Ведомственные строительные нормы ВСН АВ-ПАС-94 (РД 3107938-0181-94)"Автовокзалы и пассажирские автостанции"(утв. Минтрансом РФ 17 мая 1994 г.) стр. 4

Удаление воздуха из помещений, воздухообмен в которых определен расчетным путем, следует производить из верхней зоны сосредоточенно.
5.9. В проектах больших автовокзалов, предназначенных для строительства в IV климатическом районе, в операционных залах, залах ожидания, залах кафе и ресторанов, следует предусматривать кондиционирование воздуха, а в служебных и административных помещениях - установку бытовых оконных кондиционеров и потолочных вентиляторов.
5.10. Для экономии топливно-энергетических ресурсов для больших автовокзалов следует максимально использовать рециркуляцию воздуха, при этом максимальное количество наружного воздуха должно составлять 20 на одного человека, но не менее 20% общего количества воздуха.
5.11. При проектировании автовокзалов следует предусматривать использование тепловых вторичных энергетических ресурсов, целесообразность использования которых определяется экономическим расчетом.
5.12. В пассажирских автостанциях допускается устройство печного отопления.

6. Электроснабжение и электротехнические устройства

6.1. Электроснабжение, электротехнические устройства и искусственное освещение следует проектировать в соответствии с действующими Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), главой СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения, другими главами СНиП по инженерному оборудованию и настоящим разделом.
6.2. Основные электропотребители средних и больших автовокзалов в отношении обеспечения надежности электроснабжения следует относить:
- к I категории - установки пожаротушения, охранная и пожарная сигнализация согласно требованиям СНиП 2.04.09-84;
- ко II категории - автоматизированные системы бронирования и продажи билетов, средства связи, сигнализации и оповещения, электросиловые устройства предприятий общественного питания, с числом посадочных мест - 50 и более, наружное освещение привокзальных площадей, расположенных вне населенных мест, перронов, автоматические камеры хранения ручного багажа;
- к III категории - вентиляционное оборудование, внутренние и наружные световые указатели, рекламное и иллюминационное освещение и другие электроприемники бытового и хозяйственного назначения.
Светильники аварийного и эвакуационного освещения, указатели аварийных выходов, внутренних и наружных световых указателей, рекламного и иллюминационного освещения должны присоединяться к источнику, независимому по отношению к источнику, питающему рабочее освещение. Светильники эвакуационного освещения и указатели аварийных выходов допускается осуществлять по самостоятельным групповым линиям, начиная от вводно-распределительного устройства или трансформаторной подстанции (ТП).
В проектах пассажирских автостанций и малых автовокзалах перечисленные электроприемники II категории могут быть отнесены к III категории.
6.3. При необходимости установки для электроснабжения вокзалов ТП их следует принимать встроенными в здание вокзала, либо в пристройках к нему. Допускается предусматривать и отдельно стоящие ТП.
6.4. Наружное освещение вокзалов и автостанций, привокзальной площади и перрона должно иметь дистанционное управление, а внутреннее освещение помещений, предназначенных для пассажиров - централизованное.
6.5. Эвакуационное освещение должно предусматриваться в следующих помещениях и сооружениях вокзалов:
- в вестибюлях, кассовых залах, коридорах, переходах, галереях, лестницах, а также в пешеходных тоннелях, на пешеходных мостах и перронах;
- в помещениях, в которых одновременно может находится более 100 человек;
- в диспетчерских, радиоузлах, помещениях связи, комнатах матери и ребенка, сберегательных кассах, щитовых помещениях вводно-распределительных устройств.
Аварийное освещение должно предусматриваться в кабинетах билетных касс, в помещениях транспортной милиции, в пунктах централизованного управления системами инженерного оборудования.
6.6. Освещенность в помещениях вокзалов и автостанций следует принимать по таблице 8.
Таблица 8
Помещения
Плоскость нормирования освещенности,
высота плоскости над полом, м
Освещенность при системе общего освещения, лк люминесцентные лампы
Показатель дискомфорта, не более
Коэффициент пульсации освещенности, %, не более
1
2
3
4
5
1. Операционные и кассовые залы, билетные кассы*, помещения отделений связи*, медицинские пункты, служебные помещения*
Г-0,8
300
40
15
2. Залы ожидания
Г-0,8
200
60
20
3. Вестибюли, распределительные залы
Пол
150
60
-
4. Помещения приема и выдачи багажа
Г-0,8
100
60
20
5. Камеры хранения ручной клади
В-1
75
-
-
6. Комнаты матери и ребенка:
игровая
Г-0,8
150
60
20
спальная*
Г-0,8
75
-
-
7. Коридоры, пешеходные тоннели, галереи, главные лестницы
Пол
75
-
-
Примечание. Звездочками отмечены помещения, в которых необходимо устройство дополнительного местного освещения.
6.7. Освещенность наружных территорий вокзалов следует принимать в соответствии с таблицей 9.
Таблица 9
Освещаемые объекты
Средняя горизонтальная освещенность, лк
1
2
1. Перроны малых вокзалов и автостанций
30
2. Перроны средних и больших вокзалов
50*
3. Пешеходные тоннели, крытые лестницы тоннелей:
днем
100
вечером и ночью
40
4. Открытые лестницы пешеходных тоннелей
20
5. Мосты для пешеходов
30
Примечания. 1. Нормы освещенности перронов принимаются одинаковыми при любых источниках света.
2. * - При наличии прикладного телевидения освещенность может быть увеличена.
6.8. Молниезащиту зданий автовокзалов и автостанций следует предусматривать в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений.

7. Связь и сигнализация

На автовокзалах и пассажирских автостанциях следует, как правило, предусматривать виды связи согласно таблице 10.
Таблица 10
Виды связи и сигнализации
Автостанции
Автовокзалы
малые
средние
большие
1
2
3
4
5
1. Телефонная связь:
1.1. Междугородняя
-
+
+
+
1.2. Городская
+
+
+
+
1.3. Местная
-
-
-
+
1.4. Информационно-справочная
-
-
-
+
2. Телеграфная (телетайпная) связь
+
+
+
+
3. Радиооповещение
+
+
+
+
4. Радиофикация
+
+
+
+
5. Громкоговорящая связь *
+
+
6. Телевидение:
6.1. Прикладное**
-
-
-
+
6.2. Широковещательное ***
-
-
-
+
7. Электрочасофикация
-
+
+
+
8. Связь "кассир-пассажир"
+
+
+
+
9. Связь "кассир-оператор"
-
-
+
+
Примечания. 1. * Главный пульт рекомендуется устанавливать в кабинете начальника вокзала.
2. ** Пульт управления передающими камерами и видеоконтрольное устройство (ВКУ) следует предусматривать в помещении старшего диспетчера службы организации перевозок, у дежурного по вокзалу должно устанавливаться выносное видеоконтрольное устройство.
3. *** Телевизионные приемники, как правило, цветного изображения должны устанавливаться в залах ожидания пассажиров, игровой комнате матери и ребенка и др.

8. Охрана окружающей природной среды

8.1. Охрана атмосферного воздуха от выбросов вредных веществ

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы вредных веществ, выделяющиеся от автобусов, движущихся по территориям автовокзала и пассажирской станции и стоящих на перронах и на постах отстоя.
Основными вредностями являются:
окись углерода, окислы азота и углеводороды.
На перронах отправления автовокзалов от выхлопных труб автобусов следует предусматривать местные отсосы на гибких шлангах из расчета 650 от каждого автобуса.
Количество вредностей следует определять в соответствии с "Общесоюзными нормами технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта" ОНТП-01-91, приложение 6.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) для автовокзалов и автостанций в соответствии с санитарными нормами составляет 100 м. Для определения концентраций вредных веществ на границе СЗЗ следует выполнять расчет рассеивания выбросов вредных веществ.
В случае превышения ПДК вредных веществ на границе СЗЗ необходимо при составлении расписания движения автобусов уменьшить количество отправлений автобусов в час.

8.2. Охрана окружающей среды от загрязнений сточными водами.

Разработку мероприятий по охране водоемов следует производить на основе следующих нормативно-методических документов:
- СНиП 2.04.03-85; ВСН 01-89;
- "Правил охраны поверхностных вод" /типовые положения/, утвержденных Госкомприродой СССР 21.02.91;