Приказ Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РФ от 20 июня 1994 г. N ДВ-58 "Об утверждении "Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России" стр. 36

21.2.4. Руководители служб и подразделений авиапредприятия обеспечивают аварийно-спасательный расчет необходимым снаряжением, аварийно-спасательными и эвакуационными средствами, которые в виде аварийного технического комплекта хранят в готовности к немедленному использованию. Контроль наличия, состояния и готовности указанного комплекта осуществляют специалисты, состав которых определяется документом авиапредприятия.
21.2.5. В целях подготовки аварийно-спасательного расчета к работам по эвакуации поврежденных ВС в авиапредприятии планируются и проводятся тренировки (учения) по аварийно-спасательным работам, приближенные к реальным условиям.

21.3. Восстановление поврежденных воздушных судов

21.3.1. Техническую возможность и экономическую целесообразность восстановления (аварийного ремонта) поврежденного ВС определяет комиссия, расследовавшая авиационное происшествие (инцидент), с участием ответственных представителей компетентных организаций, заключение которых принципиально для решения вопроса (ГОУВТ, авиапредприятие-владелец ВС, ремонтное предприятие, предприятие-разработчик, завод-изготовитель, головные НИИ ГА и промышленности).
Для ВС, подлежащих восстановлению, комиссией указываются условия его проведения (на месте происшествия, на базе авиапредприятия, завода). Акт комиссии (подкомиссии) оформляется в установленном порядке. При разногласиях сторон в комиссии окончательное решение о поврежденном ВС принимает ГОУВТ.
21.3.2. Восстановление поврежденного ВС, допуск его к эксплуатации после восстановления и оформление пономерной документации на судно осуществляют в соответствии с требованиями нормативных документов по данным вопросам.
21.3.3. Для восстановления ВС в полевых условиях и на базе авиапредприятия привлекают в необходимых случаях специалистов и ресурсы других предприятий и организаций. Восстановление проводят по принятым к руководству в установленном порядке технологиям.
21.3.4. Восстановление поврежденного ВС производится в условиях производства, возможности которого соответствуют сложности восстановительных работ. Ответственность и взаимоотношения участвующих в восстановлении AT сторон определяются принятыми ими договорными соглашениями, наличием гарантий (поставщика, изготовителя) на поврежденный объект, требованиями законодательства об ответственности за качество поставляемой потребителю продукции.

Глава 22. Охрана труда и окружающей природной среды. Пожарная безопасность

22.1. Охрана труда

22.1.1. Работа по охране труда при ТО и ремонте AT должна соответствовать требованиям нормативных предписаний по ее организации и быть направленной на:
- соблюдение трудового законодательства;
- создание безопасных и здоровых условий труда на производстве, необходимых гигиенических и санитарно-бытовых удобств;
- механизацию и автоматизацию процессов с тяжелыми и вредными условиями труда, внедрение эффективных средств техники безопасности;
- обучение работников безопасным приемам выполнения трудовых операций и своевременный и квалифицированный их инструктаж на установленных для этого этапах производства работ;
- обеспечение эффективного контроля за соблюдением правил, норм и инструкций по охране труда.
22.1.2. Ответственность за руководство работой по охране труда, за общее и конкретное ее состояние, за повседневный надзор и контроль за соблюдением действующих норм, правил и требований по охране труда в организациях и предприятиях ГА, в подразделениях и звеньях, в бригадах и группах, осуществляющих ТО и ремонт AT, несут их руководители (включая непосредственных руководителей выполняемых на AT работ), а также штатные работники по охране труда в пределах установленных для каждого (документами предприятия и в соответствии с нормативными актами) обязанностей и полномочий.
Указанная ответственность распространяется на процессы производства ТО и ремонта AT в местах постоянного и временного базирования воздушных судов.
Работники всех категорий и уровней обязаны соблюдать установленные нормы, правила и требования охраны труда. Конкретные обязанности по охране труда указываются в инструкциях по охране труда, разрабатываемых предприятием для каждого вида AT, на конкретные операции, работы или специальность (профессию).
22.1.3. Контроль за техническим состоянием грузоподъемных устройств и транспортных средств, сосудов, работающих под давлением, электроустановок, защитных приспособлений на специальные СНО и технологическое оборудование осуществляют должностные лица, состав которых определяется предприятием на основании действующих документов государственных органов специального надзора.
22.1.4. Каждого участника работ на AT обеспечивают на время непосредственного участия в их производстве специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты. Порядок и нормы обеспечения, хранения и применения указанного имущества и средств определяются отдельными нормативными актами.
22.1.5. Состав должностных лиц предприятия (организации) ГА, ответственных за разработку инструкций по технике безопасности для конкретных объектов, видов деятельности и функций, проведению инструктажей и выдаче разрешений (допуска) на производство работ, а также осуществляющих подготовку и размещение на производственной территории и объектах сигнальных (указатели, знаки, надписи и т.п.) и защитных средств - определяется документами предприятия.
22.1.6. Регламентацию и регулирование режима труда работников авиапредприятия, включая процессы ТО и ремонта AT, осуществляют на основе требований целевых инструктивных документов по данному вопросу для ГА и в соответствии с нормами трудового законодательства.
22.1.7. Для работников подразделений ИАС авиапредприятия проводятся инструктажи по охране труда, виды и сроки которых определяются соответствующими нормативными документами.
Все руководящие и инженерно-технические работники обязаны не реже одного раза в три года сдавать экзамены по правилам охраны труда, а при поступлении на работу - в течение первого месяца работы.

22.2. Охрана окружающей среды

22.2.1. Ответственность за руководство работой по охране окружающей природной среды, за общее и конкретное ее состояние, за повседневный надзор и контроль за соблюдением действующих норм, правил и требований по защите природной среды в организациях и предприятиях ГА, в подразделениях и звеньях, в бригадах и группах, осуществляющих ТО и ремонт AT, несут их руководители (включая непосредственных руководителей выполняемых на AT работ) в пределах установленных для каждого (документами предприятия и в соответствии с нормативными актами) обязанностей и полномочий. Указанная ответственность распространяется на процессы производства ТО и ремонта AT в местах постоянного и временного базирования воздушных судов.
Работники всех категорий и уровней обязаны соблюдать установленные нормы, правила и требования по охране окружающей природной среды. Конкретные обязанности и полномочия каждого работника по указанным вопросам вносятся в его должностную инструкцию.
22.2.2. К вредным производственным факторам относят:
- шум и вибрацию при работе авиадвигателей, СНО и технологического оборудования;
- выхлопные газы авиадвигателей, автомашин, подогревателей, кондиционеров;
- пролитые ГСМ и ядовитые жидкости;
- рассыпанные и распыленные ядохимикаты;
- засоренность воздушного пространства аэрозолями от материалов, применяемых при лакокрасочных работах, гальванических и промывочных процессах;
- отходы (сливы) жидкостей при мойке ВС и агрегатов;
- электромагнитные излучения высоких и сверхвысоких частот от бортовых и наземных радиолокационных установок;
- ионизирующее воздействие аппаратуры, имеющей соответствующие источники излучения;
- другие факторы, указанные в соответствующих стандартах по безопасности труда.
22.2.3. Для устранения или уменьшения до безопасных уровней вредного влияния производственных факторов организации и предприятия ГА, осуществляющие ТО и ремонт AT, обеспечивают внедрение защитных устройств, создание санитарных охранных зон, рассредоточение объектов, обладающих вредным воздействием на окружающую среду, разработку внутренних документов по правилам обращения с токсичными материалами, опробования двигателей, работы с радиолокаторами.
22.2.4. Запрещается размещать на почве, закапывать в землю или распылять радиоактивные вещества, ядохимикаты, стравливать в атмосферу токсичные газы, сливать на почву (в сточные канавы), в воду (при эксплуатации гидросамолетов, палубных вертолетов) пробы, отходы и остатки кислот, электролита, других токсичных и агрессивных жидкостей, а также нефтепродукты, их отходы, другие вещества, указанные в соответствующих нормативных документах.
Химикаты и агрессивные жидкости обезвреживают или утилизируют в соответствии с действующими санитарными правилами. Сливаемые отработанные нефтепродукты собирают в емкости, располагаемые на МС и плотах. В акваториях гидроаэродромов устанавливают нефтеловушки.
22.2.5. Мойка, дегазация и дезактивация ВС разрешается только на специальных площадках, оборудованных устройствами для сбора и удаления (смыва) отходов. После мойки и дегазации ВС, занятых на авиахимработах, отходы подлежат нейтрализации.
Мыть гидросамолеты на воде с применением бензина и химических средств запрещается.
22.2.6. Проверку работоспособности и правильности функционирования радиолокационной аппаратуры ВС на аэродроме выполняют при таком направлении ее излучений, которое исключает вредное воздействие на людей и природную среду, а при проверках в зданиях - максимально экранируют излучения.
При эксплуатации изотопных приборов необходимо исключать возможность облучения людей, а также попадание ионизирующих материалов в отходы. Порядок получения, учета, хранения и перевозки источников ионизирующих излучений регламентируется санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений.
22.2.7. Опробование газотурбинных двигателей допускается только на специально оборудованных для этого площадках. Техническое оснащение и подготовка таких площадок определяется соответствующими нормативными документами.
22.2.8. Руководители организаций и предприятий Г'А, осуществляющих ТО и ремонт AT, обязаны оказывать содействие представителям органов санитарного надзора и контроля природной среды в проведении химических анализов атмосферного воздуха, почвы, воды в ближайших водоемах и стоках, а также при замерах уровней шума и вибрации, доз излучения.

22.3. Пожарная безопасность

22.3.1. Ответственность за руководство работой по обеспечению пожарной безопасности, за общее и конкретное ее состояние, за повседневный надзор и контроль за соблюдением действующих норм, правил и требований по пожарной безопасности в организациях и предприятиях ГА, в подразделениях и звеньях, в бригадах и группах, осуществляющих ТО и ремонт AT, несут их руководители (включая непосредственных руководителей выполняемых на AT работ), в пределах установленных для каждого (документами предприятия и в соответствии с нормативными актами) обязанностей и полномочий. Указанная ответственность распространяется на процессы производства ТО и ремонта AT в местах постоянного и временного базирования воздушных судов.
Работники всех категорий и уровней обязаны знать и соблюдать установленные нормативными документами нормы, правила и требования пожарной безопасности.