ж) давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;
з) получать от министерств, ведомств и их органов на местах утвержденную в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фонда;
и) привлекать в установленном порядке специалистов для проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель;
к) приостанавливать в случаях нарушения природоохранительного законодательства исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде);
л) вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих права на землю.
2.2. Другие должностные лица центрального аппарата, территориальных и местных органов Минприроды России, на которых возложено осуществление госземконтроля, пользуются правами, указанными в подпунктах "д" - "и" пункта 2.1. Инструкции, за исключением права самостоятельного рассмотрения дел о нарушениях земельного законодательства, которое предоставляется в порядке, установленном в п.1.6. Инструкции.
3. Организация государственного контроля за использованием и охраной земель
3.1. Работа по госземконтролю местных органов осуществляется в соответствии с годовым планом (соответствующим разделом Плана работы по государственному экологическому контролю), утверждаемым руководством территориальных органов Минприроды России не позднее 20 января текущего года.
3.2. В плане в соответствии с компетенцией органов Минприроды России предусматриваются проверки за:
а) выполнением мероприятий, предусмотренных директивными документами, федеральными и региональными программами, проектными материалами, по предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих деградацию и загрязнение земель, а также по охране почв и рациональному использованию земельных ресурсов;
б) соблюдением установленных специальных режимов использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, деградированных и загрязненных земель;
в) выполнением работ по рекультивации нарушенных земель;
г) снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
д) соблюдением установленных норм и правил, обеспечивающих предотвращение загрязнения почв вредными химическими и радиоактивными веществами, сточными водами, а также захламление земель производственными, бытовыми и другими отходами;
в) достоверностью сведений, используемых при ведении государственного земельного кадастра, осуществлении мониторинга земель и проведении землеустройства;
ж) соблюдением природоохранных требований при проведении земельной реформы и отводе земель;
з) проведением работ по мелиорации земель, а также использованием осушенных и орошаемых угодий.
3.3. В плане работ по осуществлению госземконтроля необходимо предусматривать:
а) проверки отдельных юридических, должностных и физических лиц по конкретным вопросам (горнодобывающее предприятие - по вопросу рекультивации земель и т.д.);
б) общие проверки сельскохозяйственных и других предприятий по всем основным вопросам соблюдения земельного законодательства (проведение мероприятий по охране почв, предупреждение и ликвидация последствий негативных процессов, осуществление проектов по использованию и охране земель, соблюдение установленных специальных режимов использования земель, рекультивация нарушенных земель и др.);
в) целевые проверки, которые охватывают группу предприятий по отдельным направлениям использования и охраны земель (с соблюдении сельскохозяйственными предприятиями экологических требований при использовании мелиорированных земель, о соблюдении требований по рекультивации земель геологоразведочными организациями и др.);
г) проверки использования и охраны земель в составе комплексных проверок соблюдения природоохранительного законодательства и экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
3.4. Территориальным органам при планировании своей работы целесообразно предусматривать организацию и проведение проверок юридических, должностных и физических лиц по отдельным вопросам, общих проверок в целом по одному или нескольким административным районам, целевых проверок по группе районов или по всей территории субъекта Российской Федерации, проверок работы местных органов по осуществлению госземконтроля.
3.5. Для проведения общих и целевых проверок разрабатываются специальные памятки и, при необходимости, в установленном порядке (по взаимной договоренности или распоряжению администрации) привлекаются специалисты комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, санитарного и архитектурно-строительного надзора, сельскохозяйственных, водохозяйственных, лесохозяйственных, правоохранительных органов, научно-исследовательских, проектно-изыскательских и других учреждений, средств массовой информации, экологических и других общественных организаций.
3.6. Выявление нарушений земельного законодательства осуществляется в результате:
а) плановых проверок;
б) проверок по жалобам и сведениям, поступившим от организаций и граждан;
в) участия в комиссиях по приемке рекультивированных, улучшенных, мелиорированных земель, защитных лесонасаждений, противоэрозионных, гидротехнических и других объектов, сооружаемых в целях охраны земель;
г) мониторинга земель, рассмотрения и анализа материалов государственного земельного кадастра, почвенных обследований, аэрокосмических съемок и других исследовательских работ, проводимых природоохранными, сельскохозяйственными, санитарно-эпидемиологическими, водохозяйственными, геологоразведочными, лесохозяйственными, землеустроительными органами, а также научными и проектными организациями;
д) проведения экологической экспертизы (согласования) проектных материалов;
е) рассмотрения материалов по отводу земель.
4. Оформление документов при выявлении нарушений земельного законодательства
4.1. Должностные лица органов Минприроды России в соответствии со своей компетенцией, определенной в п. 7 Положения, при выявлении нарушений земельного законодательства дают обязательные для исполнения Предписания по их устранению (приложение 4) либо составляют протокол (приложение 5), являющийся основанием для привлечения виновных лиц к ответственности (п. 10 "д", "ж" Положения).
После составления протокола, при необходимости, может выдаваться Требование (приложение 6) о приостановке работ, ведущихся с нарушением земельного законодательства (п. 10 "в" Положения). В случае продолжения этих работ в финансово-кредитные органы направляется предписание о прекращении финансирования (кредитования) нарушителей земельного законодательства (приложение 7).
4.2. Должностные лица органов Минприроды России при выявлении нарушений, рассмотрение которых не входит в их компетенцию, могут составлять протоколы и передавать их на рассмотрение в соответствующие органы осуществляющие госземконтроль, для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
В случаях, когда рассмотрение дела о нарушении земельного законодательства входит в компетенцию двух или нескольких государственных органов, осуществляющих госземконтроль, составление протокола и последующее привлечение виновных лиц к ответственности производится органом, первым выявившим нарушение в использовании и охране земель, или по договоренности этих органов, исключающей двойное наложение штрафа.
4.3. Оформление протокола осуществляется в соответствии со ст.235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и нарушителем земельного законодательства, а также, при необходимости, свидетелями и потерпевшими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола об этом в протоколе делается соответствующая запись.
Если нарушителем является юридическое лицо, то в протоколе вместо сведений о личности нарушителя указываются наименование и адрес юридического лица, форма собственности, на которой оно основано, ведомственная подчиненность (по госпредприятиям) и вышестоящий орган, банковские реквизиты, телефон, факс, фамилия, имя, отчество представителя юридического лица.
Представителем юридического лица, имеющим право подписания протокола, является его руководитель или должностное лицо, которому по доверенности согласно ст. 64 - 70 ГК РСФСР поручено представлять интересы этого юридического лица.
В протоколе при описании состава нарушения указывается, где, когда, на какой площади и виде угодий оно совершено какое действие (бездействие) привело к нарушению требований законодательных и других нормативно-правовых актов с указанием их статей и вызвало негативные последствия (порчу и уничтожение плодородного слоя почвы и др.).
Протокол составляется, как правило на месте обнаружения нарушения. Личность нарушителя устанавливается по имеющимся у него документам или по показаниям свидетелей. При невозможности составления протокола на месте обнаружения правонарушения, нарушитель может быть доставлен в милицию. При необходимости должностные лица органов Минприроды России могут обращаться за оказанием помощи в осуществлении своих законных прав и интересов в органы внутренних дел в пределах, установленных Законом РСФСР "О милиции" (приложение 8).
Если нарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждого нарушителя в отдельности.
4.4. Протокол составляется в трех экземплярах, один из которых в трехдневный срок передается в комиссию или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства, второй - направляется нарушителю, третий - хранится у должностного лица, составившего протокол.
В случаях, когда должностные лица органов Минприроды России, составившие Протокол, в соответствии со своей компетенцией сами рассматривают дела о нарушениях земельного законодательства, протокол составляется в двух экземплярах.
Предписания по устранению нарушений и требования о приостановке работ составляются в 2 экземплярах, один из которых направляется нарушителю, а другой хранится у должностного лица органа Минприроды России.
Предписания о прекращении финансирования (кредитования) работ, ведущихся с нарушением земельного законодательства, составляются в двух экземплярах, один из которых за подписью руководителя (заместителя) органа Минприроды России направляется в финансово-кредитные органы, другой хранится у должностного лица органа Минприроды России.
4.5. Протоколы по нарушениям земельного законодательства, допущенным военнослужащими и иными лицами, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, согласно ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях могут быть направлены в соответствующие органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. К указанным лицам не могут быть применены штрафные санкции.
4.6. Административная ответственность для граждан наступает по достижении ими 16-летнего возраста.
К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим нарушения земельного законодательства, в соответствии со ст. 14 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях взыскание применяется комиссиями по делам несовершеннолетних на основании Протоколов, составленных должностными лицами органов Минприроды России.