Характеризуется утратой плодородного слоя почвы или ухудшением его физических и биологических свойств. а также снижением природно-хозяйственной ценности земель.
5. Нерациональное использование сельскохозяйственных земель - экономически малоэффективное и экологически необоснованное использование земельных ресурсов, приводящее к снижению плодородия почв и ухудшению состояния окружающей природной среды.
6. Обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, - организационные, технические, технологические и другие мероприятия, определенные нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, утвержденными федеральными и региональными программами, стандартами, проектами, природоохранными нормативами и правилами, а также заключениями государственной экологической экспертизы.
Финансирование указанных мероприятий осуществляется за счет бюджетных, внебюджетных и собственных средств.
7. Невыполнение обязанностей по приведению временно занимаемых земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, - несвоевременное или некачественное выполнение арендатором обязанностей по восстановлению земель, предусмотренных договором аренды земельного участка и утвержденной проектной документацией (по рекультивации, агролесомелиорации, реабилитации загрязненных территорий и др.).
8. Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на экологическое состояние земель - умышленные или некомпетентные действия, повлекшие нарушение природоохранных требований (нормативов, стандартов, режимов использования земель, заключений государственных экологических экспертиз, проектной документации, правил приемки объектов в эксплуатацию и т.д.) при принятии решений на указанных стадиях хозяйственного процесса.
К ответственности могут привлекаться как непосредственные исполнители работ (проектировщик, строитель, члены рабочей группы по выбору земельного участка или комиссий по приемке объекта в эксплуатацию), так и вышестоящие должностные лица, понуждавшие их к нарушению природоохранных требований.
9. Противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекших за собой занятие земель, - устное или письменное разрешение на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды.
К противоправным действиям также относится принятие решений о предоставлении земельных участков или совершение (оформление) сделок с землей, нарушающих требования земельного, природоохранительного, лесного и иного специального законодательства (превышение полномочий по предоставлению земель природно-заповедного и иного назначения, нарушение установленного порядка проведения конкурсов и аукционов по продаже земельных участков, изменение режима использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения и др.).
10. Нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения, а также других земель с особыми условиями использования (загрязненных, деградированных и др.) - осуществление хозяйственной и иной деятельности с нарушением введенных ограничений (запретов) в использовании земель особо охраняемых территорий, выделенных в установленном порядке.
Режим использования указанных земель определяется законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также утвержденными Положениями об особо охраняемых территориях.
Приложение 2
к инструкции по организации и
осуществлению госземконтроля
органами Минприроды России
Перечень должностных лиц Минприроды России и его органов на местах, имеющих право самостоятельного рассмотрения дел о нарушениях земельного законодательства
1. Заместитель министра, на которого возложена ответственность за организацию госземконтроля.
2. Начальник Управления охраны почв и земельных ресурсов Минприроды России и его заместители.
3. Начальники отделов Управления охраны почв и земельных ресурсов Минприроды России в соответствии с их должностными обязанностями.
4. Заместитель начальника, главные и ведущие специалисты отдела государственного контроля за использованием и охраной земель Управления охраны почв и земельных ресурсов Минприроды России.
5. Руководители территориальных органов Минприроды России.
6. Руководители и специалисты структурных подразделений территориальных органов Минприроды России, на которых возложены функции госземконтроля.
7. Руководители, а также специалисты межрайонных, районных, городских органов Минприроды России, на которых возложены функции госземконтроля.
Приложение 3
к инструкции по организации и
осуществлению госземконтроля
органами Минприроды России
Образец вкладыша к удостоверению должностного лица, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель
1. Лицевая сторона
Государственный контроль за использованием и охраной земель
Вкладыш к удостоверению N___________,выданному __________________________
_________________________________________________________________________
(дата выдачи и наименование органа Минприроды России, выдавшего
_________________________________________________________________________
удостоверение)
Товарищ _________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность и место работы)
является должностным лицом, осуществляющим госземконтроль на территории:
_________________________________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации, города, района,
_________________________________________________________________________
группы районов)
Выдан "_______________" 199__________ г.
М.П.
Руководитель территориального ____________________ ___________________
органа Минприроды России (подпись) (Ф.И.О.)
2. Обратная сторона
В соответствии с Положением о порядке осуществления госземконтроля в Российской федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 1362, должностные лица органов Минприроды России имеют право:
1. Беспрепятственно посещать и обследовать земельные участки независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (специальные объекты - с учетом установленного режима их посещения).
2. Давать обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель и устранения нарушений земельного законодательства.