Приказ Минприроды РФ от 25 мая 1994 г. N 160 "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России" стр. 3

4.7. Должностными лицами и комиссиями органов Минприроды России в соответствии с их компетенцией должны приниматься к рассмотрению протоколы о нарушениях земельного законодательства, составленные другими органами госземконтроля, при условии, что в представленных материалах содержатся необходимые сведения для привлечения виновных лиц к ответственности.

5. Рассмотрение дел о нарушениях земельного законодательства

5.1. Дела о нарушениях земельного законодательства, указанных в п. 1.5. Инструкции, рассматриваются комиссиями органов Минприроды России и специально уполномоченными должностными лицами в порядке, определенном главой 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
В соответствии со от. 257 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях должностные лица или комиссии обязаны рассмотреть дело о нарушении земельного законодательства в 15-дневный срок со дня получения Протокола.
При наличии необходимых доказательств постановление о наложении штрафа в размерах, указанных в п. 2.1. "д" инструкции, может быть вынесено должностным лицом в присутствии виновного лица непосредственно на месте совершения правонарушения.
Нарушители земельного законодательства и другие заинтересованные лица вызываются на рассмотрение дела повесткой (приложение 9), отправляемой почтой с уведомлением о вручении либо телеграммой, телетайпограммой. телексом, телефонограммой, а также иными средствами связи, что должно иметь документальное подтверждение (почтовая карточка, выписка из регистра почтовых отправлений и книги телефонограмм и т.д.).
В случае неявки лица, привлекаемого к ответственности, при наличии данных о своевременном его извещении и отсутствии ходатайств о перенесении срока рассмотрения дела в соответствии со ст. 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях дело может быть рассмотрено в его отсутствие. Привод как мера обеспечения явки по делам о нарушениях земельного законодательства не предусмотрен.
В рассмотрении дела, кроме нарушителей земельного законодательства, при необходимости, могут принимать участие потерпевшие, законные представители несовершеннолетних и лиц, страдающих физическими и психическими недостатками, адвокат, свидетели, эксперт, переводчик.
5.2. Должностное лицо (Председатель комиссии) при подготовке к рассмотрению дела оценивает обоснованность отнесения к его компетенции рассмотрения данного дела, правильность составления протокола и иных материалов, приобщенных к делу, определяет своевременность извещения заинтересованных лиц о времени и месте рассмотрения дела и решает другие вопросы в соответствии со ст. 255 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении дела, определяются главой 20 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Возмещение расходов лицам, участвующим в рассмотрении дела (за исключением нарушителей), а также выплата вознаграждения экспертам производится в соответствии со ст. 254 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях с учетом Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной постановлениями Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245 и от 2 марта 1993 г. N 187, за счет средств территориальных и местных экологических фондов.
5.3. При рассмотрении комиссией дела о нарушениях земельного законодательства в соответствии со ст. 260 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях ведется Протокол заседания (приложение 10).
В Протоколе заседания указывается: дата и место заседания, состав комиссии, содержание рассматриваемого дела, сведения о явке лиц, участвующих в деле, их ходатайства, объяснения и результаты их рассмотрения, документы и вещественные доказательства, используемые при рассмотрении дела, сведения об оглашении принятого Постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования.
Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим в заседании и секретарем.
При рассмотрении дела должностным лицом ведение протокола не обязательно.
5.4. Рассмотрев дело о нарушении земельного законодательства, комиссия, должностное лицо, руководствуясь ст.ст. 22, 23, 24, 26, 36 и 262 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, выносит одно из следующих постановлений по делу (приложение 11):
1) о наложении административного взыскания;
2) о прекращении дела производством. Постановление должно содержать: наименование комиссии (должностного лица), вынесшей Постановление, дату рассмотрения дела, сведения о нарушителе, изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение; размер, срок и порядок уплаты штрафа; номер счета, на который должен быть перечислен штраф; срок и порядок обжалования постановления.
5.5. Комиссия вправе рассматривать дела при наличии двух третей состава комиссии, но не менее трех человек. Постановление комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствовавших на заседании. Член комиссии, не согласный с принятым решением, излагает письменно свое мнение, которое прилагается к Постановлению.
5.6. Решение по делу объявляется немедленно по окончании его рассмотрения, Постановление подписывается председательствующим и секретарем (должностным лицом) в трех экземплярах, регистрируется в Журнале (приложение 12) и в течение трех дней его копия вручается под расписку или высылается ценным (заказным) письмом лицу, в отношении которого оно вынесено. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.
5.7. При наложении взыскания на виновных учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие (чистосердечное раскаяние, предотвращение вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба и др. ) и отягчающие (продолжение противоправных действий, повторное совершение однородного правонарушения и др.) ответственность, указанные в ст. ст. 34 и 35 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
5.8. Должностные лица Минприроды России имеют право составлять протоколы и рассматривать дела по нарушениям земельного законодательства независимо от места их совершения, комиссии и должностные лица территориальных органов Минприроды России - по нарушениям, совершенным в пределах границ субъектов Российской Федерации, местных органов на подведомственных им территориях (городов, административных районов групп административных районов).
5.9. Протоколы, составляемые должностными лицами Минприроды России и его территориальных органов, по их усмотрению могут передаваться на рассмотрение в нижестоящие органы.
При необходимости, конца нарушение допущено на землях, находящихся в государственной собственности (федеральной и субъектов Российской Федерации), либо затрагивает интересы нескольких административно-территориальных образований или юридических лиц, имеющих федеральное и межрегиональное значение, а также при отсутствии комиссий в местных органах и некоторых других случаях по взаимной договоренности составленные протоколы могут передаваться на рассмотрение в вышестоящие территориальные органы в министерство.
Протоколы, направляемые в Минприроды России, минуя его территориальные органы, рассмотрению не подлежат.

6. Порядок обжалования постановления о наложении административного взыскания за нарушение земельного законодательства

6.1. Постановление комиссии или должностного лица о наложении административного взыскания за нарушение земельного законодательства может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения лицом, на которого наложен штраф, а также потерпевшим - в вышестоящий по подчиненности орган Минприроды России (вышестоящему должностному лицу), или в суд, решение которого является окончательным, в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено Постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.
6.2. Вышестоящий по подчиненности орган или должностное лицо рассматривает жалобу в 10-дневный срок со дня ее поступления и принимает одно из следующих решений:
оставляет Постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;
отменяет Постановление и направляет дело на новое рассмотрение;
отменяет Постановление и прекращает дело;
изменяет размер штрафа в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6.3. Постановление может быть опротестовано прокурором.
6.4. Подача жалобы или протест прокурора приостанавливает исполнение Постановления до окончания их рассмотрения.
6.5. Копия решения по жалобе или протесту на Постановление в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе, а по протесту также - прокурору.

7. Исполнение постановлений о наложении штрафа

7.1. Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему (получения по почте) Постановления о наложении штрафа.
В случае обжалования Постановления о привлечении к административной ответственности вышестоящему органу (должностному лицу) или в суде штраф уплачивается в 15-дневный срок со дня уведомления нарушителя о том, что жалоба оставлена без удовлетворения (ст. 285 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
7.2. Не подлежит выполнению Постановление о наложении штрафа, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения (ст. 282 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
7.3. Наложение штрафа и других взысканий не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного вреда (ст.ст. 125 и 126 Земельного кодекса РСФСР).
Одновременно с вынесением постановления о наложении штрафа должностное лицо (комиссия) устанавливает срок для устранения нарушения земельного законодательства, о чем делается запись в Постановлении. В случае неустранения нарушений в указанный срок виновные привлекаются к административной ответственности за неисполнение предписаний органов Минприроды России.
7.4. В случае неуплаты штрафа в срок взыскание денежных средств производится в соответствии с п. 18 Положения с:
юридических лиц (за исключением иностранных и международных организаций ) - в бесспорном порядке финансово-кредитными органами на основании Постановлений комиссий или должностных лиц;
иностранных и международных организаций, предпринимателей, без образования юридического лица - на основании решения арбитражного суда;
должностных лиц и граждан - на основании решения суда (ст. 286 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
7.5. Для взыскания денежных средств органы Минприроды России направляют заявление и материалы дела о нарушении земельного законодательства (протокол, постановление и др.) в суд, арбитражный суд или финансово-кредитные органы, где открыты счета юридических лиц (приложения 13, 14).
7.6. Суммы штрафов, налагаемых органами Минприроды России, направляются на счета соответствующих внебюджетных экологических фондов.

8. Порядок направления материалов для решения вопроса о привлечении нарушителей земельного законодательства к уголовной и дисциплинарной ответственности

8.1. Материалы по нарушениям земельного законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность, направляются не позднее месяца со дня их выявления в органы прокуратуры за должностные преступления (статьи 170 - 172 УК РСФСР), за самовольное занятие земель (ст. 199 УК РСФСР) в органы внутренних дел по месту совершения правонарушения.