Нормы технологического проектирования предприятий по обеспечению нефтепродуктами (нефтебаз) ВНТП 5-95 (утв. приказом Минтопэнерго РФ от 3 апреля 1995 г. N 64) стр. 6

транспортных и климатических условий района
расположения нефтебазы от 5 до 15 суток;
К - коэффициент неравномерности потребления нефтепродукта
н (определяется по табл. 4).
4.4.3. В зависимости от физико-химических свойств нефтепродуктов, вида транспортной тары и климатических условий, хранение их следует предусматривать в складских помещениях или на площадках.
Хранение в таре нефтепродуктов с температурой вспышки 45°С и ниже следует предусматривать только в помещениях с температурой вспышки выше 45°С - в помещениях или площадках под навесом.
Допускается предусматривать хранение на открытых площадках нефтепродуктов с температурой вспышек выше 61°С в металлических бочках.
При проектировании зданий и сооружений тарных складов следует руководствоваться СНиП 2.11.03-93 и другими нормативными документами.
Хранение нефтепродуктов в деревянной таре на открытых или под навесом площадках не допускается.
При определении размеров штабелей нефтепродуктов в таре и требований к устройству площадок для тарного хранения следует руководствоваться "Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации" ППБ-01-93 МВД России.
4.4.4. Хранение порожних металлических и деревянных бочек (бывших в употреблении и загрязненных нефтепродуктами) следует предусматривать на отдельных открытых или под навесом площадках, при этом укладка бочек в штабели допускается не более чем в четыре яруса.
4.4.5. Складские здания и площадки для хранения нефтепродуктов в таре должны быть оснащены средствами механизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций, выбор которых определяется проектом.
4.4.6. Длину и ширину железнодорожных и автомобильных грузовых платформ (рамп) следует определять расчетом, исходя из грузооборота и вместимости хранилища нефтепродуктов в таре, а также с учетом габаритов применяемых средств транспортной механизации.
4.4.7. Нефтебазы 1-3 классов, производящие затаривание нефтепродуктов в металлические бочки, должны оснащаться средствами (автоматизированными) по санитарной обработке бывшей в употреблении транспортной тары (очистка, пропарка, промывка, просушка, проверка на герметичность и окраска), а также оборудованием по производству мелкого и среднего ремонтов: выправление вмятин (не более 2) на корпусе и доньях, заварка пробоин (не более 3) в корпусе и доньях, уторов и продольного шва (длиной не более 15 см). Металлические бочки с дефектами, превышающими указанные, ремонту не подлежат.

5. Прием и отгрузка нефтепродуктов

5.1. Технология приема и отгрузки
5.1.1. Технология приема и отгрузки нефтепродуктов должна определяться в проекте на основании вариантных технико-экономических проработок с учетом вида транспортного средства, которым доставляется нефтепродукт, его физико-химических свойств, климатических условий, интенсивности погрузочно-разгрузочных работ и грузооборота нефтебазы.
5.1.2. Перечень нефтепродуктов, допущенных к перевозке наливом в вагонах-цистернах, морских и речных судах и автомобильным транспортом, а также подготовка транспортных средств для налива и транспортирования устанавливаются требованиями ГОСТ 1510-84*.
5.1.3. Сливо-наливные устройства для нефтепродуктов (кроме мазутов) с температурой вспышки 120°С и ниже должны быть закрытыми. Для нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120°С и мазутов допускается предусматривать открытые сливные устройства.
В случаях необходимости слив нефтепродуктов с температурой вспышки 120°С и ниже из неисправных цистерн допускается осуществлять через горловину цистерн (верхний слив).
5.1.4. Время непосредственного (без учета времени на вспомогательные операции: подсоединение и заправка сливо-наливных устройств, замер взлива, выполнение приемных анализов, открытие сливных клапанов, люков цистерн и т.п.) слива и налива маршрута или группы цистерн не должно превышать 80 мин.
5.1.5. Вес железнодорожных наливных маршрутов (брутто) по направлениям и состав цистерн по их грузоподъемности в маршрутах должен соответствовать унифицированным весовым нормам, согласованным с соответствующими подразделениями МПС России.
5.1.6. Допустимая скорость истечения и движения нефтепродукта по трубопроводу определяется в зависимости от объемного электрического сопротивления и не должна превышать значений, указанных в таблице 8.
Таблица 8
Удельное объемное электрическое сопротивление нефтепродукта, Ом х мДопустимая скорость движения, м/с
не более 10(9)до 5
более 10(9) при температуре вспышки паров 61°С и вышедо 5
более 10(9) при температуре вспышки паров ниже 61°Спо расчету согласно "Рекомендациям..." (см. приложение 15)
Величины удельных объемных электрических сопротивлений различных марок (сортов) нефтепродуктов приведены в приложении 5.
Начальное заполнение цистерн нефтепродуктом следует производить со скоростью в трубопроводе не более 1 м/с до момента затопления конца загрузочной трубы на 0,4-0,5 м.
5.1.7. При необходимости транспортирования нефтепродуктов со скоростями большими, чем указаны в табл. 8, следует применять нейтрализаторы или релаксационные емкости.
5.1.8. Отдельные сливо-наливные устройства и коллекторы для каждого вида сливаемого или наливаемого нефтепродукта, следует предусматривать при условии недопустимости их смешения с другими нефтепродуктами (см. приложение 6).
5.1.9. Устройства для слива и налива легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов, относящихся по ГОСТ 12.1.007-76 к 1 и 2 классу опасности, должны быть герметичными.
Сливо-наливные устройства для этих нефтепродуктов должны располагаться по торцам сливо-наливных фронтов в случае совместного их слива (налива) с нефтепродуктами 3 и 4 классов опасности.
Операции с этилированными бензинами должны производиться по самостоятельным трубопроводам, коллекторам и сливо-наливным устройствам.
5.1.10. Температура нефтепродуктов, подаваемых на налив, должна быть в пределах температуры перекачки, установленной приложением 2.
5.1.11. Трубопроводы для легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов должны быть заземлены.
5.2. Сливо-наливные устройства для железнодорожных цистерн
5.2.1. Размещение сливо-наливных устройств и сооружений на железнодорожных путях нефтебазы должно соответствовать СНиП 2.11.03-93.
К основным сооружениям сливо-наливного фронта относятся: эстакады (односторонние и двухсторонние), оборудованные наливными и сливными устройствами, грузовые, зачистные и воздушно-вакуумные коллекторы, сборники, промежуточные резервуары для мазута и масел, узлы учета нефтепродуктов. Кроме того, в состав сливо-наливного фронта должны быть включены средства механизации для подъема и заправки нагревательных приборов, а также для перемещения цистерн вдоль фронта.
5.2.2. Число наливных маршрутов (N_м) и количество цистерн (n), принятых или отгруженных за сутки, определяется соответственно по формулам 9 и 10:
Q x K x K Q x K x K
i н 1 i н 1
N = ─────────────── (9) n = ────────────── (10)
м 365 х Р 365 x q
н н
где: Q - годовой грузооборот нефтепродукта по маркам (сортам)
i по приему (отгрузке) железнодорожным транспортом,
т/год;
Р - вес (нетто) наливного маршрута, т;
н
q - грузоподъемность одной цистерны, т. При отсутствии
н данных расчетная грузоподъемность принимается 60 т