутствии проекта заказчику получение необходимых инвестиционных ресурсов недостаточно для начала работ по возведению, например нового объекта. В нашей стране в соответствии с законодательными актами России установлен общий порядок определения места строительства предприятий, сооружений и иных объектов производственного и непроизводственного назначения, разработаны правила предварительного согласования места размещения объекта и получения разрешения об изъятии и предоставлении участка.
Получение предварительного согласования места размещения объекта, возможности проведения проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ и эксплуатации объекта находится в прямой зависимости от своевременной подготовки исходных данных и соответствующих согласований.
Законом РСФСР "Об охране окружающей среды" (разд.VI, ст.41, п.2) установлено: "Определение места строительства предприятий, сооружений и иных объектов производится в соответствии со ст.28 Земельного кодекса РСФСР и ст.11 закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и решения местных органов самоуправления".
Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст.11, п.3) определено: "Предоставление земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектной и нормативно-технической документации на строительство (реконструкцию, модернизацию) и застройку, ввод в эксплуатацию жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового, жилищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных и других предприятий (пусковых комплексов) и сооружений, а также транспортных средств допускается только при наличии заключения органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР об их соответствии санитарным правилам".
Статьей 28 Земельного кодекса РСФСР установлено: "...материалы предварительного согласования места размещения объектов утверждаются решением соответствующего Совета народных депутатов, которое является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка".
Заказчику необходимо обеспечить выполнение нормативных законодательных документов государства при разработке условий реализации объекта в желаемом месте и определить возможный состав необходимых работ и исполнителей.
Для выполнения этого достаточно серьезного и ответственного комплекса работ можно рекомендовать заказчику привлечение специализированной инженерно-консультационной организации, имеющей соответствующую лицензию на выполнение функции заказчика. В качестве таковой можно привлечь соответствующую проектно-изыскательскую организацию, которой на договорных (контрактных) условиях целесообразно поручить выполнение следующих работ:
подготовку материалов для получения предварительного согласования места размещения объекта;
получение заключения органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы;
получение заключения органов охраны окружающей природной среды;
участие в получении предварительного согласования места размещения объекта;