8.2. Направляемые материалы в органы прокуратуры и в органы внутренних дел должны содержать:
а) сопроводительное письмо (в копии вышестоящему органу по отношению к нарушителю);
б) протокол с нарушением земельного законодательства;
в) схематический чертеж или выкопировку с плана землепользования с нанесением границ, где совершено нарушение, а также состав угодий и качественную характеристику земель;
г) расчет экологического вреда (при необходимости проведения специальных обследований даются предварительные расчеты);
д) информацию о принятых природоохранными органами мерах по устранению нарушения;
е) другие материалы, характеризующие нарушение (копии инструкций, приказов, положений или выписку из них).
Все документы должны быть надлежаще оформлены, копии заверены.
По поступившим материалам прокурором или органом внутренних дел в соответствии со статьей 109 УПК РСФСР принимается соответствующее решение и о результатах сообщается органу, направившему материал.
8.3. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращении органы Минприроды России принимают меры, при наличии на то оснований, по привлечению виновных лиц к другим видам ответственности (административной, дисциплинарной).
8.4. При несогласии с принятым прокуратурой или органом внутренних дел решением оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору или органу внутренних дел, о чем информируется вышестоящий орган по охране природы.
8.5. За невыполнение обязательных мероприятий по охране почв и рациональному использованию земельных ресурсов, а также требований земельного и природоохранительного законодательства к нарушителям могут применяться меры дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, строгий выговор, лишение премий, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение) в соответствии с законодательством о труде, уставом, положениями и другими нормативными актами.
8.6. Для привлечения нарушителей к дисциплинарной ответственности органами Минприроды России направляется руководству предприятия (или вышестоящему органу, в случаях, когда виновным является руководитель предприятия) представление, в котором излагаются факты по выявленному нарушению в использовании земель с предложением о наложении дисциплинарного взыскания на виновного работника (указать какое).
9. Порядок обжалования неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков
9.1. В соответствии с земельным законодательством вопросы изъятия и предоставления земельных участков для различных хозяйственных целей находятся в компетенции соответствующих органов исполнительной власти, решения которых, принятые с нарушением требований действующего земельного, природоохранительного и другого законодательства, согласно п. 10 "к" Положения могут быть приостановлены должностными лицами Минприроды России и его органов на местах до рассмотрения протестов в вышестоящем органе исполнительной власти, суде или арбитражном суде.
9.2. Согласно ст. 28 ЗК РСФСР изъятию и предоставлению земельных участков должна предшествовать обязательная оценка возможных негативных экологических последствий от занятия земель.
На основании ст. 36 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" решения по отводу земель должны приниматься только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по соответствующим проектным или обосновывающим материалам.
9.3. В соответствии со ст. 24 ЗК РСФСР изъятие земель природно-заповедного фонда, историко-культурного наследия и других особо охраняемых территорий не допускается.
В перечень таких земель, утверждаемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, кроме государственных природных заповедников и заповедных территорий национальных природных парков, могут включаться земли образованных в установленном порядке государственных природных заказников, памятников природы, мест обитания и нахождения редких и исчезающих видов животных и растений, курортные и лечебные местности, водоохранные зоны и другие.
Изъятие земель рекреационного, природоохранного, оздоровительного назначения, пригородных, зеленых, санитарных, водоохранных и иных особо охраняемых территорий, не включенных в указанный перечень, производится в исключительных случаях и только для деятельности, которая не противоречит установленным на них режимам использования земель и других природных ресурсов.
9.4. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства изъятие земель в лесах первой группы допускается с разрешения Правительства Российской Федерации. Изъятие лесов первой группы, включенных в состав природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, для указанных целей не допускается.
9.5. В случае выявления нарушений действующего законодательства должностным лицом органа Минприроды России в пределах своей компетенции вносится в орган, принявший решение о предоставлении земель, предложение о его отмене или исключении из отводимой площади тех земель, которые не могут быть изъяты и предоставлены для определенных целей по экологическим требованиям.
При непринятии мер по истечении десятидневного срока территориальные органы Минприроды России имеют право приостановить неправомерные решения районной и городской (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) администрации, а местные органы - сельской (поселковой) администрации (приложение 15) с одновременным направлением материалов по нарушению законодательства в вышестоящий орган администрации и наложением штрафа за несвоевременное выполнение направленного предписания.
В случае несогласия с результатами рассмотрения направленных материалов должностные лица органов Минприроды России в соответствии с п. 10 "б" Положения вправе обратиться в суд или арбитражный суд для рассмотрения вопроса о правомерности изъятия и предоставления земель.
9.6. Материалы, направляемые на рассмотрение в соответствующие органы, должны содержать следующие документы:
а) копию решения о предоставлении земель;
б) краткое изложение несоответствия принятого решения действующему законодательству и природоохранным требованиям;
в) чертеж отводимого участка с указанием площади и состава угодий;
г) возможные негативные экологические последствия;
д) копию документа, на основании которого отводимый участок признан особо охраняемой территорией;
е) необходимые выписки (копии) из Положений и других нормативно-правовых актов регулирующих использование земель и в особо охраняемых территориях;
ж) другие материалы, характеризующие неправомерность принятого решения по отводу земель.
Все выписки и копии документов должны быть заверены и иметь печать органа Минприроды России.
10. Порядок возмещения вреда, причиненного в результате нарушения земельного законодательства
10.1. В соответствии со ст. 126 ЗК РСФСР предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства.
10.2. Возмещение вреда производится по нормам гражданского законодательства.
10.3. Согласно Положению о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 555:
а) убытки, причиненные ухудшением качества земель и ограничением их использования, возмещаются нарушителями земельного законодательства собственникам земли, землевладельцам и землепользователям (п. 12);
б) определение причиненного вреда осуществляется по методикам и нормативам, утвержденным в установленном порядке, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление деградированных и загрязненных земель (п. 15);
в) при ухудшении качества земель в результате нарушения земельного законодательства самими собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, улучшение земель и экологической обстановки осуществляется за счет их собственных сил и средств (п. 13);
г) возмещение причиненного вреда производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда по искам потерпевшего или органов Минприроды России (п. 13).
10.4. Возмещение вреда в судебном порядке по искам органов Минприроды России производится при:
нанесении вреда в результате нарушения земельного законодательства самими собственниками земли, землевладельцами, землепользователями;
непринятии потерпевшим мер по взысканию причиненного вреда.
10.5. Взысканные по искам органов Минприроды России средства перечисляются на специальные счета экологических фондов, из которых финансируются работы, по восстановлению и улучшению земель.
Нарушители могут полностью или частично (пропорционально выполненным восстановительным работам) освобождаться от возмещения причиненного вреда при условии приведения за счет своих средств деградированных (загрязненных) земель в первоначальное состояние на основании Акта о выполненных работах по возмещению вреда (приложение 16).
11. Порядок направления материалов по нарушениям земельного законодательства в суды и арбитражные суды
11.1. Органы Минприроды России и их должностные лица в соответствии с п. 10 "б" Положения имеют право обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также - о взыскании штрафов с физических и должностных лиц.
При этом в арбитражные суды направляются заявления только в тех случаях, когда ответчиком являются юридические лица или граждане-предприниматели.
11.2. Перечень материалов, прилагаемых к заявлениям органов Минприроды России о признании недействительными решений по вопросам изъятия земельных участков, указан в п.9.6 Инструкции, по другим вопросам - в п.8.6 Инструкции.