- экипажа (пилота) - при использовании ВС по назначению;
- специалистов ИАС (руководителя выполняемых на ВС работ) - во время технического обслуживания;
- службы охраны авиапредприятия или завода ГА - при стоянке ВС, когда на них не производятся работы ТО или ремонт;
- организации (заказчика), для которой производятся авиационные работы, на временных аэродромах (посадочных площадках), когда на ВС не ведутся работы по техническому обслуживанию.
Ответственность за охрану ВС с момента окончания приема и до сдачи другому должностному лицу несет работник, подпись которого о приеме судна в бортовом журнале ВС (журналах дежурного по стоянке, службы охраны) является последней.
20.2.2. Авиапредприятие на основе требований нормативных документов по вопросам охраны ВС и других объектов обеспечивает разработку и ввод в действие документов авиапредприятия по размещению и охране ВС в подведомственных аэропортах, о порядке передачи ВС под ответственность различных подразделений и должностных лиц.
20.2.3. В типовом случае для охраны ВС, передаваемых ИАС, из состава смены (бригады) назначается дежурный по стоянке, которому поручается также производить прием-сдачу ВС. Если указанных работников нет, за охрану ВС отвечает непосредственный руководитель производимых на ВС работ.
20.2.4. Количество назначаемых дежурных по стоянке определяется документом авиапредприятия.
При наличии в смене двух и более дежурных по стоянке одного из них назначают старшим. Дежурные по стоянке подчиняются лицам, их назначившим (руководителю выполняемых сменой работ). Дежурные по стоянке носят на левом рукаве красную повязку с буквами белого цвета "ДС" - дежурный по стоянке, "СДС" - старший дежурный по стоянке.
20.2.5. В типовом случае руководитель выполняемых сменой работ инструктирует дежурных по стоянке об особенностях предстоящего дежурства, приема ВС от сдающей смены или от службы охраны. При смене дежурства, работник, принявший ВС, расписывается в журнале установленного образца.
20.2.6. В типовом случае в обязанности дежурного по стоянке, принявшего ВС, должно входить:
- принимать и сдавать ВС на ответственное хранение;
- поддерживать на стоянке установленный порядок;
- соблюдать режим допуска людей на стоянку и к ВС;
- не допускать необоснованного вывода ВС со стоянки;
- своевременно принимать меры по предупреждению повреждений ВС при стихийных бедствиях;
- при приеме ВС проверять их швартовку (где это предусмотрено ЭД) и заземление, наличие и состояние средств пожаротушения.
Работа дежурных по стоянке организуется с учетом следующего:
- привлекать дежурных по стоянке к работам, не связанным с выполнением обязанностей по дежурству - запрещается;
- дежурный по стоянке отлучается с дежурства только с разрешения должностного лица, которому он подчинен и которое, в свою очередь, обеспечивает подмену дежурного на время его отсутствия (в том числе передачу дежурства другому лицу);
- о всех нарушениях охраны ВС и порядка на МС дежурный по стоянке немедленно докладывает руководителю производимых сменой работ.
20.2.7. Руководитель выполняемых на ВС работ ТО является ответственным за воздушное судно. Он обязан принимать меры по обеспечению его охраны и сохранности, в том числе:
- не допускать к ВС посторонних лиц;
- при временном прекращении работ на ВС закрывать его двери, крышки отсеков и люков на запоры, устанавливать (включать) предусмотренные устройства, обеспечивающие невозможность запуска двигателей или руления ВС, убирать от него подвижные трапы, лестницы, стремянки, а также используемый при ТО инструмент и приспособления;
- следить за выполнением правил пожарной безопасности при работе на ВС, подъезда (отъезда) к ВС подвижных средств, используемых при ТО воздушного судна.
20.2.8. К оперативному обслуживанию транзитного ВС, не передаваемого в АТБ, экипаж допускает непосредственного руководителя работ по ТО данного судна, имеющего соответствующую карту-наряд.
Указанный руководитель обеспечивает организацию работы на конкретном ВС подчиненных ему специалистов. Ответственным за ВС в данном случае является экипаж.
20.3. Передача воздушных судов внутри авиапредприятия
20.3.1. В типовом случае прием-сдачу ВС возлагают:
- на командира ВС, бортинженера (бортмеханика, пилота);
- на дежурного по стоянке либо на непосредственного руководителя работ ТО или назначаемых им работников;
- на должностное лицо (начальника караула, инструктора по организации охраны) службы охраны авиапредприятия (завода, организации), работника сторожевой охраны заказчика.
Порядок приема-сдачи ВС во время их ремонта на заводах гражданской авиации определяется документами завода.
20.3.2. В типовом случае передачу ВС осуществляют:
- от экипажа (пилота) в ИАС, если продолжительность стоянки судна до очередного вылета превышает 2 ч, а от экипажа ВС, в котором бортинженер (бортмеханик) не предусмотрен, и ВС 3-4 класса - независимо от времени стоянки судна в аэропорту;
- внутри ИАС от одного ответственного за охрану ВС должностного лица другому;
- из ИАС экипажу (пилоту) для выполнения полета;
- от одного экипажа другому при выполнении рейса со сменой экипажей для продолжения полета на данном ВС, если стоянка при смене экипажей не превышает 1 ч. При превышении этого времени ВС сдают в ИАС;
- из ИАС службе охраны авиапредприятия и от службы охраны инженерно-авиационной службе;
- от работника ИАС, командира ВС, пилота службе охраны заказчика и обратно - при эксплуатации ВС, используемых для авиационных работ на временных аэродромах.
Все работы по передаче ВС от одного должностного лица другому проводят только на борту ВС при наличии у принимающего лица документа (задание на полет, карта-наряд на ТО, журнал дежурного по стоянке), разрешающего прием данного воздушного судна.
В типовом случае продолжительность приема передачи ВС под охрану не должна превышать 30 минут.
20.3.3. В типовом случае прием ВС экипажем от ИАС включает:
- получение от лица, сдающего ВС, информации об исправности и о подготовленности судна, дополнительных работах, выполненных при ТО воздушного судна;
- проведение предполетного осмотра в объеме требований РЛЭ;
- прием имущества согласно описям (перечням) в бортовом журнале, бортового оборудования (аварийно-спасательного, бытового, погрузочно-разгрузочного, швартовочного, специального и др.), снаряжения для обеспечения полетов в особых условиях (над морем, в низких и высоких широтах и т.п. - по специальным перечням);
- прием судовой документации ВС и ключей к замковым устройствам воздушного судна;
- прием ГСМ, имеющихся в баках, с регистрацией указанного приема в бортовом журнале, карте-наряде;
- оформление документации о приеме ВС (в бортовом журнале, карте-наряде).
Ответственность за прием всех видов бортового оборудования, имущества и снаряжения, включая нештатное, возлагается на членов экипажа, в соответствии с указанным в РЛЭ распределением их служебных функций. Члены экипажа принимают оборудование, имущество и снаряжение после осмотра ВС согласно РЛЭ, подтверждая прием подписью в соответствующем разделе бортового журнала.