Удаление воздуха из помещений, воздухообмен в которых определен расчетным путем, следует производить из верхней зоны сосредоточенно.
5.9. В проектах больших автовокзалов, предназначенных для строительства в IV климатическом районе, в операционных залах, залах ожидания, залах кафе и ресторанов, следует предусматривать кондиционирование воздуха, а в служебных и административных помещениях - установку бытовых оконных кондиционеров и потолочных вентиляторов.
5.10. Для экономии топливно-энергетических ресурсов для больших автовокзалов следует максимально использовать рециркуляцию воздуха, при этом максимальное количество наружного воздуха должно составлять 20 на одного человека, но не менее 20% общего количества воздуха.
5.11. При проектировании автовокзалов следует предусматривать использование тепловых вторичных энергетических ресурсов, целесообразность использования которых определяется экономическим расчетом.
5.12. В пассажирских автостанциях допускается устройство печного отопления.
6. Электроснабжение и электротехнические устройства
6.1. Электроснабжение, электротехнические устройства и искусственное освещение следует проектировать в соответствии с действующими Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), главой СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения, другими главами СНиП по инженерному оборудованию и настоящим разделом.
6.2. Основные электропотребители средних и больших автовокзалов в отношении обеспечения надежности электроснабжения следует относить:
- к I категории - установки пожаротушения, охранная и пожарная сигнализация согласно требованиям СНиП 2.04.09-84;
- ко II категории - автоматизированные системы бронирования и продажи билетов, средства связи, сигнализации и оповещения, электросиловые устройства предприятий общественного питания, с числом посадочных мест - 50 и более, наружное освещение привокзальных площадей, расположенных вне населенных мест, перронов, автоматические камеры хранения ручного багажа;
- к III категории - вентиляционное оборудование, внутренние и наружные световые указатели, рекламное и иллюминационное освещение и другие электроприемники бытового и хозяйственного назначения.
Светильники аварийного и эвакуационного освещения, указатели аварийных выходов, внутренних и наружных световых указателей, рекламного и иллюминационного освещения должны присоединяться к источнику, независимому по отношению к источнику, питающему рабочее освещение. Светильники эвакуационного освещения и указатели аварийных выходов допускается осуществлять по самостоятельным групповым линиям, начиная от вводно-распределительного устройства или трансформаторной подстанции (ТП).
В проектах пассажирских автостанций и малых автовокзалах перечисленные электроприемники II категории могут быть отнесены к III категории.
6.3. При необходимости установки для электроснабжения вокзалов ТП их следует принимать встроенными в здание вокзала, либо в пристройках к нему. Допускается предусматривать и отдельно стоящие ТП.
6.4. Наружное освещение вокзалов и автостанций, привокзальной площади и перрона должно иметь дистанционное управление, а внутреннее освещение помещений, предназначенных для пассажиров - централизованное.
6.5. Эвакуационное освещение должно предусматриваться в следующих помещениях и сооружениях вокзалов:
- в вестибюлях, кассовых залах, коридорах, переходах, галереях, лестницах, а также в пешеходных тоннелях, на пешеходных мостах и перронах;
- в помещениях, в которых одновременно может находится более 100 человек;
- в диспетчерских, радиоузлах, помещениях связи, комнатах матери и ребенка, сберегательных кассах, щитовых помещениях вводно-распределительных устройств.
Аварийное освещение должно предусматриваться в кабинетах билетных касс, в помещениях транспортной милиции, в пунктах централизованного управления системами инженерного оборудования.
6.6. Освещенность в помещениях вокзалов и автостанций следует принимать по таблице 8.
Таблица 8
Помещения | Плоскость нормирования освещенности, высота плоскости над полом, м | Освещенность при системе общего освещения, лк люминесцентные лампы | Показатель дискомфорта, не более | Коэффициент пульсации освещенности, %, не более |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Операционные и кассовые залы, билетные кассы*, помещения отделений связи*, медицинские пункты, служебные помещения* | Г-0,8 | 300 | 40 | 15 |
2. Залы ожидания | Г-0,8 | 200 | 60 | 20 |
3. Вестибюли, распределительные залы | Пол | 150 | 60 | - |
4. Помещения приема и выдачи багажа | Г-0,8 | 100 | 60 | 20 |
5. Камеры хранения ручной клади | В-1 | 75 | - | - |
6. Комнаты матери и ребенка: | ||||
игровая | Г-0,8 | 150 | 60 | 20 |
спальная* | Г-0,8 | 75 | - | - |
7. Коридоры, пешеходные тоннели, галереи, главные лестницы | Пол | 75 | - | - |
Примечание. Звездочками отмечены помещения, в которых необходимо устройство дополнительного местного освещения.
6.7. Освещенность наружных территорий вокзалов следует принимать в соответствии с таблицей 9.
Таблица 9
Освещаемые объекты | Средняя горизонтальная освещенность, лк |
1 | 2 |
1. Перроны малых вокзалов и автостанций | 30 |
2. Перроны средних и больших вокзалов | 50* |
3. Пешеходные тоннели, крытые лестницы тоннелей: | |
днем | 100 |
вечером и ночью | 40 |
4. Открытые лестницы пешеходных тоннелей | 20 |
5. Мосты для пешеходов | 30 |
Примечания. 1. Нормы освещенности перронов принимаются одинаковыми при любых источниках света.
2. * - При наличии прикладного телевидения освещенность может быть увеличена.
6.8. Молниезащиту зданий автовокзалов и автостанций следует предусматривать в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений.
7. Связь и сигнализация
На автовокзалах и пассажирских автостанциях следует, как правило, предусматривать виды связи согласно таблице 10.
Таблица 10
Виды связи и сигнализации | Автостанции | Автовокзалы | ||
малые | средние | большие | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Телефонная связь: | ||||
1.1. Междугородняя | - | + | + | + |
1.2. Городская | + | + | + | + |
1.3. Местная | - | - | - | + |
1.4. Информационно-справочная | - | - | - | + |
2. Телеграфная (телетайпная) связь | + | + | + | + |
3. Радиооповещение | + | + | + | + |
4. Радиофикация | + | + | + | + |
5. Громкоговорящая связь * | + | + | ||
6. Телевидение: | ||||
6.1. Прикладное** | - | - | - | + |
6.2. Широковещательное *** | - | - | - | + |
7. Электрочасофикация | - | + | + | + |
8. Связь "кассир-пассажир" | + | + | + | + |
9. Связь "кассир-оператор" | - | - | + | + |
Примечания. 1. * Главный пульт рекомендуется устанавливать в кабинете начальника вокзала.
2. ** Пульт управления передающими камерами и видеоконтрольное устройство (ВКУ) следует предусматривать в помещении старшего диспетчера службы организации перевозок, у дежурного по вокзалу должно устанавливаться выносное видеоконтрольное устройство.
3. *** Телевизионные приемники, как правило, цветного изображения должны устанавливаться в залах ожидания пассажиров, игровой комнате матери и ребенка и др.
8. Охрана окружающей природной среды
8.1. Охрана атмосферного воздуха от выбросов вредных веществ
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы вредных веществ, выделяющиеся от автобусов, движущихся по территориям автовокзала и пассажирской станции и стоящих на перронах и на постах отстоя.
Основными вредностями являются:
окись углерода, окислы азота и углеводороды.
На перронах отправления автовокзалов от выхлопных труб автобусов следует предусматривать местные отсосы на гибких шлангах из расчета 650 от каждого автобуса.
Количество вредностей следует определять в соответствии с "Общесоюзными нормами технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта" ОНТП-01-91, приложение 6.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) для автовокзалов и автостанций в соответствии с санитарными нормами составляет 100 м. Для определения концентраций вредных веществ на границе СЗЗ следует выполнять расчет рассеивания выбросов вредных веществ.
В случае превышения ПДК вредных веществ на границе СЗЗ необходимо при составлении расписания движения автобусов уменьшить количество отправлений автобусов в час.
8.2. Охрана окружающей среды от загрязнений сточными водами.
Разработку мероприятий по охране водоемов следует производить на основе следующих нормативно-методических документов:
- СНиП 2.04.03-85; ВСН 01-89;
- "Правил охраны поверхностных вод" /типовые положения/, утвержденных Госкомприродой СССР 21.02.91;