15.2.3. Технико-экономический анализ надежности AT имеет целью оценку экономических последствий отказов, неисправностей и повреждений, уменьшение соответствующих материальных и финансовых потерь, обоснование имущественных и иных претензий к поставщикам AT, определение приемлемых условий приобретения и использования AT и т.п. Необходимость данного анализа и технология его проведения - определяются авиапредприятием.
15.2.4. Анализ надежности AT должен быть направлен:
- на выявление эксплуатационных недостатков, которые могут быть устранены эксплуатантом самостоятельно;
- на выявление недостатков конструктивно-производственного происхождения, по которым необходимо предъявлять требования разработчикам, изготовителям и поставщикам авиационной техники;
- на выявление недостатков ЭД и используемых при эксплуатации AT наземных технических средств;
- на определение экономических последствий недостатков AT, связанных с надежностью;
- на определение эффективности проводимых мероприятий по устранению недостатков AT и ее эксплуатации, по обеспечению и повышению надежности всего комплекса объектов AT и вспомогательных технических средств.
В типовом случае анализ надежности должен содержать систематизированные материалы:
- о повторных, опасных отказах, неисправностях и повреждениях;
- о всех происшествиях и инцидентах с ВС каждого типа;
- о задержках отправлений и отстранений ВС от полетов, связанных с отказами, неисправностями и повреждениями AT;
- о ресурсном состоянии ВС и наименее надежных их компонентов;
- о показателях надежности, предусмотренных соответствующей нормативной документацией и соглашениями с получателями информации;
- о выполнении требований, предъявленных поставщикам AT, эффективности принятых мер по обеспечению надежности конкретных объектов.
В состав аналитических материалов включаются также рекомендуемые по результатам анализа мероприятия.
15.2.5. В типовом случае при анализе надежности AT в авиапредприятиях выполняют следующие работы:
- регистрацию, сбор, учет и обработку первичной информации об отказах и неисправностях;
- расчет по действующим методикам фактических значений показателей надежности изделий;
- оценку влияния имеющихся недостатков на безопасность полетов;
- разработку предложений и мероприятий по устранению и предупреждению выявленных недостатков.
15.2.6. Выявляемые отказы и неисправности AT регистрируются в бортовых журналах, картах-нарядах, ведомостях дефектов, в других документах и носителях информации.
15.2.7. При выявлении на AT опасных отказов и неисправностей исполнители и непосредственные руководители работ ТО обязаны принимать оперативные меры по их устранению и информировать вышестоящих руководителей, которые в типовом случае должны обеспечить проведение комплекса мероприятий, имеющих целью:
- установить причины дефекта;
- определить технологическое решение по устранению дефекта;
- сообщить оперативную информацию о дефекте в профильное подразделение ГОУВТ, специалистам других подразделений ИАС, при необходимости - летному составу авиапредприятия и представителю поставщика, а также произвести регистрацию информации в установленном порядке;
- осуществить профилактический осмотр аналогичных дефектному объектов на всех приписных и транзитных ВС авиапредприятия.
15.2.8. Для авиапредприятий и организаций ГА решениями ГОУВТ устанавливается единый формат минимально необходимой информации о конкретных неисправностях AT, определяется порядок ее обработки, хранения и адресации обязательным получателям.
15.2.9. Периодичность проведения авиапредприятиями итоговых анализов надежности используемой AT, их методика, объем и формы представления - определяются решениями ГОУВТ.
В типовом случае при анализе надежности используют:
- информацию о зарегистрированных неисправностях AT;
- материалы различных организаций по исследованию отказавших изделий;
- информацию о неисправностях из бортовых журналов, карт-нарядов и ведомостей дефектов.
15.2.10. Проведение обобщающего (отраслевого) анализа надежности AT, ее влияния на безопасность и регулярность полетов ВС, его периодичность и организация-исполнитель, состав получателей анализа - определяются решениями ГОУВТ.
В ГОУВТ представляется информация о надежности AT, необходимая для решения следующих общеотраслевых задач:
- оценка сохранения уровня летной годности ВС в процессе их эксплуатации;
- нормирование надежности AT и оценка фактического ее состояния;
- проведение отраслевых мероприятий по повышению надежности AT, безопасности и регулярности полетов;
- предъявление требований к производителям AT по обеспечению ее надежности и снижению эксплуатационных затрат;
- оценка эффективности доработок;
- разработка требований по сертификации ВС, авиапредприятий и лицензированию подконтрольных видов деятельности.
15.2.11. В типовом случае в авиапредприятиях хранят следующую информацию и документацию о надежности авиационной техники:
- первичную информацию о неисправностях AT, зарегистрированную в соответствии с единым форматом;
- материалы проводимых авиапредприятием анализов надежности;
- внутренние документы авиапредприятия по различным вопросам обеспечения надежности AT;
- бюллетени по доработкам и проверкам AT, материалы по рекламационно-претензионной работе;
- директивные материалы и переписку по вопросам надежности AT с различными организациями;
- официальную информацию по надежности, полученную от других организаций.
15.3. Рекламационно-претензионная работа
15.3.1. Рекламационно-претензионная работа имеет целью повышение качества разработки, изготовления и ремонта AT, материальное осуществление ответственности производителей и поставщиков за недостатки их продукции путем ее восстановления, замены, возмещения потребителю (владельцу AT) причиненных убытков, в порядке, определяемом договором сторон и соответствующими нормативными документами.
Состав должностных лиц авиапредприятия, ответственных за организацию и проведение рекламационно-претензионной работы по AT, определяется документами авиапредприятия.