11.3. В суде могут также рассматриваться жалобы на действия должностных лиц органов Минприроды России, осуществляющих госземконтроль.
12. Делопроизводство и составление отчетности о работе по осуществлению госземконтроля
12.1. Проводимые органами Минприроды России проверки по соблюдению земельного законодательства независимо от того, выявлены нарушения или нет, должны фиксироваться в специальной пронумерованной и прошитой Книге проверок соблюдения земельного законодательства (приложение 17) или отдельном разделе Книги проверок соблюдения природоохранительного законодательства.
12.2. Материалы по госземконтролю (указания, протоколы, требования и др.) брошюруются в специальное дело, которое хранится в течение трех лет.
12.3. При заполнении соответствующих граф Книги (журнала) должны указываться номера и даты составляемых документов (указаний, протоколов, писем, решений суда и др.).
Устранение нарушений земельного законодательства должно быть документально подтверждено (акт приемки работ по восстановлению земель и др.) или указана дата повторной проверки, в ходе которой должностные лица подтверждают факт устранения нарушения.
12.4. В соответствии с п. 11 Положения органы Минприроды России составляют ежегодный отчет о проделанной работе по госземконтролю согласно форме, утверждаемой Госкомстатом России (ф. N 1-зем), и в установленные сроки представляют его в вышестоящие органы (районные, межрайонные, городские органы Минприроды России - в территориальные органы Минприроды до 15 января, территориальные органы - в Минприроды России до 1 февраля).
По специальному запросу отчеты могут предоставляться в органы представительной или исполнительной власти, прокуратуру, а также, в необходимых случаях, другим организациям по письменному запросу с указанием цели и своих прав, определенных соответствующими документами на получение указанной информации.
При заполнении отчетности следует руководствоваться следующими правилами:
а) в количество проверок включаются все проведенные и зарегистрированные в Книге проверки, независимо от того, выявлены нарушения или нет;
б) при проведении проверки на территории одного собственника земли, землевладельца, землепользователя и арендатора независимо от количества проверенных участков (полей севооборотов, кварталов и т.д. ) и количества выявленных нарушений в показателе "количество проверок" показывается одна проверка. В случае проведения комплексных проверок (по использованию и охране земель, лесов, водных источников и т.д. ) также показывается одна проверка, если контролю подвергались наряду с другими природными ресурсами земельные участки;
в) в графе "выявлено нарушений" показывается количество нарушений, документально зафиксированных (предписании, протоколы, требования и т.д.) и зарегистрированных в Книге;
г) в графах "оформлено и передано материалов" показывается количество составленных и переданных на рассмотрение протоколов, предписаний, требований, учитывая, что по одному нарушению может быть составлено одновременно (протокол, требование о прекращении финансирования, несколько протоколов при наличии двух и более нарушителей и т.д.) или последовательно (предписание, протокол, требование о прекращении финансирования и т.д.) несколько документов;
д) в графах "привлечено нарушителей к административной ответственности" показывается общее количество привлеченных к ответственности, учитывая, что по одному нарушению может быть несколько виновных лиц;
е) в графе "привлечено к уголовной ответственности" показывается количество виновных лиц, привлеченных к ответственности по ст. ст. 170 - 172, 199 УК РСФСР по материалам, переданным органами Минприроды России;
ж) в графах "устранено нарушений" показываются все нарушения, устраненные за отчетный период, в том числе выявленные в предыдущие годы;
з) в отчетах, направляемых в Минприроды России, площади, на которых выявлены нарушения, показываются целыми числами (без десятых и сотых долей), а при площади менее 0,5 га делается прочерк.
12.5. Местные органы Минприроды России составляют отчет на основе записей в Книге и журнале регистрации поступивших на рассмотрение материалов по нарушениям земельного законодательства, территориальные органа - на основе обобщения отчетов местных органов и проверок, проведенных должностными лицами территориальных органов.
12.6. К отчету прилагается пояснительная записка, в которой необходимо показать:
а) количество должностных лиц, осуществляющих госземконтроль, в том числе в территориальных органах;
б) по каждой строке отчета 2 - 3 наиболее характерных и крупных случая нарушений земельного законодательства с указанием:
места (район, землепользователь, населенный пункт, водоохранная зона и т.д.), площади и видов угодий, на которых оно допущено;
наименование виновных юридических (форма собственности, ведомственная принадлежность или сфера деятельности) и должностных лиц (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы), а также граждан (фамилия, имя, отчество, местожительство);
информации о принятых мерах по устранению нарушения земельного законодательства;
наименования органов, принявших решения о привлечении виновных лиц к уголовной, административной и другой ответственности (сумма штрафа, срок лишения свободы, по какой статье и др.), а также на основании каких документов (номера и даты постановлений и решений);
в) конкретные факты с указанием причин, по которым переданные материалы были отклонены от рассмотрения судебными, кредитно-финансовыми, правоохранительными и другими органами (истечение срока исковой давности, отсутствие состава преступления и др.);
г) конкретные факты нарушений требований по охране окружающей среды при изъятии и предоставлении земель, совершении сделок с земельными участками (запрет на продажу и передачу в собственность земель государственных заповедников и др.) и меры. принятые по их устранению;
д) информация о ходе реализации региональных программ по улучшению использования земель и повышению плодородия почв;
е) виды нарушений, указанные в строке отчета "другие нарушения";
ж) примеры передового опыта в использовании и охране земель;
з) площади деградированных и загрязненных земель, выведенных по предложениям органов Минприроды России из хозяйственного оборота в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 555;
и) общие недостатки по использованию и охране земель и основные направления деятельности органов Минприроды России по их устранению;
к) предложения по улучшению организации госземконтроля и существующей отчетности.
12.10. Кроме того, к отчетам, направляемым в Минприроды России, прилагаются основные законодательные и нормативноправовые акты субъектов Российской Федерации, решения коллегий территориальных органов Минприроды России и другие документы по вопросам охраны и рационального использования земель, принятые за отчетный год.
Приложение 1
к инструкции по организации и
осуществлению госземконтроля
органами Минприроды России
Термины и определения
1. Самовольное занятие земель - пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.
К самовольному занятию относится пользование земельным участком:
до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка;
до заключения договора купли-продажи (купчей) или оформления в установленном порядке других документов, подтверждающих переход права собственности на землю;
до получения и регистрации в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды земли;
до установления границ участка на местности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
в случае приостановки неправомерных решений по вопросам изъятия, предоставления и совершения сделок с землей, до рассмотрения протестов, вынесенных органами, осуществляющими госземконтроль, в вышестоящих органах исполнительной власти суде или арбитражном суде.
2. Захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.).
3. Загрязнение земель - ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д. ), характеризующиеся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).
Загрязнение земель применяемыми в сельском и лесном хозяйстве средствами химизации характеризуется увеличением их содержания свыше предельно или ориентировочно допустимых концентраций в почве.
4. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также в следствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами.