Приказ Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РФ от 20 июня 1994 г. N ДВ-58 "Об утверждении "Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России" стр. 30

- выявление и учет в программе подготовки специфических факторов деятельности авиапредприятия, существенных для освоения новой AT (особенности базирования, технической оснащенности, климатических условий).
17.1.3. При освоении новой для отрасли AT предусматривается (ГОУВТ) участие авиапредприятий, которые первыми будут ее получать, в проведении государственных испытаний, оценке и согласовании разрабатываемой ЭД, анализе надежности AT по итогам испытаний, в разработке по результатам испытаний соответствующих мероприятий.
В одном из таких авиапредприятий проводят эксплуатационные испытания указанной авиационной техники.
Переучивание головных групп ИТП и летного состава авиапредприятий, преподавателей УТЦ, специалистов НИИ на новую для отрасли AT осуществляют в ОКБ и на заводах-изготовителях. В головные группы включают ИТП и летный состав, который в дальнейшем будет обучать специалистов в авиапредприятиях и участвовать в эксплуатационных испытаниях. Головные группы специалистов проходят стажировку на летно-доводочных комплексах (базах) ОКБ (завода-изготовителя).
17.1.4. При освоении ВС нового для данного авиапредприятия типа используют опыт организаций, уже освоивших их эксплуатацию.
17.1.5. Окончание периода освоения ВС нового типа характеризуется тем, что в полном объеме выполнены указанные в п.п. 17.1.1. и 17.1.2. НТЭРАТ ГА мероприятия, проведен комплексный контроль готовности всех служб обеспечения полетов, о чем свидетельствует акт ГОУВТ, устранены выявленные при контроле недостатки, обеспечена достаточная укомплектованность служб подготовленными специалистами, допущенными к производству соответствующих работ на новой технике.

17.2. Эксплуатационные испытания

17.2.1. Эксплуатационные испытания (ЭИ) AT проводят авиапредприятия и научно-исследовательские организации ГА по утвержденным ГОУВТ программам с участием ОКБ, заводов-изготовителей и авиапредприятий под руководством назначаемой ГОУВТ комиссии.
Перевозка пассажиров на ВС, проходящих эксплуатационные испытания, не допускается.
Обслуживание ВС при эксплуатационных испытаниях и исследовательских полетах, в период подконтрольной эксплуатации выполняют в соответствии с РО и изменениями к нему, предусмотренными программой испытаний или исследований, утвержденной в установленном порядке.
17.2.2. Цель эксплуатационных испытаний (в части, относящейся к ТОиР и его обеспечению):
- определить фактическое состояние надежности AT (динамику исправности, обобщающие показатели надежности);
- оценить пригодность и достаточность ЭД, эксплуатационную технологичность и контролепригодность систем ВС;
- выявить существенные для эксплуатанта особенности ТЭ и производства ТОиР авиационной техники;
- определить рациональные форму организации работ ТО и специализацию исполнителей;
- определить потребность в трудовых и иных ресурсах по каждому виду работ ТО и в комплексе;
- установить пригодность, эффективность и достаточность новых, а также ранее применявшихся СНО, средств контроля состояния AT, инструмента, групповых комплектов запасных частей и принадлежностей, новые особенности использования имеющихся наземных сооружений и т.д.
17.2.3. В типовом случае авиапредприятия, на базе которых проводятся эксплуатационные испытания, включая авиапредприятия, в аэропорты которых будут выполняться полеты (регулярные или эпизодические) испытываемых ВС, обеспечивают:
- разработку собственного плана работ по участию в испытаниях, в соответствии с программой испытаний;
- заблаговременное переучивание ИТП и летного состава на испытываемую AT;
- приобретение оборудования и авиатехимущества, необходимого для проведения испытаний;
- подготовку производственных мест для ТО новой AT;
- своевременное выполнение программы испытаний.
17.2.4. Участники испытаний выполняют все предусмотренные программой и методическими указаниями к ней работы и ведут соответствующую регистрационную документацию.
17.2.5. По итогам эксплуатационных испытаний комиссия составляет акт, в котором дает оценку испытываемой техники по вопросам, включенным в программу испытаний, и заключение о возможности (пригодности AT) ее эксплуатации, формулирует состав необходимых доработок и рекомендаций, включая СНО, инструмент, ЭД, средства контроля состояния AT, проверявшиеся при испытаниях.
В акте комиссии должно быть заключение о завершении ЭИ или о необходимости дополнительных его этапов. Наличие оснований для издания приказа о разрешении эксплуатации ВС нового типа определяет ГОУВТ, который и осуществляет издание соответствующего документа.
17.2.6. Средства контроля состояния AT, стационарное технологическое оборудование, СНО специального применения и другие технические средства, предназначенные для обеспечения ТЭ новой AT, поступившие после завершения ее испытаний, также должны быть подвергнуты эксплуатационным испытаниям до начала их регулярного использования в авиапредприятиях. Такие испытания проводятся под методическим руководством научно-исследовательских организаций эксплуатанта по утвержденным ГОУВТ программам.

17.3. Подконтрольная эксплуатация авиационной техники

17.3.1. Подконтрольная эксплуатация AT проводится в целях:
- определения и подтверждения возможности увеличения назначенных ей ресурсов и сроков службы;
- проверки применимости и эффективности новых решений по режимам ТО и технической эксплуатации, по которым на момент принятия решений не существует исчерпывающих обоснований и доказательств, гарантирующих получение заданного результата.
17.3.2. Подконтрольную эксплуатацию AT проводят в авиапредприятиях по утвержденным ГОУВТ и согласованным с владельцами и разработчиками AT решениям (программам, указаниям), под методическим руководством научно-исследовательских организаций ГА и других ведомств.
В типовом случае началу подконтрольной эксплуатации AT в авиапредприятии предшествует подготовка его подразделений и специалистов, изучение документов, регламентирующих подконтрольную эксплуатацию, и разработка документов авиапредприятия, определяющих обеспечение соответствующих работ.

17.4. Допуск к эксплуатации новых типов воздушных судов и воздушных судов иностранного производства

17.4.1. Допуск к эксплуатации новых типов гражданских ВС и гражданских ВС иностранного производства осуществляется в соответствии с требованиями действующего в Российской Федерации Воздушного кодекса и отдельных нормативных документов по указанному вопросу.
17.4.2. Основу правил допуска к эксплуатации новых типов гражданских ВС и гражданских ВС иностранного производства составляют следующие положения:
а) гражданское ВС нового типа (новой конструкции) может быть допущено к эксплуатации лишь после того, как будет установлено, что оно соответствует нормам летной годности, действующим в Российской Федерации. Документом, подтверждающим соответствие типа ВС указанным нормам является сертификат летной годности типа, выдаваемый полномочным государственным органом Российской Федерации при наличии соответствующих оснований (по результатам комплекса сертификационных испытаний);
б) допуск гражданских ВС иностранного производства к эксплуатации на территории Российской Федерации может быть осуществлен на основании сертификата о летной годности, выданного иностранным государством, если действительность этого сертификата признается Российской Федерацией (в рамках соответствующих межгосударственных соглашений). При отсутствии названных оснований для допуска гражданских ВС иностранного производства к эксплуатации на территории Российской Федерации требуется получить сертификат о летной годности, указанный в а), выдача которого возможна только после проведения сертификационных испытаний или проверок, порядок, содержание и результаты которых должны удовлетворять требованиям соответствующих нормативных документов Российской Федерации.
17.4.3. Наличие оснований для разрешения эксплуатации гражданских ВС, поименованных в 17.4.2., получивших сертификат летной годности типа, определяет ГОУВТ, который и осуществляет издание соответствующего документа (приказа). Принципиальной частью указанных оснований являются:
- готовность типовой ЭД, регламентирующей летную и техническую эксплуатацию ВС в системе воздушного транспорта Российской Федерации;
- подготовленность аэродромных комплексов и производственно-технической базы конкретных авиапредприятий-эксплуатантов;
- наличие достаточного штата подготовленных специалистов, допущенных в установленном порядке к летной и технической эксплуатации ВС конкретного типа.

Глава 18. Авиационно-техническая подготовка летного состава и инженерно-технического персонала

18.1. Организация авиационно-технической подготовки

18.1.1. Первоначальная профессиональная подготовка летного состава производится в высших и средних учебных заведениях ГА и других ведомств. Повышение его квалификации по летной эксплуатации AT (авиационно-техническую подготовку) осуществляют в УТЦ, учебных заведениях, ОКБ и заводах-изготовителях AT в соответствии с требованиями документов по профессиональной и авиационно-технической подготовке летного состава гражданской авиации.
18.1.2. Первоначальная профессиональная подготовка ИТП для ТЭ авиационной техники производится в высших и средних учебных заведениях ГА и других ведомств.
Изучение AT и повышение квалификации (авиационно-техническую подготовку) ИТП, проводят в УТЦ, в авиапредприятиях и учебных заведениях ГА, ОКБ и заводах-изготовителях AT в соответствии с требованиями документов по профессиональной и авиационно-технической подготовке ИТП и рабочих в гражданской авиации.
18.1.3. Авиационно-техническая подготовка ИТП и летного состава осуществляется с использованием учебной базы авиапредприятия.
В типовом случае учебная база представляет собой технические классы, площадки для размещения крупногабаритных образцов учебной AT, техническую библиотеку. Технические классы специализируют по видам AT и учебным дисциплинам. Оснащение технических классов производят с учетом рекомендаций ГОУВТ по данному вопросу.
18.1.4. Определение требований, нормативное регулирование, координацию АТП летного состава и ИТП авиапредприятий осуществляет ГОУВТ.